Русский язык (корень слова)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Аникина Дарья Сергеевна

Русский язык (корень слова )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_koren_slova_.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Русский язык

Тема урока: КОРЕНЬ СЛОВА.

Учитель начальных классов: Аникина Д.С.

Цель урока

Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые
результаты
(предметные)

Познакомить с корнем, как частью слова, учить подбирать однокоренные слова, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе

Личностные
результаты

Определять правила работы в парах, в группах, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Осуществлять самоконтроль, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

Адаптационный этап

Вступительное слово учителя.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Мы на ярмарку пойдём,

Приключения найдём.

(Проверить наличие на столе рабочей тетради, учебника, ручки, карандаша.)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку.

Постановка учебной задачи.

Фронтальная.

Словесный.

Фронтальная.

Практический, словесный.

 

Пошел как-то богатырь Алёша на ярмарку. На людей посмотреть, себя показать. Найду, думает, Любаву, пойдем вместе на каруселях кататься.

Да вот беда, забыл дорогу к её дому.

Спрашивает он старуху, а та ему говорит «Скажи-ка мне Алёша, будет ли гусеница родственницей гусёнку?»

  Задумался наш Алёша, кто такие родственники.

 Ребята, а давайте поможем узнать, кого называют родственниками? 

Где мы можем найти необходимую нам информацию?

Обратимся к словарю С.И. Ожегова.

– Совершенно верно.

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки.

Они часто похожи внешне.

 Ребята, а как вы думаете, будут ли гусёнок и гусеница, родственниками?

– Нет. И сегодня на уроке мы это докажем.

– На прошлом уроке мы с Вами выяснили, что среди слов тоже есть родственники. Что общего у них?

А узнать, как называется эта общая часть, мы сможем, ответить,  отгадав загадку.

Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов. я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту.

– О чём идёт речь?

– Сформулируйте тему нашего урока.

–Ответьте, чему мы  научимся сегодня, на уроке используя для ответа написанные на доске начала фраз:

Различать и подбирать … и выделять в них …

Находить … среди других слов.

А девиз нашего урока  сегодня будет звучать так:

 «Корень учения горек, да плод его сладок».

– Объясните, как вы понимаете эту пословицу?

Вот и Алёше трудно. Понял он, что проблему эту ему без Любавы не решить, пообещал старухе вернуться, как найдет ответ.

Слушают текст.

– в словаре.

– читают.

определение.

– Нет.

– У них общее лексическое значение и общая часть?

- О корне.

- Что такое корень слова?

Читают пословицу

Трудно учиться, но выучившись, можно много достичь.

Высказывают свое мнение.

Совместно с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы.

Основной этап.

Фронтальная.

Практический, словесный.

Поверила старуха богатырю, да объяснила дорогу. Но путь неблизкий, надо Алёше размяться и в путь отправляться.

Да и нам с вами перед долгим путешествием вспомнить, кое – что нужно.

В тетрадях заранее записано число и классная работа.

Заранее подготовленное стихотворение.

Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу
Букву к букве аккуратно.

По линейкам вывожу.

Внимательно слушают, выполняют упражнение
в соответствии

с показом

учителя.

Индивидуальный.

Фронтальная.

Словесный, наглядно-демонстрационный практический.

Объяснение с опорой на показ.

А вот и дом знакомый, да дверь закрыта, не хочет Любава выходить.
Слышен только голосок ее издалека.

– Подбери сначала, Алёша, к слову гриб родственные слова тогда выгляну в окошко.

– Ребята, посмотрите и вы. На доске записано слов гриб, подберите к нему родственные слова.

– Выделим в них общую часть.

А я записала слово подберёзовик и считаю, что это слово тоже родственное, если Вы не согласны, объясните почему?

Подберите родственные слова к слову подберёзовик.(устно)

А чтобы сделать вывод по этому упражнению прочитаем правило со страницы 61.

Так почему же слова гриб и подберёзовик нельзя назвать родственными?

Справился Алеша с заданием. Выглянула Любава из окошка и новое задание даёт. «Потеряла я давеча сережки свои на ярмарке. Найдешь, Алёша, сережки – пойдем с тобой на карусели кататься, но сначала выполни упражнение 91 со страницы 63».

И когда Алёше все успеть. Поможем ему выполнить задание.

(Запишите слова по образцу, выделите в них корень).

Пока мы выполняли задание, Алёша всю ярмарку обошёл, не может найти. Тут мужик ему попался. Нашел, говорит, вчера одну серёжку на площади, да просто так я тебе её не отдам.

Гриб, грибник, грибок, грибной.

– Потому что у этих слов нет общей части.

– У родственных слов не только общий смыл, но и общая часть

(то есть корень).

- Комментируя.

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из двух элементов.

Фронтальный.

Наблюдение
учителя.

Творческий этап

1. Выборочный диктант.

2. Работа в учебнике.

с.64 упр.94

Фронтальная

индивидуальная Практический, словесный. Беседа, анализ

результатов.

Покажи – ка мне Алёша, как ты с однокоренными словами справляешься.

Но задание будет непростое, а диктант выборочный, напишем и мы вместе с Алёшей.

Слушаем внимательно, записываем только однокоренные (родственные слова).

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был он фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Из него вот вам рассада.

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод с ним садовник идет.

Обменяйтесь тетрадями для взаимной проверки. А у тех, кто сидит один - проверю я. Выделите корень.

Удивился мужик, а вот с упражнением 93 со страницы 64, точно тебе не справиться.

И это задание мы выполнили с лёгкостью.

Вернул мужик Алёше серёжку, да где вторую искать подсказал.

Устал наш богатырь бродить, вспомнил, как в детстве зарядку богатырскую делал.

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.

Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё «растут» другие слова. 

Выписывают слова, меняются тетрадями для проверки.

Один из учеников зачитывает

вслух.

– Один ученик с обратной стороны доски.

- Зачитывает слова, называет корень.

Взаимопроверка.

У одного из учеников проверяет учитель.

3. Работа по карточкам.

Индивидуальная

Словесный, практический.
Письмо.

Идёт Алёша и видит, серёжка висит на дереве, не стал ломать дерево Алёша, знает богатырь, что природу нужно охранять. Посоветовал ему прохожий разноуровневое задание выполнить, чтобы достать серёжку.

На ваших столах лежат карточки.

Зелёная вам необходимо стрелочками соединить однокоренные слова.

Жёлтая вам потребуется найти лишнее слово. И записать однокоренные слова без него.

Красная, самостоятельно придумайте по одному однокоренному слову к заданным словам.

Справился Алёша со всеми заданиями, нашёл пропажу, и счастливый пошёл к Любаве серёжки отдавать, пока не  вспомнил, что его на ярмарке старуха ждёт.

Вернулся с Любавой, и объяснил старухе, что гусь – это птица, а гусеница – насекомое.

А как бы ответили вы?

Выполняют задания на оценку.

Самостоятельная работа.

Фронтальный.

Наблюдения учителя.

Рефлексия.

Фронтальная Словесный. Беседа.

– С какой темой познакомились на уроке?

– Что нового узнали?

Выберите фразеологизм, который описывает Вашу работу на уроке.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Зрить в корень

– Корень слова.

Выделяется дугой.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный. Устные ответы.

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».

Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....