План-конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Монгуш Азиана Арсеньевна

План-конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ll.docx26.51 КБ
Microsoft Office document icon bukva_tt.doc57.5 КБ
Файл bukva_tsts.docx988.08 КБ
Файл bukva_ee.docx22.09 КБ
Файл glasnye_bukvy_e.e.docx22.64 КБ
Файл zvuk_i_bukva_zhzh_tehn_karta.docx26.03 КБ
Файл strochnaya_i_zaglaveaya_bukva_yy.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  чтения

 «Буква «Лл», звуки [л] и [л’]»

Цель: изучить звуки [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты  с буквой Лл.

         Знать звуки [л], [л’] и букву Лл, их обозначающую.

Понимать различие согласных звуков [л], [л’].

Применять: уметь отличать твёрдый звук [л] от мягкого звука [л’]. Уметь находить в словах букву Лл.

Анализировать звучащую речь с целью выделения и изучения звуков [л],[л’], слого- звуковой анализ слов, анализ текста.

         Синтез: чтение слогов, слов и текстов с буквой Лл

         Оценка: знаний о звуках [л], [л’] и букве Лл для правильного чтения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату  в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: использовать условное обозначение звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; применять технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; читать слова по слогам и орфоэпически.

План урока:

I Организационный момент -1 минута

II Основная часть

  1. Актуализация знаний – 3 минуты
  2. Развитие артикуляционного аппарата и введение в тему урока – 3 минуты
  3. Работа с новыми звуками – 5 минут
  4. Развитие  фонематического слуха – 5 минут
  5. Физкультминутка – 1 минута
  6. Изучение новой буквы – 2 минуты
  7. Чтение слогов, слов, текстов  с новой буквой – 14 минут

III Заключительная часть - 1 минута

Оборудование: мячик, листы со скороговоркой, части схемы маленькие на каждого ученика,  мультимедиа, учебник,  листы с буквами, карточки с корзинками и овощами.

Эскиз доски

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II Основная часть

  1. Актуализация знаний

Прежде чем мы с вами начнем изучать новую букву и звуки, давайте вспомним, чему вы уже научились. У меня есть вот такой котик, которого зовут Лаврентий, я задаю вопрос, и кому я его даю, тот и отвечает

 (Вопросы:

  • Сколько гласных букв ты уже знаешь? Назови их. (А, О, У, Ы, И)
  • Сколько согласных букв ты уже знаешь? Назови их. (Н, К, Т, С)
  • Согласных звуков ты знаешь больше или меньше, чем согласных букв? (Звуков больше, потому что согласные звуки могут быть мягкими и твердыми)
  • Чем отличаются буквы и звуки? (Буквы – пишем и видим, звуки – слышим произносим)
  • На какие две большие группы делятся звуки? (Согласные и гласные)
  • Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( Как произносятся гласные звуки, а как согласные?) (При произношении гласных звуков  воздух в полости рта не встречает на своём пути преград и участвует только голос)
  • Какими  бывают согласные звуки? (Глухими и звонкими, мягкими и твердыми)
  • А на какие подгруппы делятся гласные звуки? (На ударные и безударные)

  1. Объявление темы и цели урока.
  • Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием! Поcмотрите на доску, это зашифрованная запись, которую нам с вами придется разгадать.

Посмотрите на первую картину, что вы видите? И т.д.

У нас получилось предложение – «Лилии не пилили, не пололи, а полили». На что это похоже? На скороговорку. Давайте произнесем ее вместе. А теперь еще быстрее. И еще быстрее. А кто сможет один?

- Хорошо, молодцы. Какие  звуки  вы услышали в каждом слове этой скороговорки? Правильно звуки «л» и «ль».

Тема нашего сегодняшнего урока – звук «л» и «ль» и буква, которая их обозначает.

  1. Работа с новыми звуками.

А у нас на уроке сегодня гость. А кто, мы с вами узнаем, отгадав загадку.

Он у плиты творит, 
Как на крыльях он парит. 
Все бурлит вокруг него, 
Кухня – кузница его.

