Конспект урока русского языка "Неизменяемые слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Куценко Ярославна Олеговна

Предлагаю конспект открытого урока русского языка "Неизменяемые слова" для 2 класса по программе "Начальная школа XXI век".

Кроме самого конспекта прилагаю раздаточный материал, который использовался на уроке и Презентацию к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 295

Фрунзенского района

Конспект открытого урока русского языка

во 2 «Е» классе

Тема: «Неизменяемые слова»

Тип урока – открытие новых знаний

и способов действий

Программа: «Начальная школа XXI век»

Учитель: Куценко Ярославна Олеговна

Санкт-Петербург

2019г.

Цель урока: познакомить со словами, форма которых не меняется

Задачи:

  1. Обогащать устную и письменную речь учащихся
  2. Развивать интерес к изучению русского языка
  3. Отрабатывать умение работать по алгоритму
  4. Познакомить с новыми словарными словами  пальто, кино

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулируют тему и учебные задачи урока после предварительного обсуждения;

- умеют работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение;

Регулятивные УУД:

- демонстрируют сотрудничество с учителем при решении языковой проблемы;

- умеют анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению.

Коммуникативные УУД:

- развивают умение формировать и высказывать собственное мнение;

- проявляют способность аргументировать свою позицию, свой ответ;

Личностные УУД:

- проявляют учебно-познавательную мотивацию;

- проявляют способность к самооценке;

- оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе;

- выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях


Самоанализ урока русского языка во 2 Е классе ГБОУ Гимназия №295

Учитель: Куценко Я.О.

Тема урока «Неизменяемые слова», программа «Начальная школа XXI век»

Цель урока: познакомить со словами, форма которых не меняется

Задачи:

1.        Обогащать устную и письменную речь учащихся

2.        Развивать интерес к изучению русского языка

3.        Отрабатывать умение работать по алгоритму

4.        Познакомить с новыми словарными словами  пальто, кино

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулируют тему и учебные задачи урока после предварительного обсуждения;

- умеют работать по алгоритму, устанавливать аналогии, проводить сравнение;

Регулятивные УУД:

- демонстрируют сотрудничество с учителем при решении языковой проблемы;

- умеют анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению.

Коммуникативные УУД:

- развивают умение формировать и высказывать собственное мнение;

- проявляют способность аргументировать свою позицию, свой ответ;

Личностные УУД:

- проявляют учебно-познавательную мотивацию;

- проявляют способность к самооценке;

- оценивают свою активность в деятельности, проявляют старание и терпение в работе;

- выражают доброжелательность в деловых партнерских взаимоотношениях

На уроке применялись следующие формы работы – фронтальная, индивидуальная, работа в парах;  методы работы – словесный, решение проблемной ситуации, практический метод

Была проведена работа с учебником: изучение теоретического материала, выполнение упражнения. Использовались дополнительные материалы – кроссворд, карточки с заданием, дифференцированное задание на дом.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Наглядный  материал

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует уч-ся

Прозвенел звонок для нас!

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и тихо садитесь на свои места.

Проявляют готовность к работе на уроке

  1. Чистописание

Пальчиковая гимнастика

- Откройте рабочие тетради.

Проверьте, у всех должно быть записано число и вид работы - 9 октября,  Классная работа

- Подготовим наши пальчики к письму.

Взгляните на доску. Пропишите красиво первую и вторую строку букв.

Следите за правильным положением ваших тетрадей, посадкой. Держите правильно ручку при письме.

Делают упражнения «Я здороваюсь везде…»

Прописывают:

  1. Словарно-орфографическая работа

-Взгляните внимательно на первую и вторую последовательность букв, которые вы прописали.

-Попробуйте составить из этих букв слова.

-Слова пальто и кино – словарные. Проговорим слова орфографически.

Запишем их в тетради, отметим непроверяемые орфограммы, поставим ударения.

- Составим и запишем по два словосочетания с новыми словарными словами

Ставят буквы в нужном порядке.

Получают 2 слова: пальто и кино

Записывают слова в тетрадь, обозначают орфограммы, проговаривают, запоминают правописание.

