Рабочая программа учебного курса родной (русский язык) 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Леликова Ольга Николаевна

 Данная программа разработана в рамках ФГОС для изучения родного русского языка. Нацелена на  формирование  представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yazyku_4_klass.docx58.34 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного курса

                                                                                       Личностные результаты:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

 - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Выпускники 4 класса научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Выпускники 4 класса  научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Коммуникативные:

Выпускники 4 класса научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты

Предметными результатами изучения являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Учащиеся к концу обучения должны знать:

-отличительные признаки основных лексических единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, фразеологией, этимологией;

Учащиеся должны уметь:

- подбирать омонимы, антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться  фразеологическим, этимологическими словарями, а также словарями антонимов, синонимов, омонимов.

             Содержание программы

«Родной язык (русский)»,

4 класс, 9 часов, 1 час в неделю

     

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ( 3  ч)

          Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

          Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

         Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

         Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

         Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

Формы работы:

 Контрольная работа № 1 « Красна сказка складом, а песня- ладом»

Проект № 1  «Русские слова в языках других народов»

Раздел 2. Язык в действии (3 ч)

    Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

    Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).      Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

      История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Формы работы:

Мини- сочинение  « Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?»

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

   Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

   Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

    Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

     Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

    Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Формы работы:

Контрольная работа №2 « Секреты речи и текста».

Тематическое планирование

 по родному языку ( русскому)  

Класс  4

Учитель ____Леликова Ольга Николаевна 

Количество часов по учебному плану   9  в неделю  1  час.

Рабочая программа  по родному языку ( русскому)      составлена на основании:

1.Закон «Об образовании в РФ» (утвержден Приказом Минобрнауки РФ  от  29.12.2012г. №273).

2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707, в редакции приказов  от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. № 1060 , от 29.12.2014г. №1643, от 18.05.2015 г. №507, от 31.12.2015г. №1576).        

4. Приказ от 28.12.2018г. № 345 « О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345».

6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

7. Письмо Министерства  просвещения Российской Федерации от 20.12.2018г. № 03-510 « Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного».

8. Примерная программа начального общего образования по  родному языку (русскому) (базовый уровень),  1-4 классы, авторов: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова). М. : Просвещение, 2020г.

9. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ

10. учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2019-2020 уч. год

11. положения о рабочей программе учебного предмета   МКОУ Козловская СОШ

п/п

 Тема урока

Количество часов

     

Планируемые результаты

         

Характеристика

деятельности              учащихся

        

Дата  проведения

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

По плану

Фактически

1

Не стыдно не  знать, стыдно не учиться

 

1

Узнают слова, связанными с качествами людей. Познакомятся с пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с учением.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; -в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-пользоваться словарями, справочниками;

-строить рассуждения;

Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

Представление  о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

Знакомятся с учебником. Объясняют, в каких случаях жизни мы пользуемся слова, связанными с качествами людей. Составляют  текст по рисунку (рассматривать рисунок, определяют его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывают составленный текст). Знакомятся  с пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с учением.

2

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

Узнают  слова, называющие родственные отношения. Знакомятся  с пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями

Регулятивные:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-строить рассуждения;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные:

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-владеть монологической и диалогической формами речи

Осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка

Организуют своё рабочее место.

Работают со

словами, называющими родственные отношения. Знакомятся  с пословицами, поговорками и фразеологизмами, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с родственными отношениями. Работают с толковым словарём.

3

Красна сказка складом, а песня – ладом. Контрольная работа № 1.

1

Научатся различать русские традиционные эпитеты, знать их значение, слова, связанные с чувством людей.

Регулятивные:

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций

Представление  о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

Выполняют контрольную  работу  

4

Красное словцо не ложь

1

Научатся объяснять значение фразеологизмов, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; -в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

-пользоваться словарями, справочниками;

-строить рассуждения;

Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью

Увеличение  продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка

Отгадывают загадки. Выполняют упражнения в нахождение фразеологизмов  и обосновывают их значение. Узнают из истории языка и культуры, что означает фразеологизм  « курам на смех». Работают со словарём фразеологизмов учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

Наблюдают  над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов).

