Русский язык в 3 классе по теме "Предлог".
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Чич Сусанна Арамбиевна

 Познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_3_klasse_po_russkomu_yazyku.docx299.27 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx331.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Словарная работа. (На доске даны слова)

Б*реза, ж*лтый, ру*кий, ш*л, под, вет*р, М*сква, с*пог, *бедать, ябл*чный, м*г*зин, р*совать, щ*велевый.

а). Орфографическая зарядка.

  • Вставьте пропущенные буквы.  (Цепочкой, устно).

б). Разделить слова на группы.

  • Прочитайте еще раз эти слова и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
  • Сколько будет групп? Какие?
  • Запишите слова в три группы самостоятельно: Сначала – имена существительные, потом – имена прилагательные, затем – глаголы.

(Проверка путем чтения учащихся с места)

  • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
  • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
  • Какое слово оказалось лишнее? Почему? (Оно не словарное)
  • Кто знает, как можно назвать слово под?
  • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

  • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом.

  1. Объявление темы урока и постановка целей.

- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; прочитайте в учебнике, что мы узнаем о предлоге.

Итак, тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.

2. Выполнение упражнения № 184, стр. 108 учебника.

- Списывая упражнение, вам встретились слова: на, под, за, к. Как они называются?

-  Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. (На доске вывешивается таблица)

http://festival.1september.ru/articles/501926/Image4852.jpg 

- Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? А можно ли их изменить? Какой можно сформулировать вывод?

- Верно! Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. (Вывешивается следующая опорная таблица)

http://festival.1september.ru/articles/501926/Image4853.jpg 

- А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом. (Задание на слайде 1)

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице.

- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

- Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях. Проверка на слайде 1.

- Установилась ли связь слов в предложениях?

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. (Вывешивается следующая опорная таблица)

http://festival.1september.ru/articles/501926/Image4854.jpg 

 

- Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

- Понаблюдаем, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

- Запомним, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. (Опорная таблица)

http://festival.1september.ru/articles/501926/Image4855.jpg 

- Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. (Следующая опорная таблица)

http://festival.1september.ru/articles/501926/Image4859.jpg 

- Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: (Слайд 2)

за дерево – за (высокое) дерево; за (какое?) дерево.

http://festival.1september.ru/articles/501926/Image4860.jpg         

4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

- Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. (Слайд 3)

ОБРАЗЕЦ: Светит яркое солнышко (на) небе.

                    Светит яркое солнышко на (ясном, голубом и т.п.) небе.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Запись предложений. Коллективная проверка.

5. Повторение по опорным схемам:

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Учитель раздает карточки:

  • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

  • Объединить пары слов с помощью предлогов. 

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

  • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

IV. Итог урока.

  1. Обобщение знаний о предлоге.

- Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

- Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

- Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.

  1. Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

  1. Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

  1. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

  1. Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

  1. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

  1. В каких предложениях есть предлоги?
    А.
    У берлоги вырос холмик желтой глины.
    Б. Летят на землю белые хлопья снега.
    В. Потускнела зелень елок.

(Выполненные тексты учитель собирает, к следующему уроку дает оценку)

V. Домашнее задание.

  1. Стр. 109 – выучить правило, упр. 186.

VI. Рефлексия.

Слайд 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружатся снежинки … холодном воздухе. Катаются дети … коньках … льду. Весело детям … зимнее время. в на по в

Слайд 2

(за) дерево За (какое?) дерево За (высокое) дерево Пиши: за дерево ?

Слайд 3

Образец: Светит яркое солнышко (на) небе. Пиши: Светит яркое солнышко на (ясном или голубом и т.п.) небе. Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молоденькая травка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...