Предлагают варианты словосочетаний. Записывают в тетрадь, прорабатывают орфограммы.

  1. Постановка учебной задачи

.

Одно из словарных слов, с которым вы сейчас познакомились, поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

На ваших партах листочки с таким же заданием, как на доске.

Прочитайте словосочетания с существительным ваза.

-Меняется ли форма слова ваза?

Как называется изменяемая часть слова?

Выделите окончания во всех формах слова ваза, пользуясь алгоритмом.

-Прочитайте словосочетания с существительным пальто.

Меняется форма слова пальто?

Если форма слова не меняется, мы можем обозначить окончания?

-Как вы думаете, как  можно назвать  имена существительные, у которых не изменяется форма слова?

Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  

Тема урока -«Неизменяемые слова».

Пользуясь подсказками, проговорим  наши учебные задачи: что мы узнаем и чему будем учиться.

Читают словосочетания, отвечают на вопросы

- Да, меняется

- Окончание

Выделяют окончания. Применяют алгоритм:

1.Изменю форму слова по вопросам.

2.Ищу общую часть в формах слова.

3.Изменяемая часть является окончанием

- Нет, форма слова не меняется.

- Нет, не можем

- Неизменяемые

- О неизменяемых словах.

Формулируют учебные задачи

На уроке я узнаю…

Я буду учиться…

Я буду тренироваться…

        У учащихся индивидуальные листы с данным заданием.

Алгоритм на стенде

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Неизменяемые слова

Лексическая работа

Рефлексия

- Ребята, интересно вам узнать, какие еще неизменяемые слова есть в русском языке?

Откройте учебник на стр. 74.

Найдите и прочитайте рубрику «Тайна языка»

- Итак, ребята, что важно запомнить про неизменяемые имена существительные?

- Как вы думаете, откуда появились в русском языке такие непослушные слова?

Предлагаю разгадать кроссворд, в котором загаданы неизменяемые существительные. Можете пользоваться подсказкой в рубрике «Тайны языка». Работать будете в парах. Кроссворд перед вами на листах.

Пара, закончившая разгадывать кроссворд, «построит домик»

Проверим кроссворд

Какой вопрос вызвал затруднение? Все ли слова легко было отгадать?

  1. Пианино. Это слово появилось во французском языке, потом попало в итальянский, затем в русский язык.
  2. Радио.Слово пришло к нам из немецкого языка.
  3. Пони  - из английского языка
  4. Кенгуру. Слово попало к нам из английского языка.
  5. Меню - имеет французские корни

Просигнальте мне своими цветочками-светофорами, как вы оцениваете свою работу при разгадывании кроссворда.

Ребята, если вам интересно узнать, какие еще слова-иностранцы живут в русском языке, вы можете заглянуть в словарь иностранных слов(учитель демонстрирует словарь)

Проявляют интерес

Читают теоретическую часть и примеры неизменяемых существительных

- У этих слов одна форма, они не изменяются и не имеют окончания.

- Из других языков

Работают в парах, разгадывают кроссворд.

Читают вопросы, называют слова-отгадки.

Показывают светофорчики.

У учащихся на листах кроссворд с вопросами.

К

М

Е

Е

П

И

А

Н

И

Н

О

О

Г

Ю

Н

У

И

Р

А

Д

И

О

У

  1. Очень музыку любили

Две сестры – Наташа с Ниной.

И поэтому купили

Им большое …

  1. Без языка живет,

Но говорит и поет.

  1. Маленькие кони

Добрые тихони,

Кушают с ладони.

Все  зовут их …

  1. Мама, по делам спеша,

В сумке носит малыша.

Скачет с ним на всём пару

Австралийский –

  1. В нем все блюда на виду,

Выбирай себе еду

  1. Физминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою клен.

Сидя выполняют движения за учителем

  1. Закрепление знаний и способов действий

Выполним упражнение № 3, стр. 75

Прочитайте задание.

Прочитайте  образец.

Вам нужно записать следующие 3 предложения. Работать будете самостоятельно.

Просигнальте мне, как вы поняли задание.

Проверка.