- Кто это? Правильно, повар, а зовут его Леша. Повар пришел к нам с непустыми руками, он принес нам суп. Но ему кажется, что он забыл что-то положить в свой суп. Мы ему поможем? Хорошо, слушайте внимательно загадку.

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …

- Правильно, лук. Сколько слогов в слове лук? (1) Докажите (один гласный звук) Какой звук первый в этом слове? («л»)

- Расскажите, как располагаются ваши язык и губы, когда вы произносите звук «л»? (между губами и между зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касае

тся верхних зубов и краешка неба)

- А как  проходит воздух при произношении звука «л»? Встречает ли воздух  преграду? (Да) Значит, он какой? (согласный)

 - Звук «л» звонкий или глухой? Закройте ушки ладошками и произнесите его.

- Правильно, звонкий. И еще непарный. У него нет парного глухого звука.

- А твердый или мягкий? Произнесите слово «лук». Твердый.

- Давайте дадим звуку «л» в слове «лук» короткую характеристику. Что мы о нем узнали? (согласный, звонкий, непарный, твердый)

- Хорошо, посмотрите, пожалуйста, у вас на партах есть части схем, составьте схему слова «лук», чтобы можно было положить его в наш суп.

- У вас должно получиться вот такая схема. Слияние твердого согласного и гласного звуков и твердый согласный звук.

- Молодцы, ребята! Лук уже можно класть в суп. Но чего-то все равно не хватает.

Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна.

- Что это? Правильно, соль. А в этом слове сколько слогов? (1) А какой здесь последний звук? («ль») Перед тем, как положить соль в суп, давайте дадим звуку «ль» краткую характеристику. Какой это звук? (согласный, звонкий, непарный, мягкий). Теперь для слова «соль» давайте составим схему. Сравните с моей схемой. У всех так? Слияние согласного твердого и гласного звуков и согласный мягкий звук.

- Отлично, суп можно солить.

  1. Развитие фонематического слуха

- Наш суп готов, но нас много, а его очень мало. Приготовим еще суп, а поваренок Леша нам поможет.

- Я называю продукты, которые у нас есть в холодильнике, если там есть звук «л» или «ль», то вы хлопаете в ладоши и тогда я кладу его в суп. Будьте осторожны, а то суп не получится. Готовы?

Лук, фасоль, редиска, свекла, колбаса, брокколи, лимон, капуста, репа, конфета, кофе, масло, молоко, огурец, оливки, сарделька, сосиски, клубника, горох, помидор, хлеб, картофель, перец, соль.

 - Молодцы, ребята. Сразу видно, родители вкусно готовят, и вы им помогаете. Суп мы приготовили, а теперь надо лишние продукты на место убрать. (Свекла, лимон, лук, клубника, соль, фасоль)

- Я вам раздаю на парту, три корзинки и продукты. Вам с соседом или с соседкой по парте, нужно разложить продукты по корзинкам. В первую корзинку нужно положить продукты, где звук «л» и «ль» в начале слова, во вторую, где в середине, и в третью, где звуки «л» и «ль» в конце.

5. Физкультминутка

- Отлично, молодцы! Суп приготовили, за собой все убрали! Теперь давайте немного отдохнем. Но сначала проводим нашего поваренка Лешу, скажем ему большое спасибо за то, что помог нам приготовить суп и изучить новые звуки.

           Лебеди летят, крыльями машут,

          Летают над водой, качают головой.

          Прямо и гордо умеют держаться,

          Очень бесшумно на воду садятся.

          Сели, посидели, снова улетели.

 - В каких словах физкультминутки встретились новые звуки?

  1. Изучение новой буквы

-   Звуки мы с вами изучили, а как же они обозначаются на письме? Посмотрите внимательно на доску и найдите из данных букв букву, которая обозначает звуки «л» и «ль». Кто нашел? Выйди, покажи. Правильно. А кто знает, как правильно называется эта буква? Буква «эль».

- На какие предметы похожа буква Л?

- Изобразите букву Л с помощью своих пальчиков.

