Рабочая программа учебного курса родной русский язык 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Леликова Ольга Николаевна

Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rodnoy_russkiy_yazyk_2_klass.docx39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация  к рабочей программе по родному (русскому) языку 2-4 классы

1. Рабочая программа по  родному (русскому)  составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897;

- примерной программы по родному (русскому) языку, соответствующей ФГОС;   

- авторской программой «Русский родной язык 1-4 классы». под ред. О. М. Александровой.–М. : Просвещение, 2020 г., УМК «Школа России».

2.Учебники: Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 1-4 классы М.: Просвещение, 2020 г.

3. Цели и задачи.

- Расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;

 Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

4.Место предмета  родному (русскому) языку  в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МКОУ Козловская СОШ на изучение родного (русского) языка на уровне начального общего образования отводится  102 часа  во 2-4 классах (во 2 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 3 классе 1 час в неделю, всего 34 часа; в 4 классе 1 час в неделю, всего 34 часа).

5.Периодичность и формы контроля и промежуточной аттестации.

Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Контроль осуществляется в соответствии с положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ Козловская СОШ.

Планируемые результаты освоения учебного курса

          Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

          ∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;

          ∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

          ∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

          ∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

          Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

          Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

          Регулятивные УУД:

          ∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

          ∙ проговаривать последовательность действий на уроке;

          ∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

          ∙ учиться работать по предложенному учителем плану.

          Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

          Познавательные УУД:

          ∙ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

          ∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

          ∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

          ∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

          Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

          Коммуникативные УУД:

          ∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);  

          ∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

          ∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

          ∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

          Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

           Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

          ∙ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

          ∙ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

          ∙ понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

          ∙ выразительно читать и пересказывать текст;

          ∙ делить текст на части, озаглавливать части;

          ∙ подробно и выборочно пересказывать текст;

          ∙ правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

          ∙ делить слова на части для переноса;

          ∙ правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

          ∙ писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

          ∙ обращать внимание на особенности употребления слов;

          ∙ ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

          ∙ составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

          ∙ составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Основные требования  к уровню подготовки учащихся 2 класса

В конце второго года изучения курса  родного русского языка в начальной школе обучающийся научится:

● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

 ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

 ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.

Содержание тем учебного курса

           Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее ( 13 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).  

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (11 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

   Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

   Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.  

Раздел 3. Секреты речи и текста (10 часов)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Тематическое планирование

по учебному курсу    «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»    

Класс _2_

Учитель _Леликова Ольга Николаевна 

Количество часов по учебному плану   34  в неделю  1  час.

Рабочая программа  по учебному курсу    «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»     составлена на основании:

- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Козловская СОШ

- учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. год

- положения о рабочей программе учебного предмета   МКОУ Козловская СОШ;

- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательны

учреждениях»;

Учебник Русский родной язык 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. и др., М.: «Просвещение»,  2020

п\п

ТЕМА

Кол-во часов

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

ДАТА

Предметные

Личностные

Метапредметные

По плану

По факту

1

По одёжке встречают… 

1

Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети, что ели в старину.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Объяснять, откуда такое разнообразие слов в русском языке

Строить речевое высказывание в устной форме.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем.

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1

3

 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1

4-5

Каша-кормилица наша.

2

6-7

Любишь кататься, люби и саночки возить.

2

Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие детские забавы, игры и игрушки.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Планировать своё действие. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.  

8-9

Делу время, потехе час.

2

10-11

В решете воду не удержишь.

2

Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь, связанные с традицией русского чаепития.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

12-13

Самовар кипит, уходить не велит.

2

Знать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

14

Проект «Почему это так называется?».

1

Знать, почему это так называется

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

Прогнозирование результата.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

15-16

Помогает ли ударение различать слова?

2

Знать для чего нужны ударение, синонимы, антонимы. Знать, что такое фразеологизмы, знать способы объяснения значения слов.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Планировать своё действие. Получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.  

17

 Для чего нужны синонимы?

1

18

Для чего нужны антонимы?

1

19-20

Как появились пословицы и фразеологизмы?

2

21-22

Как можно объяснить значение слова?

2

23-24

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

2

Знать основные приёмы чтения стихов и сказок.

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

25-26

Учимся вести диалог.

2

Знать приёмы общения, средства связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

27-28

Составляем развёрнутое толкование значения слова.  

2

29-30

Устанавливаем связь предложений в тексте.

 

2

31-33

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.  

3

Знать виды текстов.

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Анализировать, делать выводы, сравнивать.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

34

Повторение пройденного.  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс(

Рабочая программа учебного курса по русскому языку УМК "Школа России" 2 класс (5 ч. в неделю, 170ч.)1.Пояснительная записка2.УУД, содержание курса3.Тематический план4. Календарно - тематическое планир...

Рабочая программа учебного курса родной (русский язык) 4 класс

Данная программа разработана в рамках ФГОС для изучения родного русского языка. Нацелена на  формирование  представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной це...

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс

Рабочая программа учебного курса "Родной русский язык" 4 класс...

Рабочая программа учебного курса родной русский язык 3 класс

Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; ...