Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Устная речь:рассказ о месте, в котором ты живёшь". ( УМК начальная школа 21 век)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Знакомство с образованием слов в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russ._yaz._1_kl.doc43.5 КБ
Файл urok_russkogoyazyka.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

по УМК « Начальная школа 21 век»

учитель Польченко Е.В.

МБОУ Воронцовская СОШ

Тема: Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Педагогическая цель: создать условия для составления небольших рассказов; выполнению анализа пар слов, связанных словообразовательными связями, и формирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи; письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать,  сравнивать слова и предложения, решать учебные и практические задачи - выделять предложение и слово из речевого потока, писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных, ставить точку в конце предложения.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста самостоятельного высказывания об истории своего села; уяснение образования слов в русском языке; логические - осуществление анализа пары слов связанных словообразовательными связями, и формулирование приёма, позволяющего установить словообразовательные связи (приём развёрнутого толкования).

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические нормы речи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности  предложенным критериями алгоритму работы; используют творческое воображение: создают новые связи, ассоциации.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент. (Л)

(презентация слайд 1) читают дети.

…Великую землю, любимую землю,

 Где мы родились и живём,

Мы родиной светлой,

Мы родиной милой,

 Мы родиной нашей зовём.

- Как называется наша страна? Как пишется? А какой самый главный город нашей страны? А как называется место, где вы живёте?

- Постарайтесь определить тему сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о главном городе нашей страны, о месте в котором вы родились. Познакомимся с новым словарным словом,  научимся его писать, познакомимся с приёмом образования слов в русском языке.

 2.”Открытие” новых знаний.

1.Работа по учебнику (Л, К, П)

(Слайд 2)- Рассмотрите фотографии. Вы узнали этот город? Как вы догадались? Что вы знаете о Москве?

Москва - всем городам мать. Москва – главный город, столица, сердце нашей Родины. В Москве, в Кремле, работает российское правительство. Москва- город герой. Это почётное звание присвоено столице за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны.

-Откройте учебник на с.51. упр.№1, прочитайте предложения о Москве. Какое слово выделено? (Родина) Объясните значение слова “Родина”. Почему оно написано с большой буквы? (Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является.)

- Москва - древний город, ей уже больше 850 лет. Сегодня Москва - один из крупнейших в мире городов, важный политический, научный и культурный центр. Это один из самых больших городов в мире (более 11 млн. жителей). В Москве работают Президент Российской Федерации, Правительство РФ, Федеральное Собрание.

 

 Работа в парах – напомнить правила работы в парах (упр.№2) (К)

- Прочитайте диалог. О чём разговаривали ребята? Что вы узнали о городах Тула и Великий Устюг?

-А как называется место, в котором мы живём? (с.Воронцовка)

- Чем знаменито наше село? ( Наше село знаменито Шиповой дубравой. Ещё при Петре Первом из нашего леса строились корабли. В селе находится парк, который был заложен в 18 веке. В парке растут дубы высотой до 25 метров и диаметром 3 метра. Под сенью такого дуба может расположиться не один десяток человек. Деревья парка перестояли Татаро - монгольское нашествие, гражданскую, Великую Отечественную  войны. В парке живёт одна из редких птиц нашей области – средний пёстрый дятел, занесённый в Красную книгу Воронежской области. А названо наше село по фамилии графов Воронцовых, во владение которых в 1740 году поступило село.)

Физминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.    

(Слайд 3) Рубрика “Давай подумаем” (П)

- Прочитайте пары слов: Москва - московский, Россия - российский, Тула - тульский. Подумайте, можно ли значение первых слов объяснить, используя первые слова? (московский, находящийся в Москве; российский-относящийся к  России) На какие вопросы отвечают слова в парах? (что? кто? какой?)

Приведите свои примеры городов и названий, образованных от них. Какую ж тайну языка мы с вами открыли? ( Многие слова в русском языке образуются друг от друга.) Прочитайте правило на стр.53.

2. Работа в тетради “Русский язык” (К, Р)

- Вы любите пить чай? Традиция чаепития на Руси зародилась очень давно и именно в Москве. В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы. В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком.

(Слайд 4)- Приглашаю вас в гости на чай. Добро пожаловать! Как надо отвечать на приглашения? (запись на доске: Спасибо, вы очень любезны.)

Без чего не обходится ни одно чаепитие? Отгадайте загадку:

Он пыхтит, как паровоз,

     Важно к верху держит нос.

Пошумит, остепенится-

   Пригласит чайку напиться.

            (показать самовар)

Физминутка для рук

Упр.№1 “Дорисуй” – самостоятельная работа.

Упр.№2 ”Напиши красиво”- фронтальная работа.

- В чём сходство и различие букв Я, Ф, я, ф? (Внешне буквы похожи, но отличаются по написанию: место начала первых элементов Я, Ф; направление движения противоположные у я, ф)

Словарно-орфографическая работа с самооценкой.

- Мы с вами узнали о том, как велик и красив город Москва. Недаром говорят: ”Кто в Москве не бывал, красоты не видал.” Сегодня на уроке мы научимся писать слово “Москва”. Слово пишется с большой буквы. Как вы думаете почему? (имя собственное) Запишите слово на третьей строчке, поставьте ударение. (Слово записано на доске) написание этого слова надо запомнить, так как это слово словарное. Продолжите ряд словарных слов: спасибо, Россия, адрес, дорога, до свидания.

- Проверте (проверяют с доски) и оцените свою работу на “Дереве успеха”. Если у вас нет ошибок – вешаете на дерево красное яблоко, 1 ошибка - жёлтое, 2 и более - зелёное.

Упр.№4 “Догадайся”

-Догадайся, какие слова пропущены. Впиши их. Почему первые два слова надо писать с большой буквы?

 Упр.№6 “Работа с пословицами”

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Из скольких предложений состоит первая пословица? Сколько в ней слов? Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Спишите любую пословицу.

 

3. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Как могут образовываться слова в русском языке?

- Оцените свою работу по памятке.

- Понравился вам урок, довольны своей работой? Поставьте в вазу цветок -     настроения: красный – хорошее, синий - не очень хорошее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Воронцовская СОШ Урок русского языка в 1 «А» классе п о УМК «Начальная школа 21 век» учитель: Польченко Е.В.

Слайд 3

Тема урока: «Устная речь: рассказ о месте, в котором живёшь. Знакомство с образованием слов в русском языке.»

Слайд 7

Москва - московский Россия – российский Тула – тульский Город - городской Море - морской Лёд - ледяной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"

План - конспект урока по русскому языку 2 класс «Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев». ОС "Школа 2100"Цель  урока: развитие личности ребёнка на основе формирования учеб...

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

Конспект урока по русскому языку «Основа слова и его окончание. Нулевое окончание» 2 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

Цели деятельности учителя: введение понятия «нулевое окончание», формирование умения выделять в слове окончание и основу слова.Планируемые результатыПредметные: уметь выделя...

Конспект урока по русскому языку "Разбор слова как части речи. Имя существительное" , 4 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Разбор слова как части речи. Имя существительное    ...