 Хорошо, послушайте, какое стихотворение про букву «эль» написал Сергей Викторович Иванов.

На стремянку Л похожа  

И на крышу дома тоже.

  1. Чтение слогов, слов и текстов с новой буквой.

- Звуки мы с вами изучили и букву, которая их обозначает тоже. Давайте прочитаем слоги с буквой «эль». У меня на доске слоги, я показываю, мы читаем вместе. Хорошо. Кто сможет сам прочитать слоги?  Откройте ваш учебник на странице 59.

- Слоги с новой буквой вы научились читать, давайте посмотрим, как вы справитесь со словами. Откройте ваш учебник на странице 59. Найдите слова. Поставьте пальчик или карандаш под первое слово. Читаем хором пары слов. Молодцы, а теперь кому даю игрушку, тот и читает. (Прочитай слова действия, обозначающие предмет, 1 предмет, много предметов)

- Молодцы, ребята! А с текстом справитесь? Все нашли текст под только что прочитанными словами? Читаем текст по предложениям. (2 раза)

Про кого говорится в тексте?(про Олю)

Кого катала Оля? (кукол)

Девочки, а у вас есть дома куклы? Я уверена, что они у вас очень красивые. Как - то несправедливо получается. Давайте придумаем текст и про мальчиков, но только, чтобы в нем были слова с буквой Л. (Как мы назовем мальчика? (Леня, Коля, Леша, Кирилл) Что он у нас будет делать? (лежал, пошел, нашел и т.д.) Куда? Где?)

- Давайте с вами немного поиграем. Я показываю букву. На эту букву надо будет назвать как можно больше животных: зверей, рыб и птиц. Поднимаем руку, если вспомнили животное. Кто называет последним животное, тот и выиграл.

- Хорошо, молодцы. Откройте теперь страничку 60. Найдите изображение лука. И давайте почитаем, что же там написано.

- Какой лук у Нины? (репчатый, овощ, съедобный)

- А какой лук у Толи? (деревянный, оружие)

 - Ребята, слова одинаково пишутся? Посмотрите внимательно. А произносятся? А значение у них одинаковое?  Такие слова называются омонимы. Приведите еще примеры слов, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. (ручка, кран, коса, ключ, лист,

III Итоги урокам

- Ребята, какую букву мы с вами сегодня изучили?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте краткую характеристику звуку «л»?

- А звуку «ль»?

- Молодцы, ребята! Вы отлично сегодня потрудились. И мне было очень приятно с вами работать! Спасибо за урок! Урок закончен. Закройте Азбуку. Уберите в портфель. Приготовьтесь к следующему уроку.



Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по «Русской Азбуке» В.Г.Горецкого

УМК «Школа России»

Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.»

Учитель: Якушенко Кристина Николаевна.

Цели:

  1. познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней;
  2. развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;
  3. способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.

Оборудование: кукла Незнайка, два плаката, компьютер, кассы букв, цветные карточки-схемы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он ещё не решил, нужно ли ему идти учиться в школе. Давайте ему докажем, что в школе учиться интересно, можно получить много знаний.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного.

По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.

  • Ребята, расскажите Незнайке, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к,с.)
  • А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)
  • Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)
  • А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)
  • А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)
  • Дайте полную характеристику звуков [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.)

3.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

а) Игра «Услышь звук и обозначь буквой» слова: три (первый звук) и пять (последний звук).

б) Слого-звуковой анализ слова «три».

  • Помотрите на картинку и схему. Какое слово загадано? (три)

  • Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)
  • Почему? (один гласный звук [и])
  • Назовите слияние (ри)
  • А какой звук вне слияния? ([т])
  • Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый.

          в) Слого-звуковой анализ слова «пять»

  • Поможем Незнайке угадать второе слово.

        

  • Давайте произнесём это слово хором 3 раза. Сколько в нём слогов? Почему? (один, так как в слове один гласный)
  • Назовите хором слияние. (пя)
  • Назовите звук вне слияния и повторите его хором 3 раза.  ([т’])
  • Дайте ему полную характеристику  (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)
  • Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение?(не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).

