русский язык "Что рассказало слово" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Копылова Ирина Васильевна

Русский язык 2 класс "Что рассказало слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспектива»

Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование: компьютер, видеопроектор, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Тема урока: «Что рассказало слово».

Цель урока: показать роль слова в речевом общении

Задачи урока: 

  • воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, коммуникативные качества личности;
  • речевой этикет;
  • развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать информацию, используя словари;
  • продолжить работу над изучением лексического значения слова;
  • организовать самооценку учащимися знаний и умений при выполнении заданий.

Планируемые результаты образования:

Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознавать гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества; формирование положительной мотивации к изучению родного языка.

Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнение заданий в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос, контроль и оценка своих знаний;

Познавательные: общеучебные – осмысление роли слова в общении; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки, рассуждение, доказательство;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, овладение умениями слушать и вступать в диалог, продуктивно сотрудничать с одноклассниками.

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Мотивационная  установка на предстоящую  работу.

Приём «Удивляй»

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Вениаминовна и вашим учителем сегодня буду я.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети.

Не ленитесь,

Все мне дружно

улыбнитесь!

Вдруг пропадает голос и ни слова не говоря, прошу  детей присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока (указав пальцами на свои глаза, уши).

- Ребята, всё ли вам было понятно?  

 - Почему не все жесты вы поняли?

Чего не хватило для точного понимания учителя?

 - Ребята, а вы знаете как родилось слово?

Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки.

Мы и сейчас можем говорить звукоподражательные слова, например, чик-чирик, мяу-мяу, гав-гав.

Но ведь людям необходимо было договориться друг с другом, и они научились общаться жестами. Каждый жест имел своё значение — так появился язык жестов. На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас:

 - пожмите руки (здороваемся),

 - машем рукой (прощаемся).

 Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса.

Слова постепенно складывались в предложения — так появилась устная речь.

Люди научились мыслить и говорить словами!

Вот так родилось слово.                            

Настраиваются на урок

Нет, не всё и не всегда

Вы ничего не говорили, не объясняли.

Не было слова.

Игра звукоподражание

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

 2

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Метод критического мышления, приём «Кроссенс».

Словарно-орфографическая работа

Слов в русском языке очень много.

СЛАЙД 2

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру с картинками. К каждой картинке нужно подобрать слово, все эти слова объединены одной орфограммой, а вот какой? мы сейчас и выясним.

1. зверьё

2. чутьё

3. ружьё

8. здоровье

9. жнивьё

4. копьё

7. варенье

6. зимовье

5. жильё

- Какая орфограмма объединила все эти слова?

(составление кластера)

- Какое слово вам непонятно? (жнивьё)

СЛАЙД 3

- Где мы можем узнать значение этого слова? 

         

СЛАЙД 3 клик

СЛАЙД 4

Можно ли из этих слов составить предложения?

А что такое предложение?                                          

 

 – А сейчас работа в тетради.

Запишите дату Двадцать второе января,

вид работы Классная работа (выделение орфограмм)

 (Посадка при письме)

- Запомните, как можно больше слов из этих рядов за 15 секунд и запишите их по памяти.

СЛАЙД 5

- Проверьте свою работу по образцу 

Работа над словами с разделительным мягким знаком.

Мягкий разделительный знак. 

Работают с толковым словарём словарем, добывают знания

Работают над развитием памяти зрительной

Самопроверка по образцу

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Коммуникативные:

- Взаимодействуют друг с другом в сравнении и обсуждении.

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий.

Регулятивные:

- Осуществляют взаимоконтроль, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

3

Самоопределение к деятельности. Выявление места и причины затруднения

СЛАЙД 6

-Что за буквы в беспорядке собрались в моей тетрадке?

СОЛОВ

-А у этого слова две гласные убежали.  Помогите вернуть их.

ЗНЧНИЕ                                             «Слово имеет значение»        

О каком богатстве идёт речь? (О богатстве языка)

Можно сказать, что слово - это дар для человечества? (да)

Думают, рассуждают, делают выводы

О богатстве языка

Познавательные:

- логическое решение проблемы, построение логической цепи размышлений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные:

-планирование, прогнозирование поставленных задач.

4

Работа по теме урока. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка

Проговаривание во внешней речи.

Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

(Изучению слов.) 

Какие же задачи стоят перед нами на этом уроке?  (Изучать значения слов, расширять свой словарный запас.)

