Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку

Таханова Дулма Баировна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz.docx52.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена для 1  класса (48 часов) в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы МОУ «Гурульбинская СОШ», авторской программы В. Г. Горецкого, Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной.

Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.

Цели и задачи курса

Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

Открытие языка как предмета изучения обозначает постепенный «перевод», а точнее, дополнение интуитивного владения словом, характерного для детей, осмысленным отношением к нему. Ребенку постепенно открывается понимание того, как живет слово: образуется, изменяется, сочетается с другими словами, в чем смысл и назначение интонации, когда и почему возникает расхождение произношения и написания и т. д.

Интуитивное владение словом и осознание детьми основополагающих факторов родного языка, дополняя друг друга, являются одними из ведущих условий не только речевого развития, обогащения мотивов и содержания языковой практики ребенка, но и духовно-эмоционального и интеллектуального развития растущего человека.

Слово как самостоятельное явление впервые приобретает для детского сознания свою материальность при обучении чтению и письму в букварный период. Но только на уроках русского языка ставятся и целенаправленно решаются учебные задачи, основа и цель которых – анализ и осознание первоклассниками таких ведущих единиц языка, как предложение, слово, звуки и буквы, закрепление в сознании детей звукового и буквенного образа слова.

Практически ученики уже работали с предложением, словом, звукобуквенным и слоговым его анализом в букварный период.

При введении русского языка как учебного предмета речь идет не только о систематизации знаний учащихся, полученных ими в букварный период, но и о принципиально новых целях, формах и содержании работы.

Так, если в области фонетики и графики в букварный период задача по преимуществу состояла в том, чтобы, развивая фонематический слух детей, научить их читать, то есть переводить слово написанное в слово звучащее, то на уроках русского языка задача (опять-таки по преимуществу) принципиально другая. Она состоит в том, чтобы научить детей переводить слово звучащее в слово написанное. Меняются приоритеты, направленность анализа и обобщений, способы организации языкового материала (работа со звучащим словом становится главной). В результате этого значительно преобразуются содержание, уровень знаний и аналитических умений первоклассников в области фонетики и графики русского языка.

Работа со словом на уроках русского языка, кроме анализа его лексического содержания и употребления в речи, имеет целью:

– показать детям отношение двух реальностей: окружающего мира (предметов, их действий и признаков) и слова, способного отразить этот мир во всем его многообразии;

– представить учащимся слово как предмет изучения, пробудить интерес детей к анализу различных его сторон и узнаванию закономерностей, по которым оно живет.

Одна из задач работы над словом в 1 классе – подготовить учащихся к изучению в последующих классах начальной школы различных лексико-грамматических категорий слов русского языка (частей речи).

Особое место на уроках русского языка в 1 классе занимает знакомство с основными признаками предложения. В процессе анализа составленных или готовых текстов важно подвести первоклассников к пониманию того, что:

– предложение высказывается с определенной целью – сообщение, побуждение к действию, постановка вопроса – и может произноситься с различной интонацией;

– в устной речи именно интонация придает законченность мысли, высказанной в предложении;

– в письменной речи интонация передается специальными знаками, которые называются знаками препинания.

Программа ориентирована:

– на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе;

– на освоение детьми первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, о его лексико-грамматическом и синтаксическом строе;

– на знакомство с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания, с особенностями двух форм речи – устной и письменной;

– осознание (различение) детьми двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;

– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям;

– овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых для ее выполнения познавательных действий и выбор соответствующих учебных средств, установление последовательности учебной работы и распределение ее во времени.

Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

Курс включает систему понятий, относящихся:

– к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков в слове; звуковой, звукослоговой анализ слова);

 графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими);

слову (морфемный состав слова; лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки);

предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).

Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.

Система оценки.