г) Игра «Хлопни в ладоши».

Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].

Глупый, маленький телёнок

Только вышел из пелёнок.

Вот тебе косыночка,

Ты, телёнок,- Зиночка!

д) Знакомство с буквами Т, т. Найти их место на «ленте букв», в кассе букв, алфавите.

е) На что похожа буква? (картинки-рисунки)

  • Буква Т стоит на крыше,

      Телевизор в доме том.

      Т в антенну превратилась

                        И на крыше очутилась.

  • Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

             ж) Сравнение звуков [ т] и[ т’] (презентация «Азбука»)

Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).

4.Физминутка.

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

5.Упражнения для развития речевого аппарата.

  • Упражнение  «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
  • Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)

6.Первичное закрепление:  чтение слияний-чистоговорок.

  • А сейчас представьте, что мы мыши.

Ты-ты-ты – к нам пришли коты.

Та-та-та – не боимся мы кота.

Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.

То-то-то – будем мы играть в лото.

Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.

7.Договаривание слогов-слияний до целых слов (тихо, тыква, тапка…)

8.Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.

а) Нахождение слов со звуками [т ]и [т’](ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный».

б) Рассматривание иллюстрации в стихотворению.

  • Назовите слова со звуками [ т  ]и [ т’].

в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)

кот        окуни

котик    Никита

кто         как

г) Работа с текстом «Хитрый кот».

  • Чтение хором.
  • Чтение по цепочке.
  • Чтение текста одним учеником (3-4 человека).
  • Беседа по содержанию и озаглавливание:

-Чей был кот?

-У кого были окуни?

-Что сказано про кота?

-Как можно назвать этот рассказ?

  • Пересказ текста учащимися.

-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

9.Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать, тихо сесть, начать писать.

10.Работа с кассой букв. Учащиеся составляют слова: кот - кит – тик – ток – так. (Дети работают в индивидуальных кассах, один человек на общей кассе).

11.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Чем они похожи и чем отличаются?

-Какой буквой на письме они отличаются?

-Дома придумайте слова с изученной буквой и по желанию выучите стихотворение со страницы 56.

-А сейчас давайте скажем Незнайке «До свидания!» Ему очень понравилось у нас и он обязательно к нам ещё придёт.

-Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы!!!

-Урок окончен.

Использованная литература:

1.Занимательное азбуковедение./Автор-составитель В.В.Волина. – Екатеринбург: Изд. «АРГО», 1996.

2.Школа физминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.



Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.   1б класс.

Программа «Школа  ХХI века».

Тема: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».   (Технологическая карта урока)

Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

Тип: открытие новых знаий.

Задачи:

  • Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить  новый звук  с буквой.
  • характеризовать  звук [ц], находить  места соответствующих букв на ленте букв.
  • находить звук [ц] в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить  слова со слого-звуковыми схемами.
  • учить  правильно произносить звук ц, соотносить с буквой «Цц» и печатать её, находить среди других букв
  • Учить графически обозначать изучаемый согласный звук на схеме;
  • Учить составлять предложения с заменой отдельных слов картинками, читать предложения с нужной интонацией;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; корригировать фонематический слух и зрительное восприятие учащихся;
  • воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения. 

 Формировать:

умение объяснять значение слов; применять слова в устной речи. Рассуждать о роли труда и важности профессий, приводить примеры.

– универсальные учебные действия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Выделять звук [ц] в процессе слого-звукового анализа;
  • Определять звук [ц] на слух, находить его местоположение в слове;
  • Соотносить звук и обозначающую его букву;
  • Находить буквы Ц,ц  в текстах;
  • Владеть навыком слогового чтения

Метапредметные:

  • Планировать деятельность на уроке.
  • Слушать и слышать учителя.
  • Выполнять задание под руководством учителя.
  • Работать в паре, группе.
  • Оценивать свою деятельность на уроке.

Личностные:

  • Проявлять желание научиться читать самостоятельно;
  • Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
  • Проявлять уважительное отношение к труженикам села.