-Ребята, а что можно определить по речи человека? (Насколько человек грамотный, культурный)  
-Что же делать, для того чтобы достичь уровня высокообразованного человека?  
(больше читать, расширять свой словарный запас)

СЛАЙД 7

-Как вы понимаете слова С. Я.  Маршака: «Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной»?

Ф И З М И Н У Т К А

А сейчас мы с вами поиграем в игру,  НА НЕБЕ  И   НА  ЗЕМЛЕ. Вы распределите слова в две группы небо и земля. Небо руки вверх, земля присели.

 (дорога, облака, трава, звёзды, река, солнце, снежинка)

- Что случилось, почему не знаете куда определить снежинку?

(Заканчиваем игру изображая плавное падение снежинки (дети заняли свои места).

СЛАЙД 8

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
А что такое снежинка? От какого слова оно образовано?

- Запишите в тетрадь слово СНЕЖИНКА.

- Какие орфограммы вам повстречались? (жи –ши, на безударную гласную)

СНЕЖИНКА – СНЕГ – СНЕГА (запись в тетрадях)

- Задайте вопрос к слову снежинка. (что?)

- Какая снежинка? (ПУШИСТАЯ, БЕЛАЯ, ЧИСТАЯ, СМЕЛАЯ) (запись в тетрадях)

- А что происходит со снежинкой, какое действие? (ПАДАЕТ, КРУЖИТСЯ, ТАЕТ, БЛЕСТИ) (запись в тетрадях)

- Составьте одно предложение со словом снежинка, и запишите в тетрадь.

Белая снежинка в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Формулируют задачи урока

Всё что мы видим слышим ощущаем можно назвать словом

Слово имеет значение, смысл.

Снежинка – это кристаллик снега.

5

Включение в систему знаний и повторение.

- Назовите одним словом с общим значением все эти предметы.

СЛАЙД 9 – 10 - 11

Цветы

Автомобили

Посуда

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные:  умение анализировать информацию, структурировать полученные знания, установка на поиск решения проблем.

Личностные: понимание особой роли языка в формировании высокообразованной личности.

6

Подведение итогов

Приём критического мышления «Верные и неверные утверждения»

Много хороших пословиц придумали люди о силе слова.

СЛАЙД 12

Что означает эта пословица?

«Доброе слово лечит, а злое калечит»

 - О чём же нам сегодня рассказало слово?

- Для чего человек должен стремиться узнать, как можно больше слов?  (расширять словарный запас)

БЕРЕГИТЕ НАШ ПРЕКРАСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.

Подводят итоги

У слова есть значение, смысл

Чтобы красиво, грамотно говорить и писать

7

Рефлексии учебной деятельности.

Игра «Да» «Нет»  

 - Много слов в русском языке? да

 - Мы знаем все значения слов? нет

 - Слово обозначает предмет, действие, признак предмета? да

 - Слово - это дар для человечества? да

 - Люди общаются с помощью предметов? нет

 - Люди общаются с помощью слов? Да

Я вас поздравляю, вы молодцы, считаю наш урок прошёл не зря. 

Ответы детей

8

Домашнее задание

СЛАЙД 13

Составить 3 – 4 предложения на тему «Зимние забавы»

В начале урока мы говорили о языке жестов. Если вам сегодняшний урок понравился, было всё понятно и интересно, то покажите мне пожалуйста ещё один жест, который выражает радость, восторг. АПЛОДИСМЕНТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Урок русского языка в 4 классе "Учимся передавать рассказы других и говорить о себе"

Урок русского языка по программе "Гармония" (Соловейчик М. С.). На этом уроке происходит развитие устной и письменной речи, ученики осваивабт новые понятия и самостоятельно работают над изложением, по...

Проект по русскому языку "Рассказ о слове" 3 класс

Этот проект выполнила ученица 3 класса Шураева Полина. В нем рассказывается о слове "сапоги"...

Учебно-методический комплект по русскому языку за 3 класс на тему" Составление рассказа по картине « Серая Шейка» (Школа России)

Повторить правило «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне», формировать навык составления  рассказ по картине ....

Технологическая карта, презентация, дополнительный материал к уроку-проекту по русскому языку в 3 классе "Рассказ о слове"

Технологическая карта+презентация к уроку русского языка в 3 классе "Рассказ о слове" УМК "Школа России"...