В соответствии с ФГОС меняется роль и функции системы оценивания в образовательном процессе. Она выступает не только как средство обучения, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

В первом классе осуществляется безотметочное обучение. Здесь оценивание призвано стимулировать учение посредством:

  • оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он привнес в выполнение задания или изучение темы;
  • учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе;
  • учета способов демонстрации понимания материала, изученного ребенком;
  • побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке собственных работ и процесса их выполнения.

Рекомендуется использовать 3 вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание и итоговое оценивание. Стартовая диагностика в первом классе основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассника к обучению в школе. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения конкретными учебными задачами с целью получения информации. Итоговое оценивание происходит в конце обучения первого класса.

Содержание курса

Фонетика и графика (27 ч)

Звуки речи и слово. Звуки гласные и согласные. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.

Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков в начале слова: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Звук [й’] и буква й.

Мягкие и твердые согласные; обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (ь), буквами е, е, ю, я.

Произношение согласных перед звуком [и].

Только мягкие согласные звуки [й’], [ч’], [щ’].

Только твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц]. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель и т. д.

Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение.

Согласные звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости и глухости.

Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными (общее знакомство).

Слово (11 ч)

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имя собственное.

Слова, близкие по смыслу; слова, противоположные по смыслу; слова и оттенки их лексического значения. Эмоциональная окраска слова.

Синтаксис и пунктуация (10 ч)

Предложение, его смысловая и интонационная законченность.

Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске. Интонация; предложения восклицательные и невосклицательные. Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи, пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в конце 1 класса (после изучения всех букв алфавита) один урок в неделю. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 1 классе это упражнения для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо отдельных букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова, предложения, тексты, упражняются в списывании, в письме под диктовку.

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных элементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):

– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

– способ оформления предложений на письме;

– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

– звук [й’] и букву й;

– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;

– гласные ударные и безударные;

– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;

– согласные только твердые, согласные только мягкие;

– согласные, парные по звонкости и глухости;

– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

– соблюдения орфоэпических норм;

– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

– деления слов на слоги и для переноса;

– определения ударного слога в слове;

– использования прописной буквы в именах собственных;

– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

– правильного написания слов типа пень, яма;

– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;

– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

К концу 1 класса у учащихся могут быть сформированы следующие личностные результаты освоения программы:

У учащихся будут сформированы:

• понимание важности нового социального статуса «ученик»;

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

• понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

• адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

• осознание языка как основного средства общения людей.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;

• осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;

• познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;

• осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;

• понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).

Изучение курса «Русский язык» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

• организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

• осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);

• в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий,

• оценивать правильность выполнения задания;

• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

• моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

• использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Учащиеся получат возможность научиться:

• выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема (упражнения учебника)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Скорректированные даты

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные
результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Синтаксис и пунктуация

 8 (часов)

1

10.3

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения

(упр. 1–4,
с. 3–6)

Что такое предложение? Какая бывает интонация?

Цели: сформировать понятие о том, что предложение выражает законченную мысль; совершенствовать каллиграфический навык

Предложение, интонация,

законченная мысль

Узнают, что предложение выражает законченную мысль. 

Научатся каллиграфически правильно писать изученные буквы

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

2

11.3

Интонация. Знаки препинания в конце предложения

(упр. 5–11,
с. 7–9)

Какие бывают знаки препинания в зависимости от цели высказывания?

Цели: сформировать понятие о том, что слова в предложении  связаны по смыслу и по форме; познакомить
с методами работы со словарными словами

Точка, вопросительный,
восклицательный знаки

Узнают, что слова
в предложении связаны по смыслу и форме.

Научатся: вычленять слова из предложения, правильно списывать слова и предложения, написанные печатным
и рукописным шрифтом

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

3–
6

12.3

13.3

14.3

17.3

Интонация. Знаки препинания в конце предложения

(упр. 12–16,
с. 10–12;

упр. 17–20,
с. 13–15;

упр. 21–25,
с. 16–18;

упр. 26–30,
с. 19–22)

Как выбирать соответствующий знак препинания?