Термины и понятия

Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные,  предложения,  слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

  • Букварь (1 часть). Авторы Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2012.
  • Букварь. Методическое пособие. 1 класс. Авторы Л. Е. Журова, А.О.Евдокимова. Изд.центр «Вентана- Граф». Москва.2012.
  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» Изд.центр «Вентана - Граф». Москва.2012.
  • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • физкультминутка  http://videouroki.net/

Межпредметные связи:

Математика.  Владение понятиями "слева", "справа", "столбики", "строчки".

Окружающий мир.

Темы: Птицы.

Зачем люди трудятся?

Профессии людей.

Технология.

Темы: Рукотворный мир.

Материалы и сырье.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности:

1.Звучит песня «Чему учат в школе» (песню можно включить в конце переменки).

Учитель в ходе беседы вырабатывает с детьми формулировку учебной задачи урока «Обучения грамоте»:

- Чему мы учимся на уроках обучения грамоте?

2.Предлагает  отгадать загадку: 

Был белый дом,

Чудесный дом, 

И что-то застучало в нем. 

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

- Кто это?   (цыпленок) Слайд 1. Пустой.

3.Предлагает ответить на вопросы:

- Цыпленок, где ты?  Не отзывается!

- А как подзывают к себе цыплят?   (цып-цып-цып). Звуковое сопровождение: писк цыплят. Слайд 2.

Бегут, бегут, но мы их почему-то не видим.

- Какой звук повторялся чаще всего, когда мы звали цыпленка? ([ц]).

Выскажите ваши предположения о теме нашего урока.

Тема: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц».

- Какой буквой обозначается этот звук?  (Буквой ц).

 - Не появляется!?

Может быть выполнение задания нам поможет?  Работа  в парах: раскрасьте все элементы картинки, где есть буква ц.

- Молодцы! Прибежал цыпленок.

Слайд 2. 

4. Откройте стр. 138-139 в букваре, сфотографируйте эти странички, закройте учебник. Чем же вы будем сегодня заниматься на уроке, что нового хотите узнать, сделать? Слайд 3.

5. На что похожа буква ц? Слайд 4,5. 

 

6. Попробуйте создать свою букву.

1.Обсуждают, высказывают свои предложения.

2.Отгадывают загадку, обсуждают ответ, высказывают свое мнение:

(Мы думаем, что …..)

3.Обсуждают, дополняют ответы друг друга и делают вывод: любое дело надо делать тщательно и аккуратно, потому что по результату труда судят о человеке.

4. Высказывают свое мнение, называют тему урока.

5.Работа  в парах: раскрашивают картинку, называют отгадку.

6. Выведение цели урока, самостоятельно, с опорой на учебник.

7. Работа в группах. Создание буквы из разных материалов(пластилин, бумага, счетные палочки, пуговки и др.) Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.

Подготовка материалов к работе.

Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов.

Физкультминутка   http://videouroki.net/

Актуализация необходимых знаний:

7.Звуко-буквенный анализ слов: цапля и синица.

Отгадайте звуковую загадку. Звучат звуки цапли.  Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях.  

Вторая звуковая загадка: звуки синицы. проводится аналогичная работа.

- Проведем исследования: какие особенности имеет звук [ц].

Схемы дублируются на доске парой учеников.

8.Игра "Живые звуки":

Проводится игра со схемами слов цапля и синица.

Убираем буквы в следующем порядке;

- убрать буквы, которыми записаны ударные гласные;

- убрать буквы, которыми записаны безударные гласные;

- буквы, которые обозначают мягкие согласные;

- букву, у  которой есть парная согласная.

-Что осталось?

- Что вы о ней можете рассказать?

 8. Рассказ учащихся с дальнейшим сравнением с картинкой.

 (Примерный текс: окраска цапли - бурая, желтая, серая или белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. гнезда строят самцы, самки высиживают яйца.)

(Примерный  текст: синица - одна из самых известных и популярных птиц. Живёт она в парках и садах. Самки строят гнёзда. Вскоре в гнезде появляется 8-10 птенцов. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам).

