Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сорокина Евгения Васильевна

Класс: 4 «б»

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа России»

Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; УМК «Школа России».

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

  • выведение алгоритма правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
  • развитие умений писать слова с орфограммой - буквой безударного гласного в окончании существительного;
  • графически её обозначать и объяснять написание с опорой на алгоритм.

Задачи:

  • выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме;
  • сформулировать алгоритм для проверки написания безударных падежных окончаний существительных;
  • формировать умения определять склонение и падеж существительных;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
  • создавать положительный настрой на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:        

  • Уметь пользоваться алгоритмом правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.
  • Уметь определять безударные падежные окончания имён существительных, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- закреплять знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работ.

Технология обучения: методы и приёмы технологии проблемно-диалогического обучения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, учебник «Русский язык 4 класс, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1.Организационный момент

(3 мин.)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Здравствуйте, дети.

- Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

- У тебя всё получится;

- Если тебе будет трудно, то я помогу.

- Тихонько присаживайтесь.

Обучающиеся поворачиваются к соседу и желают добра.

Регулятивные (формирование целевых установок)

Личностные (отношение к учебной деятельности)

2.Самоопределение к деятельности (4 мин.)

Цель: Выявление места и причины затруднения; постановка цели учебной деятельности.

 Просмотр слайда презентации. /Слайд 2/

 На доске даны слова:

Р_ка, т_шина, доро_ка, сер_це, о книг_, звёз_ный,  у кнопк_, св_ча, мя_кий, , тра_ка, радос_ный, на кроват_,  в песн_.

- Что вы можете сказать об этих словах? На какие группы можно их разделить?

- Что осталось? Что за орфограмма?

-Поставьте ударение.

-Чем похожи эти слова?  

-Определите какие гласные буквы надо вставить.

-Почему возникли разногласия - одни думают, что надо писать «и», а другие считают, что надо писать «е»?

-Сформулируйте тему урока.

- Давайте вместе поставим цели нашего урока. Чему будем учиться? (Определять безударные гласные в окончаниях имен существительных)

 

Делят слова на четыре группы.

- О книг_, у кнопк_, на кровати_, в песн_

- Это имена существительные, у всех существительных пропущена безударная гласная.

- Мы не знаем как определить безударную гласную в окончании имени существительного.

- Безударные гласные в окончаниях имен существительных

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира)

4.Работа по теме урока

Построение проекта выхода из затруднения ( 15 мин.)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации.

- Вернемся к словам на доске

О

книге    у кнопки     на кровати    в песне

-Я вписала окончания. Как вы думаете почему разные окончания? От чего это зависит?

-Возможно. Давайте проверим. Определите склонение  

о книге (1скл.)    у кнопки (1скл.)    на кровати (3скл.)     в песне (1скл.)

-Вывод? (Тип склонений у трех существительных одинаковый, а окончания разные.)

-Значит, еще от чего-то зависит выбор окончания? От чего?

-Возможно. Давайте проверим. Определите падеж существительных. (Дети определяют падеж с объяснением.)

о книге (1скл., П.п.)   у кнопки (1скл., Р.п.)   на кровати (3скл., П.п.)   в песне (1скл., П.п.)

-Вывод?

-У каких существительных совпало и окончание, и склонение, и падеж? (о книге, в песне)

-Значит, от чего зависит окончания существительного?

-Хорошо, определили склонение, падеж, а как же мы узнаем какое именно окончание нужно писать? (Можем узнать по таблице, которую мы вывели на предыдущих уроках.)

- Итак, давайте составим алгоритм действий для определения безударных окончаний имен существительных.

Алгоритм

  1.  Поставить существительное в начальную форму.
  2. Определить у него род.
  3. Выделить окончание.
  4. Определить тип склонения.
  5. Поставить вопрос и определить падеж.
  6. Вспомнить, какое окончание имеет существительное этого склонения в данном падеже или проверить себя, подставив слова-помощники того же склонения, в том же падеже с ударным окончанием (пользуясь памяткой и словами помощниками)

     1 скл. Луна, земля.

     2 скл. Конь, окно.

     3 скл. Печь, степь.

 –Давайте сравним наш алгоритм определения безударных окончаний существительных с алгоритмом в учебнике. Откройте учебник на с.103

-Что скажете? (В учебнике, вместо посмотрим окончание в таблице, написано вспомним окончание.)

-Почему это слово там употреблено? (Значит, мы должны выучить окончания и вспоминать, а так как мы еще их не выучили, то будем смотреть в таблице.)

 

 

 

- От склонения.

Дети определяют тип склонения

- От падежа)

- Существительные в одном и том же падеже имеют разные окончания.

- Зависит от типа склонения и от падежа.

 

  

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Познавательные (мыслительные операции, самостоятельное выделение и формирование цели, поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно оценочная деятельность)

Познавательные:

(извлечение из предметного текста необходимой информации, использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др).

Коммуникативные:

( выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, построение логической цепи рассуждений и доказательств)

5.Физкультминутка

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

- Ребята, мы с вами хорошо поработали. Пришла пора нам отдохнуть.

 

Обучающиеся выполняют упражнения

6.Закрепление изученного (3-4 мин.)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

-А сейчас все вместе поработаем, используя алгоритм.

 Читать в газет_, вышел из кухн_, подошли к сторожк_, возился в огород_, на краю пропаст_, пробежал по площад_, корзинка для земляник_, на большой скорост_, отдыхали на озер_.

   Практическая работа в парах.

1 ряд. Исправьте ошибки.

Висят на еле, увидел в поли, подошел к ромашки, записал в тетради, прокатился на лошадки, сидел на уроке, рассказал об учители, отдыхал на юг_, варенье из клубник_, письмо в конверт_.

2 ряд. Указать над словом склонение. Вставить пропущенное окончание, выделить его. Записать слово-помощник в скобках, выделить окончание.

в подъезд__  (______), на парт__ (______), в проруб__   (_____), из банк__ ,     (____), о салют__ (_____), в очеред__    (_______), на горизонт__     (_____),

в компот_ (____), к работ__ (______), в сумк__ (_______).

3 ряд. Вставить пропущенные буквы.

Об ураган_, на теплоход_, из библиотек_, из кастрюл_, в чемодан_, по привычк_, из поездк_, без вилк_, в экипаж_, о походк_.

Дети по цепочке выполняют работу. комментируя свой ответ.

Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.

 Познавательные (мыслительные операции,извлечение необходимой информации из текста )

Регулятивные

(выполнение пробного задания, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии, саморегуляция в затруднении)

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

 

7.Рефлексия учебной деятельности(2 мин.)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

  Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

- Правописание каких слов мы сегодня закрепляли?

- Чем пользовались при написании?

- Кто напомнит нам алгоритм?

Рефлексивный экран

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было трудно…
  3. Теперь я могу…
  4. Мне было интересно…

( Учитель оценивает работу детей и выставляет отметки за урок).

8. Домашнее задание.

- Откройте дневник, запишите домашнее задание:

1) упражнение на дополнительном листе.

- В домашнем упражнении вам надо списать, вставить пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом, указать склонение и падеж, графически обозначить орфограмму.

2) Составить и записать 3-4 предложения, чтобы имена существительные стояли в Р.п., Д.п.,П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...