Конспект урока русского языка на тему: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Романова Мария Николаевна

Тема: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).

Учитель – Романова М.Н.

Цели урока:

Образовательные: учить детей находить орфограммы, формулировать доказательство наличия орфограммы в слове, работать с таблицей,  словарем.

Воспитательные: воспитание интереса к родному языку,  к слову.

Развивающие: развитие наблюдательности, внимания.

Формирование УУД

Личностные: проявление интереса к родному языку.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: осознание своей роли в общей работе, распределение функций и ролей в процессе выполнения задания в паре.

Регулятивные: планирование последовательности действий при выполнении заданий, поиск вариантов решения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).

Учитель – Романова М.Н.

Цели урока:

Образовательные: учить детей находить орфограммы, формулировать доказательство наличия орфограммы в слове, работать с таблицей,  словарем.

Воспитательные: воспитание интереса к родному языку,  к слову.

Развивающие: развитие наблюдательности, внимания.

Формирование УУД

Личностные: проявление интереса к родному языку.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: осознание своей роли в общей работе, распределение функций и ролей в процессе выполнения задания в паре.

Регулятивные: планирование последовательности действий при выполнении заданий, поиск вариантов решения.

Ход урока.

- Сегодня мы будем работать по новом учебнику русского языка, который появился недавно.

Пётр Петру пёк пироги.

Докажите друг другу, что подчёркнутые написания являются орфограммами, а выделенные буквы  —  не  являются. Рассуждайте по образцу.

Образец: П в слове Пётр является орфограммой, так как есть выбор

букв: П или п. Ё в слове Пётр не является орфограммой, так как здесь

нет выбора букв. Спишите скороговорку и подчеркните орфограммы.

- А что же такое орфограмма?

-Орфограмма – это написание, которое нужно правильно выбрать из нескольких возможных.

- Прочитайте название урока и скажите, с какой орфограммой сегодня будем работать.

- « Буквы и, а, у после шипящих».

- Прочитайте задание 104.  Что нам нужно будет сделать? Какие слова помогут составить план действий?

– Прочитай. Выпиши. Подбери и запиши.

Давайте прочтем сведения из учебника. Какую часть сведений можно считать правилом? Почему?

-Ту, в которой говорится о том, что написание сочетаний нужно запомнить. Это можно считать правилом, т.к. помогает нам сделать правильный выбор в написании.

- Докажите, что  данных сочетаниях есть орфограммы.

- В данных сочетаниях есть орфограммы, т.к. если в сочетаниях ча-ща вместо а написать я, то произношение и смысл не изменятся. В сочетаниях чу-щу место  написать ю, то значение и произношение не изменятся. В сочетаниях жи-ши место и написать ы, то произношение и значение слов не изменятся. Т.е. появляется выбор.

- Почему буква и не обозначает мягкость шипящих звуков в этих сочетаниях? а буквы у и а не обозначают твердость согласных звуков?

-Буква и не обозначает мягкость, т.к. в сочетаниях ши-жи звуки [ш], [ж] – непарные  твердые. А буквы у и а не обозначают твердость, т.к. [ч‘][щ‘] – непарные  мягкие.

- Подберите примеры слов на это правило.

- А что такое дружина? Давайте обратимся к словарю

- А теперь мы попробуем распознать эти орфограммы в словах.  Поучимся доказывать наличие или отсутствие орфограммы в слове.

- Работа будет проводиться в парах. Каждый из вас, по очереди,  проговорит друг другу  где он обнаружил орфограмму. Почему он так думает.  Далее, мы проверим  как вы справились с заданием.

- Итак,  в каких словах вы нашли орфограмму? Докажите свой выбор.

- В слове «кувшинка» есть выбор после согласной буквы ш (и или ы), значит это орфограмма.

-  Какие слова были для вас незнакомы?

- Чуб и щуплый

- Где мы можем посмотреть значение незнакомых слов?

- В толковом словаре

- Составьте предложения с этими словами.

- Доказывать наличие ли отсутствие орфограммы мы попробовали, а теперь послушаем как звучат наши орфограммы. Какие звуки нужно слышать, чтобы понимать какую букву необходимо писать?

- Выполним упражнение 106.  Какие шипящие согласные звуки мы слышим в каждом слове? Какие буквы их обозначают?

- В слове «шишка» мы слышим твердый согласный звук ш, обозначаем буквой ш. В слове «чайник» - звук [ч’], обозначаем буквой ч. В слове щука – звук [щ’], обозначаем буквой щ. В слове ежи – звук [ж], обозначаем буквой ж.

- Как все эти согласные звуки называются?

- Шипящие

- Гласные звуки также важны для понимания. Важно слышать какой гласный звук присутствует в слове. Устно выполним задание 107 и проверим ваши ушки. Прочитайте слова вслух.  Произнесите в каждом из слов гласную букву, которая выделена, которая выделена. Какой звук она обозначает?

- Кувшин – звук [ы], чулки – звук [у], гаражи – звук [ы], свеча – звук [а], щучий – звук [],пуща – звук [а].

- Какие гласные звуки мы услышали?   

- Звуки  [ы], [а], [у].

-Давайте посмотрим таблицу  в упражнении 108. В ней представлены признаки орфограммы «Буквы и,  у, а после шипящих». Эта таблица поможет нам легко находить орфограммы, а также окажет помощь в выборе.

- Какие согласные шипящие звуки нам нужно слышать?

- Звуки [ч’], [щ’], [ж].

- Какие гласные после шипящих нам нужно слышать?

- Звуки  [ы], [а], [у].

- Какие сочетания мы будем видеть, чтобы определить орфограмму?

-- Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Попробуем использовать данную таблицу для нахождения орфограмм. Выполним упражнение 109. Что требуется выполнить?

- Прочитать. Выписать слова с орфограммой. Обозначить ее. Доказать, используя таблицу.

- Начнем вместе, а дальше вы продолжите дома.

- Чужой: слышу согласный шипящий звук [ч’]. После него слышу гласный звук [у]. Вижу сочетание чу. Значит, есть орфограмма.

- Желток: слышу согласный шипящий звук [ж]. После него слышу гласный звук [э]. Вижу сочетание же. Это не орфограмма.

- Дома попробуйте доделать это упражнение, объясняя каждое слово с помощью таблицы. Помните, что в задании есть ловушки.

- Подведем итоги. С какой орфограммой познакомились? Как она называется?

- « Буквы и, а, у после шипящих».

- Как ее можно обнаружить?

- С помощью таблицы

-Какие буквы нужно писать в данных сочетаниях?

- Буквы и, а, у.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание букв -о и -е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных" в 3 классе.

На уроках  русского языка в рамках ФГОС, как и во всём учебном процессе,   важную роль играет  системно-деятельностный подход и проблемно-поисковый метод, открытие нового знания ...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...