9. Работа  в парах. Выполнят звуковой анализ слов (сравнивают слова по звучанию, выделяют первые звуки в словах, характеризуют звук по алгоритму)  и делают вывод: звук [ц] - твердый согласный, у него нет мягкой пары, глухой.

10. Оценивают работу тех учащихся, которые работали у доски, оценивают свою работу и работу одноклассников.

11. Убирают самостоятельно схему звука, характеристику которого слышат.

12. Повторение и закрепление знаний о б изученной букве.

Организация познавательной деятельности:

9. Чтение слогов. Слайд 7. 

Подбор слов, которые начинаются на этот слог. Составление предложений.

10.  Установить соответствие между словами и предметами. Определение профессии людей, которые могут с этими предметами работать.

Определение принадлежности одного и того же предмета людям разных профессий.

13.Читают самостоятельно, соотносят его с иллюстрацией, отвечают на вопросы, обсуждают лексическое значение слова.

14.Читают по слогам, определяют и называют количество слогов в словах, сравнивают лексическое значение слов.

15. Знать профессии людей которые делают разные вещи. Уметь классифицировать предметы по заданному признаку. Знать правило как нужно относится к вещам и предметам.

Физкультминутка  Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте  в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы. (последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно).

Подведение итогов:

11. Прочитайте слова левого столбика, слова правого столбика. Прочитайте по строчкам.

- Объясните почему получилась чепуха.

Подберите к каждому слову левого столбика слова правого столбика подходящие по смыслу.

12. Подводит итоги урока:

- Какую тему мы сегодня обсуждали?

- С какими целями справились, что не успели сделать, что бы еще хотели сделать?

-- Какой звук мы изучили?

- Охарактеризуйте звук [ц].

- Как называется буква, обозначающая этот звук?

Определяет вместе с учащимися место буквы – к в ленте букв.

216.Продолжают работу в парах, обсуждают составленные пары слов.

17.Слушают одноклассников, составленные словосочетания, объяснение значений получившихся словосочетаний.

18. Подводят итоги, отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников, определяют место буквы в ленте букв.

Рефлексия

Спрашивает:

-  Что нового узнали?

-  Чему научились?

-  Что важное для себя поняли?

Анализируют свою работу, начинают ответ со слов:

«Я узнал, что….»

«Я понял, что….»

«Я запомнил, что…..»

Приложение



Предварительный просмотр:

Звук [э], буквы «Э,э».

Цель: знакомить со звуком [э], буквами «Э,э»; учить отличать звук [э] и буквы «Э,э» от других изученных звуков и букв.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать звук [э], букву, обозначающую его;
  • Читать слова, предложения с буквами «Э,э»;

Метапредметные:

  • Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • Сравнивать на иллюстрации различные летательные аппараты.

Личностные:

  • Проявлять интерес к чтению;
  • Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения;
  • Проявлять интерес к истории воздухоплавания.


Этапы урока

Деятельность учителя

Обратная связь

Примечания

1

Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация опорных знаний

-Ребята, какие бывают звуки?

-Сколько в нашем алфавите букв гласных звуков?

-Назовите, пожалуйста, буквы гласных звуков.

-А сколько в русском языке гласных звуков?

-Назовите их, пожалуйста.

-Звуки бывают гл. и сог.

-В нашем алфавите 10 б. гл.

-а,я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е.

-В русском яз. 6 гл. зв.

-[а],[о],[у],[ы],[э],[и]

Н/Д

Н/Д

Н/Д

Н/Д

3

Целепола

гание.

-Ребята, сделайте вывод, о каком звуке мы сегодня на уроке узнаем, о гласном или согласном?

-А кто скажет, какой из гласных звуков мы с вами еще не проходили?

Если не ответят:

-Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Живет без тела, говорит без языка, 
Никто его не видит, а всякий слышит.

К нам во двор забрался крот, 
Роет землю у ворот. 
Тонна в рот земли войдет 
Если крот раскроет рот.

Ножка деревянная,
Рубашка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю.