5

Язык языку весть подаёт.

1

Научатся различать русские слова в языках других народов.

Регулятивные:

-адекватно воспринимать оценку учителя; -вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; - моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; -пользоваться словарями, справочниками;

-строить рассуждения

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Осознание  роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка

Работают со словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находят  в них нужную информацию о слове, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивают  уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи

6

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

Научатся правильно употреблять письменно   и изменять синонимические словосочетания и предложения. Использовать письменно слова «потому что», «так как», «поэтому».

Регулятивные:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

- -строить рассуждения;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные:

- -быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи

Увеличение  продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Работают с синонимическими словосочетаниями и предложениями. Объясняют их значение.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

7

Как и когда появились знаки препинания?

1

Узнают об истории знаков препинания. Знакомятся с понятием «пунктуация».

Регулятивные:

-адекватно воспринимать оценку учителя;  -вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; -моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); -выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

-пользоваться словарями, справочниками;  -строить рассуждения

Коммуникативные:

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

 -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка

Работают с текстами по группам. Расставляют знаки препинания. Оценивают  текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Соблюдают интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

8

«Можно ли про одно и то же сказать по-разному?».

Мини- сочинение №1.

1

Научатся  правильно расставлять  знаки препинания  в предложениях. Совершенствуют навыки правильного пунктуационного оформления текста.

Регулятивные:

-адекватно воспринимать оценку учителя; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; -моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); -выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

-пользоваться словарями, справочниками; -строить рассуждения

Коммуникативные:

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Представление  о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

Организуют своё рабочее место. Беседуют по теме урока. Пишут мини-сочинение. Оценивают  текст с точки зрения пунктуационной правильности.

9

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. Учимся составлять план текста.

1

Узнают об особенностях озаглавливание текста, научатся составлять план текста, не разделённого на абзацы. 

Регулятивные:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; -вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную; -строить рассуждения; -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные:

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи

Осознание  роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка

Организуют рабочее место. Читают об особенностях озаглавливание текста.   Составляют  план текста, не разделённого на абзацы.

Итого:9часов

Формы  и  средства  контроля  планируемых  результатов

учебного предмета  « Родной язык(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

  1. Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

   Жила  в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь - битой быть.

     И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха...» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. "Дай-ка, - скажет, - гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо". Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 - Не помочь ли тебе, Алёнушка?

   Аленушка в пояс ей поклонится:

 - Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

     Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

     Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит. 

  1. Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

  1. Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

________________________________________________

  1. Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит__________________________________

  1. Слово «заря»  означает свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни заря______________________________

Работать от зари до зари___________________________

Вставать с зарёй_______________________________

Контрольная работа № 2

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку весть подаёт.

Ф.И. уч-ся _________________________________

Дата:__________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

плод дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте,  посылке______________________

б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям ____________________

в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________

г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________  и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4.  Замени выражения одним глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача – __________________
ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5. Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор  ___________________

Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

7. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

  В необыкновенной   т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке   з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым  хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы  л___тают около  к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Контрольная работа № 3

Раздел 3. Секреты речи и текста.

Тема: Секреты речи и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.                                                                                         (По В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________


3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Как ты думаешь, чему учит рассказ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте  на вопросы текста.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

_________________________________________________________________________

Чего хотел каждый из мальчиков?

_______________________________________________________________________

Что случилось однажды в лесу?

_______________________________________________________________________

Как повели себя мальчики?

_____________________________________________________________________

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

___________________________________________________________________

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

________________________________________________________________

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой  « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал.                                                                                                  (По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. 

Б)Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?  

Илья поступил как настоящий хозяин собаки.  В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой  « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Мини-сочинение

Раздел 2. Язык в действии.

Тема: Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?

(по материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./ М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа учебного курса родной русский язык 2 класс

Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка....

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс...

Рабочая программа учебного курса родной русский язык 3 класс

Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; ...

Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы

Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы...