Рабочая программа учебного курса родной русский язык 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Леликова Ольга Николаевна

Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация  к рабочей программе по родному (русскому) языку 2-4 классы

1. Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897;

- примерной программы по родному (русскому) языку, соответствующей ФГОС;   

- авторской программой «Русский родной язык 1-4 классы». под ред. О. М. Александровой.–М. : Просвещение, 2020 г., УМК «Школа России».

2.Учебники: Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 1-4 классы М.: Просвещение, 2020 г.

3. Цели и задачи.

- Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

 Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

4.Место предмета  родному (русскому) языку  в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МКОУ Козловская СОШ на изучение родного (русского) языка на уровне начального общего образования отводится  102 часа  во 2-4 классах (во 2 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 3 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 4 классе 1 час в неделю, всего 34 часа).

5.Периодичность и формы контроля и промежуточной аттестации.

Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Контроль осуществляется в соответствии с положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ Козловская СОШ.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты: 

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; 

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; 

развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; 

формирование духовных и эстетических потребностей; 

воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; 

отработка навыков самостоятельной и групповой работы. 

Метапредметные.

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке. 

Учиться работать по предложенному учителем плану. 

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. 

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. 

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. 

Коммуникативные УУД

Уметь донести свою позицию до собеседника; 

Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). 

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. 

Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать: 

изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

типы текстов: рассуждение, повествование, описание;

стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);

структуру текста рассуждения

уметь:

распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; 

использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; 

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; 

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 

определять тему текста и основную мысль;

распознавать типы текстов;

устанавливать связь предложений в тексте;

выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;

определять грамматические значения заимствованных слов;

строить словообразовательные цепочки.

 

Содержание тем учебного курса

Содержание курса

3 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (20 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): 20 уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектное задание. История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (9 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

 Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)

 Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). 21 Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

Тематическое планирование

по учебному курсу    «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»

Класс _3_

Учитель ____Леликова Ольга Николаевна

Количество часов по учебному плану   34  в неделю  1час.

Рабочая программа  по учебному курсу«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»    составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ

- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2022-2023 уч. год

- положения о рабочей программе учебного предмета   МКОУ Козловская СОШ;

- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательны

учреждениях»;

- Примерная программа по предмету «Родной язык(русский)», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В.

-Учебник «Русский родной язык», О.М.Александрова и др, 3 класс, М.Просвещение, 2020г.

п\п

ТЕМА

Кол-во часов

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

ДАТА

Предметные

Личностные

Метапредметные

По плану

По факту

Русский язык: прошлое и настоящее (20 ч)

1-2

Где путь прямой, там не езди по кривой

2

Уметь распознавать

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (;правда - ложь). Объясняют смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми

• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

• воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

• развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

• формирование духовных и эстетических потребностей;

 • воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

• отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

Регулятивные УУД • проговаривать последовательность действий на уроке; • учиться работать по предложенному учителем плану; • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; • основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений; 3 Познавательные УУД • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД • уметь донести свою позицию до собеседника; • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); • уметь слушать и понимать высказывания собеседников; • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; • учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (;правда - ложь). Объясняют смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми

3

Кто друг прямой, тот брат родной

1

Уметь различать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг - недруг, брат - братство - побратим)

Находят слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг - недруг, брат - братство - побратим)

4-5

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

2

Уметь распознавать слова, называющие природные явления: образные названия дождя

Находят слова, называющие природные явления: образные названия дождя

6-7

Сошлись два друга - мороз да вьюга

2

Уметь находить слова, называющие природные явления: образные названия снега

Учатся находить слова, называющие природные явления: образные названия снега

8-9

Ветер без крыльев летает

2

Уметь находить слова, называющие природные явления: образные названия ветра

Учатся находить слова, называющие природные явления: образные названия ветра

10-11

Какой лес без чудес

2

Уметь находить слова, называющие растения

Учатся находить слова, называющие растения

12-13

Дело мастера боится

2

Уметь слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

Распознают слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

14

Заиграйте, мои гусли...

1

Уметь распознавать слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты

Распознают слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты

15-16

Что ни город, то норов

2

Знать названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

Поиск информации о названиях старинных русских городов, сведений о происхождении этих названий

17

Проект «Место, в котором я живу»

1

Знать историю своего села

Поиск информации

18-19

У земли ясно солнце, у человека - слово

2

Знать русские сказочные образы

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы

20

Проверочная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

Уметь анализировать задания и выполнять их

Выполняют проверочную работу

Язык в действии (9 ч)

21-22

Для чего нужны суффиксы?

2

Знать значение суффиксов в речи

• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; • формирование духовных и эстетических потребностей; • воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; • отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

Регулятивные УУД • проговаривать последовательность действий на уроке; • учиться работать по предложенному учителем плану; • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; • основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений; 3 Познавательные УУД • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД • уметь донести свою позицию до собеседника; • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); • уметь слушать и понимать высказывания собеседников; • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; • учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов

23-24

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

2

Знать особенности имён существительных

Учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

25-26

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

2

Уметь различать существительные по числам

27

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

28

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

Знать, каково значение предлогов в речи

Учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов

29

Проверочная работа по разделу «Язык в действии»

1

Уметь анализировать задания и выполнять их

Выполняют проверочную работу

Секреты речи и текста (5 ч)

30

Создаём тексты - рассуждения

1

Знать, что такое текст-рассуждение, уметь составлять тексты-рассуждения

• формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; • формирование духовных и эстетических потребностей; • воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; • отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

Регулятивные УУД • проговаривать последовательность действий на уроке; • учиться работать по предложенному учителем плану; • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; • основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений; 3 Познавательные УУД • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД • уметь донести свою позицию до собеседника; • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); • уметь слушать и понимать высказывания собеседников; • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; • учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Учатся строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

 знакомятся со структурой текста рассуждения;

учатся создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации

учатся редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы

учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст;

учатся оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления

31

Учимся редактировать тексты

1

32

Создаём тексты- повествования

1

Знать, что такое текст-повествование, уметь составлять тексты-повествования

33

Проверочная работа по разделу «Секреты речи и текста»

1

Уметь анализировать задания и выполнять их

34

Повторение пройденного

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса родной (русский язык) 4 класс

Данная программа разработана в рамках ФГОС для изучения родного русского языка. Нацелена на  формирование  представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной це...

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа учебного курса родной русский язык 2 класс

Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка....

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс...

Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы

Рабочая программа по курсу «Родной (русский) язык» 1-4 классы...