-Какой первый звук вы слышите в этих словах?

-Кто сможет сказать, чему мы будем учиться и что узнаем с вами сегодня на уроке чтения

-Сегодня на уроке мы узнаем о гласном звуке.

- Мы еще не знаем звук [э].

Эхо

Экскаватор

-Эскимо

-Первый звук в этих слова [э].

-Сегодня на уроке чтения мы узнаем о звуке [э].

Узнаем, какой буквой на письме обозначается звук [э].

Научимся читать слова и предложения с новой буквой.

Н/Д

4

Организация познавательной деятельности

-Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Живет без тела, говорит без языка, 
Никто его не видит, а всякий слышит.

-Произнесите слово «эхо».

-Определите количество слогов в этом слове.

-Как вы узнали?

-Назовите их.

-Какое правило вам помогло определить количество слогов в слове?

-Определите ударный слог в этом слове.

-Сколько звуков в первом слоге?

-Сколько звуков во втором слоге?

-Сколько всего звуков в этом слове?

-Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку.

-Кто поможет мне составить схему этого слова?

-Сколько букв в слове «эхо»?

-Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме обозначается звук [э]?

-А кто сможет показать эту букву?

-Рассмотрите печатную букву «Э,э», какая она бывает?

-На что похожа буква «э»?

-Составьте слоги с данной буквой.

Стр. 57

-Найдите, пожалуйста, правило о букве «э» .

-Прочитайте, пожалуйста, слова.

-Сколько слогов?

-В какой части слова находится буква «э»?

-В каком слоге?

-Какая по счету?

-Рассмотрите картинку. Что на ней изображено?

-О чем мы с вами прочитаем текста?

-Чтение стихотворения учителем.

-Чтение стихотворения учениками самостоятельно.

-Чтение стихотворения учениками.

(2-3 ученика, по два ученика, хором)

Эхо

-Учащиеся произносят хором слово «эхо»

-В слове «эхо» 2 слога.

-Потому что в этом слове 2 гласных звука.

[э], [о].

-Сколько в слове гл., столько и слогов.

- В слове «эхо» ударение падает на первый слог на глас. звук [э].

- В первом слоге один звук [э].

-Во втором слоге 2 звука [х], [о].

- В слове «эхо» 3 звука.

-[э]- гл., уд.

[х] – согл., тв., гл., непар.

[о] – гл., безуд.

-В слове «эхо» 3 буквы.

-Звук [э] на письме обозначается буквой «Э».

-Учащиеся выходят к доске, печатают или показывают букву «Э».

-Буква «э» бывает заглавная и строчная.

Высказывают свои предположения.

Учащиеся составляют слоги с буквой «э».

- Чтение слов.

-В слове…4 слога

-В середине слова.

-Во втором.

-Вторая.

-Высказывания учеников.

-Предположения учеников.

Н/Д

Все ниже сказанное появляется на доске.

Н/Д картинки

5

Рефлексия

-О каком звуке вы узнали сегодня на уроке?

-Дайте характеристику этому звуку.

-Придумайте слова, в которых есть звук [э].

-Какой буквой на письме обозначается звук [э]?

-А кто скажет, какой буквой еще обозначается звук [э]?

-Сегодня на уроке мы узнали о звуке [э]

-Звук [э] – гл., на письме обозначается буквой э.

-Высказывания учеников.

-«е»

6

Самооценка

Рассмотрите гномиков. С каким гномиком вы себя ассоциируете?




Предварительный просмотр:

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Задачи урока:

  • обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
  • развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
  •  воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).

- Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).

Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.

Есть терпенье, будет и уменье.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)

  1. Актуализация знаний.

- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

 - На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

 - Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

 - Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Молодцы!

  1. Речевая разминка.

-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.

-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы).

- Повторяйте вместе со мной хором:

Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

  1. Целеполагание.

 Работа с учебником.

-  Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?

- Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е).

-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».

- А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.

  1. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске иллюстрации оса и ели.)

-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.

-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).

- А у слова ели? (Ответы разные.)