Цель: совершенствовать умения составлять предложения на определенную тему,

правильно списывать слова
и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом

Разная интонация; знаки препинания в конце предложения (точка,

вопросительный и восклицательный знаки), большая буква в начале предложения

Узнают, что предложения могут произноситься

с различной интонацией.

Научатся: передавать различную интонацию предложения в устной речи, оформлять предложение на письме, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом

Регулятивные: уметь действовать по плану.

Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки.

Коммуникативные: умение работать в парах, обучение сотрудничеству

Начальные навыки адаптации
в динамично

изменяющемся мире

7

18.03

Прописная  буква в начале предложения

(упр. 31–40,
с. 23–28)

Как на письме обозначить начало предложения?

Цели: сформировать навык правильного обозначения начала предложения; совершенствовать каллиграфический навык

Прописная буква в начале предложения

Узнают, что начало предложения обозначается прописной буквой.

Научатся: писать прописную букву в начале предложения, четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

8

19.3

Контрольное списывание

(упр. 41–45,
с. 28–29).

Проверочная работа по теме «Предложение» (с. 30)

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Предложения
с разной интонацией

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Регулятивные: составлять план  и последовательность действий, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю

Мотивация учебной деятельности, начальные навыки адаптации в динамич-

но-изменяющемся мире

Итого: 8ч

СЛОВО (9 ЧАСОВ)

9

20.3

Предмет
и слово

(упр. 1–8,
с. 32–34)

Что такое слово?

Что такое название предмета?

Цели: уточнить знания о том, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся

Слово – название предмета

Узнают, что названия предметов – это слова.

Научатся: называть предметы окружающего мира, произносить
(читать) слова, называющие эти предметы; четко и правильно произносить скороговорки

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности

10

21.03.

Предмет
и слово

(упр. 9–14,
с. 35–37)

На какие вопросы отвечают слова – названия предметов?

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что?; сформировать умение различать слова, называющие предмет

Вопросы кто?
и что?

Узнают, что слова-предметы отвечают
на вопросы
кто? или что?.

Научатся: различать слова, называющие предмет, объяснять, чем различаются предмет и слово, его назы-

вающее; писать словарные слова

Регулятивные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы, обращаться за помощью

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

11

31.3.

Действие
и слово

(упр. 15–21,
с. 38–40)

 

На какие вопросы отвечают слова-действия?

Цель: познакомить учащихся с тем, что слова-действия
отвечают на вопросы
что
делать? что сделать?
; сформировать умение различать слова, обозначающие действия предметов

Вопросы  что делать? что сделать?

Узнают, что слова-действия, отвечают
на вопросы
что делать? что сделать?.

Научатся: выделять слова действия в речи, составлять предложения с заданным словом, составлять и записывать предложения по рисункам

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

12

1.4

Действие  
и слово

(упр. 22–25,
с. 41–42)

Как различать слова – действия предметов?

Цели: продолжить работу над понятием «действие предмета»; вырабатывать умение  различать слова, называющие предмет и его действие

Слова-действия и вопросы к ним

Научатся: различать слова, называющие предмет и его действие, называть действия предметов окружающего мира; писать словарные слова

Регулятивные: преобразовать практическую задачу
в познавательную.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

13

02.4

Признак

и слово

(упр. 26–32,

с. 43–45).

Проверочная работа по теме «Слово»
(с. 47)

На какие вопросы отвечают слова – признаки предметов?

Цели: познакомить учащихся с тем, что слова, называющие признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?; совершенствовать умение  различать слова, называющие предмет и его действие, признак предмета

Вопросы какой? какая? какое? какие?

Узнают, что такое слова – признаки предмета.

Научатся: называть слова, обозначающие признаки предметов, устно составлять 3–5 предложений на определенную тему, писать словарное слово

Регулятивные: соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы; соблюдать правила этикета

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

14

03.4

Слово – имя собственное

(упр. 36–42,
с. 48–50)  

Что такое имя собственное?

Цель: уточнить представления учащихся об имени собственном и правилах оформления имен при письме

Имя собственное

Научатся: правильно оформлять имена собственные при письме,
выбирать имена собственные, подходящие
по смыслу

Регулятивные: сличать способ действия.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

15

04.4.

Слово – имя собственное

(упр. 43–51,
с. 51–54)

Как пишутся клички животных?

Цели: познакомить с употреблением заглавной буквы в кличках животных; отработать навык правописания имен, фамилий, отчеств; учить составлять предложения с использованием имен собственных

Кличка животного, имя, фамилия, отчество

Узнают об употреблении заглавной буквы в кличках животных.

Научатся: правильно оформлять на письме имена, фамилии, отчества, а также клички животных

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

16

07.4.

Слово – имя собственное

(упр. 52–55,
с. 55–56)

Как пишутся названия населённых пунктов и географических объектов?

Цель: познакомить с правописанием названий населенных пунктов, географических объектов

Населённый пункт, географический объект

Научатся: правильно оформлять на письме названия населённых пунктов, географических объектов; произносить скороговорки четко и правильно

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Умение задавать вопросы, мотивация учебной деятельности

17

08.4

Слово-имя собственное(упр.56-60,с.57-60)

Цель: Систематизировать знания учащихся об именах собственных; отработать правописание имен собственных; проверить умения детей применять полученные знания в письменных работах

Вся терминология связанная с именами собственными

Научаться: применять полученные знания в письменных работах

Регулятивные : формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.  

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Итого: 9 ч.

Фонетика и графика

(31 час)

18

09.4

Звуки и буквы (упр.1-6, с.62-64)

Что такое звук? Что такое буква?

Цели: уточнить знания учащихся о звуках и буквах; совершенствовать умение различать звуки и буквы; развивать речевой слух; обогащать словарный состав речи

Звук и буква

Узнают отличительные признаки звуков
и букв.

Научатся: различать звуки и буквы, переводить слово звучащее
в слово написанное; объяснять употребле-

ние (выбор) эмоционально-окрашенных слов особенностями содержания и стиля текста

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

19

10.4

Гласные звуки (упр. 7–10,

с. 65–67)

Что значит понятие «фонематический анализ слова»?

Цели: совершенствовать умения правильно произносить звуки в слове и называть буквы; распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки; развивать навыки фонематического анализа слов

Звукобуквенный анализ слов

Узнают отличительные признаки гласных и согласных звуков.

Научатся: правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы, распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования   языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

20

11.4.

Звонкие и глухие согласные звуки

(упр. 11–14,
с. 68–70)

Какие звуки называют звонкими и глухими согласными звуками?

Цель: формировать умение
определять звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме буквами

Звук, звонкий
и глухой согласный звук

Научатся: определять звонкие и глухие согласные звуки в словах
и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результатам наблюдений

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью, формулировать собственное мнение и позицию

Мотивация учебной деятельности

21

14.4.

Звук и буква й (упр. 15–20,

с. 71–74)

Как правильно разделить слова на слоги?

Цели: познакомить с особенностями звука [й’] и буквы й; совершенствовать умения делить слова на слоги, распознавать гласные  и согласные
звуки, выполнять фонетический анализ слов

Слог, деление слов на слоги

Узнают особенности звука [й’] и буквы й.

Научатся: делить слова со звуком [й’] на слоги, распознавать  гласные и согласные звуки, выполнять фонетический анализ слов

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования  языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

22–

23

15.4

16.4

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
на письме

(упр. 21–26,
с. 75–78)

Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Цели: активизировать представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; обобщить представления о способах обозначения мягкости согласных; сформировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком

Мягкий знак, мягкость согласных звуков

Узнают о способах обозначения мягкости согласных.

