Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение как часть речи""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_mestoimenie.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сорокина ЕвгенияВасильевна

Класс: 4 «г»

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа России»

Автор учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; УМК «Школа России».

Тема урока:  Местоимение как часть речи.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

  1. Образовательные:  создание  условий  для  усвоения  темы, формировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, умение извлекать информацию и обрабатывать.

  1. Развивающие: развитие  мыслительных  операций обучающихся, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

  1. Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, слушать и принимать чужую точку зрения, умение доказывать и отстаивать своё мнение; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:
-  формировать понятие о местоимении, как части речи;
-  знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД):

 Познавательные:  уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

Коммуникативные:  учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.

Урок построен на системно-деятельностном подходе.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Технологии: технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая технология.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная и групповая.

Ресурсы: компьютерная презентация урока,  карточки для итога урока, карточки для групповой работы.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Орг.момент.

Психологический настрой.

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

2.Пробное учебное действие.

Определение темы урока.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к приобретению нового знания.

3.Постановка учебной задачи 

Цель этапа: обсуждение и составление плана урока, постановка целей урока.

4.Открытие нового знания.

Цель этапа: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

 

5.Этап  закрепления.

Цель: закрепить  полученные знания,

развитие умения решать учебно-познавательные задачи

6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Домашнее задание.

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка

Готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

На доске строки:

  Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте?  

- Что вы можете сказать об этом тексте? (Если никто из детей не увидел допущенную ошибку, то задаю прямой вопрос)

-  Какая речевая ошибка допущена в этом тексте?  

- Как исправить эту ошибку?

- Каким словом можно заменить слово сова?  

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

- Какие  слова  помогли нам исправить речевую ошибку?

- Сформулируйте тему нашего  урока?

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

 

Давайте  вместе составим план урока, по которому будем изучать местоимение.

(план составляется на доске под диктовку детей)

1. Общее грамматическое значение.

2. Роль и употребление в речи.

3. Морфологические (грамматические) признаки.

4. Синтаксическая функция.

Работа по составленному плану.

1. Общее грамматическое значение.

Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название?

Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка.

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.

Вывод: Местоимение– часть речи, которая заменяет имена.

Мы продолжаем  говорить об общем значении местоимения.

 

Создается  проблемная ситуация

Обучающимся предлагается текст. (слайд)

''Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. "

Вопрос: Кто же это "он"?


Построения проекта выхода из затруднения.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Далее следует продолжение текста: "Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: "Какой замечательный лен!".

 Вывод: Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Переходим к следующему пункту нашего плана урока

 

2. Роль местоимений в речи. - Вернемся к нашему предложению, в котором мы исправляли ошибку.(слайд)
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
      

Вывод: Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. 

Местоимения в речи используются часто. По частотности употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов

Переходим к следующему пункту нашего плана урока

 3.  Грамматические признаки местоимений.

Личные местоимения.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

2) Число

- Ребята, местоимения бывают единственного и множественного числа. Попробуйте сами их распределить на группы.

Вывод:  Я, Ты, Он, Она, Оно – единств. число. Мы, Вы, Они. – множеств. число.

3) Род

Ребята, посмотрите на данные предложения. Попробуйте определить род у данных местоимений.

  Я люблю мороженое. Ты пойдёшь в библиотеку? Он сегодня не пришёл в школу. Она обещала зайти в гости вечером. Оно закатилось за горизонт.

- Какие сложности у вас возникли?

 

Вывод: Я, Ты – местоимения общего рода. Он – М.р., Она- Ж.р., Оно – Ср.р.

Переходим к следующему пункту нашего плана урока

 4. Роль местоимений в предложении.

- Подчеркните, каким членом предложения являются местоимения.

 

Я слушаю мелодию дождя. У меня разболелась голова. Он обиделся на тебя.

Вывод: Местоимение в предложении может быть подлежащим, дополнением.

Работа в группах.

1группа:

1. Вставьте подходящие по смыслу личные  местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

2. Замените, где необходимо, имена существительные местоимениями:

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

 

2группа:

- Просклоняйте по падежам местоимение Ты. Сделайте вывод: изменяются ли местоимения по падежам.

3 группа.

- Выполните тест.

 1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

3. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты

4.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о

5.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Обобщение полученных знаний с опорой на план.

Возвращение к цели урока.

- Какую цель ставили на урок?

- Удалось ли достичь цели?

- Каким способом?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем нужно поработать?

- Какое открытие сделал ты  на уроке?

  По выбору:

1.Упр.110 стр.53

2.Выписать из любого текста 5 предложений с местоимениями.

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

- Допущена речевая ошибка.

- Повтор слова  сова.

- Заменить слова сова другим словом

Она, у неё - местоимения

- Местоимение как часть речи

 

Сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи

Дети предлагают план изучения темы, чтобы представить местоимение как часть речи.

На доске появляется схема урока.

 

«Вместо имени»

Местоимение– часть речи, которая заменяет имена.

 

 

-  Куст, мальчик, конь.

- Слово "он" не называет предмета

Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

 

- Повторы слов. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

 

- Я

- Мы

- Ты, Вы.

- К взрослому человеку.

 - Он, Она, Оно

- Они

 

- Все они указывают на лица.

 

- Я, Ты, Он, Она, Оно,

- Мы, Вы, Они.

 

 

- Не можем определить род у местоимений Я, Ты.

Местоимение в предложении может быть подлежащим, дополнением.

Учащиеся выполняют задания в группах, затем каждая группа оценивает работу друг друга.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

Личностные - настрой на позитивное начало урока.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Регулятивные – расположение материала  в схему, предложенную для анализа.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.

Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.

Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.

Личностные – формирование критического мышления.

Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.

Коммуникативные – умение сотрудничать.

Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.

 

Регулятивные – понимание цели того этапа работы.

Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.

Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других

 

Познавательные – умение анализировать информацию.

Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.

 

Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...