Проверьте свои записи с записью на доске.

Оцените свою работу на полях: зеленый кружок - разобрался, без ошибок выполнил упражнение;

желтый – не до конца разобрался;

красный – ничего не понял, не выполнил задание

- Какие слова не изменили  свою форму?

- Как мы называем такие слова?

Выполняют упражнение. Обозначают окончания существительных, где это возможно

В зоопарке нет медведя, кенгуру, пони.

Проводят самооценку

-Кенгуру и пони

-Неизменяемые

  1. Сообщение домашнего задания

Найдите на странице 75 упражнение № 5, его вы выполните дома. Прочитайте задание к упражнению.

Вы потренируетесь в подборе нужной формы слова.

Дополнительно я приготовила задание на карточке. Оно непростое. Кто справится – получит оценку в журнал.

Необходимо собрать рассыпавшиеся предложения, поставив слова в нужную форму.

Выполняя это задание, нужно помнить о теме сегодняшнего урока.

- Кто нам напомнит тему урока?

-Неизменяемые слова

На карточках: Предложения рассыпались. Поставь слова в нужную форму, составь и запиши предложения.

  1. сестра, эскимо,купить,в, кафе,
  2. недавно, метро, открыли, станция, новый
  3. до, мы, ехать, вокзал, такси, на

9. Итог урока. Рефлексия

- Ребята, послушайте, какое забавное стихотворение мне попалось.

Осень, дождь, вокруг зонты — надевать пора пальты.

В магазин мы под зонтом

едем с мамой за пальтом.

Вот конец всей суете —

еду в новом я пальте.

Ах, какая красота:

пять карманов у пальта!

А когда я подрасту,

брату я отдам пальту.

Я думаю, что это стихотворение  написал Незнайка…

А вы как считаете? Где здесь ошибки?

- Давайте прочитаем стихотворение правильно с точки зрения русского языка. Продолжайте за мной!

- Какие еще неизменяемые имена существительные вы теперь знаете? Приведите примеры.

- Почему они называются неизменяемыми?

Оцените свою работу на уроке.

Урок окончен.

- Слово пальто нельзя изменять, у него всегда одна форма и нет окончания. Слово пальто – неизменяемое!

Заканчивают стихотворные строки словом пальто в его единственно правильной форме.

Приводят примеры.

-У этих слов всегда одна форма и нет окончания.

Демонстрируют светофорчики.

Обозначь окончания имён существительных

там, где это возможно

Обозначь окончания имён существительных

там, где это возможно

новая ваза

новое пальто

новая ваза

новое пальто

в новой вазе

в новом пальто

в новой вазе

в новом пальто

у новой вазы

у нового пальто

у новой вазы

у нового пальто

новой вазой

новым пальто

новой вазой

новым пальто

Обозначь окончания имён существительных

там, где это возможно

Обозначь окончания имён существительных

там, где это возможно

новая ваза

новое пальто

новая ваза

новое пальто

в новой вазе

в новом пальто

в новой вазе

в новом пальто

у новой вазы

у нового пальто

у новой вазы

у нового пальто

новой вазой

новым пальто

новой вазой

новым пальто

Обозначь окончания имён существительных

там, где это возможно

Обозначь окончания имён существительных

там, где это возможно

новая ваза

новое пальто

новая ваза

новое пальто

в новой вазе

в новом пальто

в новой вазе

в новом пальто

у новой вазы

у нового пальто

у новой вазы

у нового пальто

новой вазой

новым пальто

новой вазой

новым пальто

  1. Очень музыку любили

Две сестры – Наташа с Ниной.

И поэтому купили

Им большое …

  1. Без языка живет,

Но говорит и поет.

  1. Маленькие кони

Добрые тихони,

Кушают с ладони.

Все  зовут их …

  1. Мама, по делам спеша,

В сумке носит малыша.

Скачет с ним на всём пару

Австралийский –

  1. В нем все блюда на виду,

Выбирай себе еду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...

Конспект урока русского языка 3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы»"

Конспект урока русского языка  3 класс "Сочинение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по коллективно-составленному плану «Красота русской зимы&raq...