Научатся: различать согласные по твёрдости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком, сравнивать количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь)

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования  языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

24

17.4.

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
на письме.

Словарный диктант

(упр. 27–29,
с. 79–80)

Как обозначают мягкость согласных гласной буквой?

Цели: уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных
по твердости – мягкости,
о способах обозначения мяг-

кости согласных; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Узнают, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко, звук [и] обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

Научатся: различать

согласные по твёрдости – мягкости, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями; работать в паре

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: задавать

вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

25

18.4

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
на письме буквами
е, ё, ю, я

(упр. 30–32,
с. 81–82)

Цели: обобщить представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; формировать у учащихся способность обозначать мягкие согласные буквами е, ё, ю, я 

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Узнают особенности букв  е, ё, ю, я.

Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

26

21.4

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных
на письме буквой
и

(упр. 33–36,
с. 83–85)

Цели: обобщить представления учащихся о различии согласных по твердости – мягкости; формировать у учащихся способность обозначать мягкие согласные буквой и

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами

Узнают особенности буквы и.

Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквой и

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

27

22.4.

Контрольное списывание

Цель: проверить уровень усвоения изученного программного материала

Списывание

Научатся: правильно списывать текст, применять полученные знания на практике

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

28

23.4

Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова
(упр. 37–41,
с. 86–87)

Что значит понятие «йотированные гласные»?

Цели: систематизировать знания о буквах е, ё, ю, я
в начале слова

Йотированные гласные

Научатся: распознавать йотированные гласные в начале слова
и обозначать их на письме буквами, формулировать вывод по результатам наблюдений

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

29

24.4.

Количество звуков и букв
в слове
(упр. 42–48,
с. 88–90)

Как выполнить звукобуквенный разбор слова?

Цели: конкретизировать представления учащихся о количестве букв и звуков в слове; совершенствовать умение выполнять фонетический разбор слов  

Звукобуквенный, или фонетический, разбор

Научатся: различать количество букв и звуков в слове, выполнять фонетический разбор слов, определять, какой звук обязательно должен быть в слоге

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться
за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

30

25.4.

Произношение и написание слов с сочетанием
жи – ши

(упр. 49–53,
с. 91–92)

Почему жи и ши надо писать с и?

Цели: уточнить знания о правописании сочетаний жи – ши; сформировать навык

правописания сочетаний
жи – ши

Сочетания
жи и ши

Узнают правило правописания сочетаний жи – ши.

Научатся: правильно произносить и писать

слова с сочетаниями
жи – ши, выделять
в словах только твердые (мягкие) согласные звуки

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

31

28.4

Проверочный диктант

Цель: проверить уровень сформированности навыка правописания сочетаний
жи – ши, ча – ща, чу – щу

Сочетания  
жи – ши, ча – ща, чу – щу

Научатся:  правильно писать текст под диктовку, применять полученные знания на практике, использовать правила правописания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в практической деятельности

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

32

29.04.

Произношение и написание слов с сочетаниями

ча – ща

(упр. 54–58,
с. 93–94)

Почему ча и ща надо писать
с буквой
 а ?

Цель: уточнить знания детей о правописании сочетаний ча – ща; сформировать навык написания слов с сочетаниями ча – ща.

Сочетания
ча – ща

Узнают правило правописания сочетаний
ча – ща.

Научатся правильно произносить  и писать слова с сочетаниями
ча – ща.

Регулятивные: формировать умение работать в группе.

Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

33

30.04.

Произношение и написание слов с сочетаниями

чу – щу

(упр. 59–62,
с. 95–97)

Почему чу и щу надо писать
с буквой
у?

Цели: уточнить знания о правописании сочетаний чу – щу; сформировать умение правильно писать слова с сочетаниями чу – щу

Сочетания
чу – щу

Узнают правило правописания сочетаний
чу – щу.

Научатся правильно произносить  и писать слова с сочетаниями 
чу – щу

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

34–

35

2.05

5.05.

Деление  слов на слоги

(упр. 63–66,
с. 98–99).

Словарный диктант
(упр. 67–71,
с. 100–102)

Как правильно разделить слово на слоги?

Цели:  конкретизировать представления о том, что слог образует гласный звук; совершенствовать навыки в делении слов на слоги, в фонетическом разборе слов

Деление слов  на слоги

Узнают, что слог образует гласный звук.

Научатся: делить слова на слоги, распознавать односложные, двусложные и трёхсложные слова, писать изученные слова с непроверяемыми написаниями

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

36– 38

6.05.

7.05.

8.5.

Перенос слов

(упр. 72–76,
с. 103–104;

упр. 77–83,
с. 105–106;
упр. 84–89,
с. 107–109)

Как переносить слова с одной строки на другую?

Цели: познакомить с правилом переноса слов с одной строки на другую, отработать умение делить слова на слоги

Перенос слов, правила  переноса

Узнают  правила переноса слов с одной строки на другую.

Научатся:  делить слова на слоги,  переносить слова с одной строки на другую, выполнять фонетический разбор слов

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

39

12.5.

Ударение

(упр. 90–95,
с. 110–113).

Произношение и обозначение на письме ударных
и безударных гласных звуков

(упр. 91–96,
с. 115)

Что значит «ударный» или «безударный» гласный?

Цели: познакомить с понятиями «ударный гласный» и «безударный гласный»; совершенствовать умение учащихся определять ударный гласный в слове, навык выделения ударных и безударных гласных в слове

«Ударный» или «безударный» гласный

Научатся: различать ударные и безударные гласные, определять ударный гласный в слове, выделять ударные
и безударные гласные, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности, ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи

40–

41

13.5

14.5

Ударение

(упр. 96–106,
с. 114–119).

Произношение и обозначение на письме ударных
и безударных гласных звуков

Почему во многих словах произношение слова  расходится с его написанием?

Цели: познакомить со случаями расхождения написания
и произношения безударных гласных; развивать навык
в определении различий в написании и произношении безударных гласных; способствовать овладению учащимися орфоэпическими нормами
в наиболее употребительных словах

Произношение и написание
(различие)

Научатся: различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Мотивация учебной деятельности

42–
45

15.5

16.5

19.5

20.5

Парные
и непарные согласные

(упр.107–112,
с. 120–123;

упр.113–117,
с. 124–126;

упр.118–122,
с. 127–129;

упр.123–127,
с. 130–131).

Словарный диктант

Как писать слова с парными звонкими и глухими согласными?

Цели: познакомить с парными и непарными согласными,
с правилом правописания парных звонких – глухих согласных; развивать умение различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, навык правописания слов с парными звонкими – глухими согласными на конце слов

Парные согласные звуки

Узнают  парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные.

Научатся: различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные, применять на практике правило о проверке слов с парными звонкими – глухими согласными на конце слов; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями

Регулятивные: удерживать учебную задачу, применять  установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Мотивация учебной деятельности

46

21.5.

Повторение
и обобщение изученного

(упр. 128–132,

с. 132–134)

Что уяснили дети по пройденной теме?

Цель: закрепить материал, изученный в 1 классе

Изученные понятия

Научатся: применять полученные знания
на практике, формулировать вывод по результатам наблюдений; работать в паре: списывать текст и оценивать результаты выполнения работы на основании взаимопроверки

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Мотивация учебной деятельности

47

22.5

Итоговая
контрольная работа

Цель: проверить знания
по изученным темам и умения записывать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Изученные понятия

Научатся: писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

48

23.5

Работа над ошибками.
Повторение
и обобщение изученного

(упр. 133–136, с. 135–137)

Как правильно работать над ошибками?

Цель: закрепить материал,

изученный в 1 классе

Изученные понятия

Научатся применять полученные знания
на практике

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

Итого: 31 ч

Всего: 48 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...