-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).

  1. Открытие нового знания.

- Произнесите хором слово ели по слогам. (Е - ли).

- Сколько слогов в слове ели? (Два).

- Произнесите первый слог протяжно. ([й’ э] )

- Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком).

(На доске выставляется первый слог).

- Произнесите второй слог.

Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным).

(На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги под схемами).

- Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос.

- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука [й’ э], а пишем одну букву е.

- Где стоит буква е? (В начале слова).

 - Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

 - Вернёмся к схеме этого слова.

- Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы).

- Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом).

- А теперь немного отдохнём.

  1. Физминутка.

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

- Продолжим искать ответы на вопросы Емели.

- Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги).

- Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).

- Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).

- А какой гласный звук слышится в этих слогах? ([э]).

- Звук ([э] гласный или согласный? (Гласный).

- Докажите.

- Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук [э] в слиянии с мягким согласным.

- Молодцы!

- Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

- Произнесите протяжно слово «роет».

- Сколько звуков слышится в нём? (Пять).

- Почему так? (Буква е обозначает два звука).

-  После, какого звука следует е? (После гласного).

- Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

- Вот мы и ответили на все вопросы Емели.

8. Первичное закрепление.

- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

- Правильно, это лиса.

- Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.

Чтение жужжанием.

 - Кто живёт около ели?

- Что она роет?

- Зачем ей нора?

9.  Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.)

- Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).

- Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

- Прочитаем текст по цепочке.

- Почему текст называется Река.

-  Где протекает река? Докажите.

– Что значит невелика?

- Как сказать по- другому?

-Что растёт у берега?

- Какие рыбы водятся в речке?

- Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки? (На ели).

- Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

- Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).

- Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

 - Кто ездил на печи? (Емеля.)

- Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

 - Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

 -Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

 -Понравился ли вам урок?

 - Что нового узнали сегодня на уроке?

 -Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема: Звук «ж», буква Ж, ж

Класс: 1б  класс

Тип урока: Изучение нового

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.

Цели

Образовательные:

Актуализация знаний учащихся о звуке и букве ж

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемый результат

Предметные:

Формировать у учащихся умения читать и писать звук и букву ж на основе имеющегося у них опыта

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).

Способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Технология проведения

Содержание этапа

Этапы работы

Деятельность учителя                         Деятельность учащихся

УУД

1.

I ЭТАП: Организационный 
Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Формы и методы организации деятельности – фронтальная, индивидуальная, создание ситуации успеха, словесная передача информации

Содержание деятельности:
1. Организация начала урока

б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” под музыку.
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

- С этим прекрасным настроением начнём наш урок. Кто главная героиня стихотворения?

- Проговорите слово “снежинка” про себя. Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его (“ж”).
- Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

 - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте цели урока:

Цель учащихся: подготовка  к работе (мотивация);

- умение определять тему и цель урока

а) Считалочка:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

Радостное, чудесное, прекрасное, светлое
Снежинка

«ж-ж-ж-ж-ж»

Звук…(“ж”) и буква, которая его обозначает).  
Познакомиться со … звуком “ж”;
Учиться отличать … звук “ж” от других звуков;
Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2.

II ЭТАП: Актуализация опорных знаний.

Цели:

- повторение изученного материала , необходимого для «открытия нового знания»;

- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

Формы и методы организации деятельности – фронтальная,: практическая работа, наглядная передача информации

Групповая работа – хоровое называние букв, артикуляц/гимнастика

Методы мотивирования - устная похвала

Методы и критерии оценивания ответов – наблюдение, сравнение ответов учащихся.

Содержание деятельности:
1. Артикуляционная гимнастика

2. Работа по таблице

Цель учащихся: подготовка к чтению, артикуляционная гимнастика

- умение определять характеристики согласных звуков;

- умение правильно называть согласные буквы.


а) Для губ:
- “ребята-лягушата”
Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.
- “ребята-слонята”
Подражаю я слону, губки хоботком тяну.
б) Для языка:
В этом домике, дружок, живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
- Вот он вышел погулять, на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)
“Лопата” - язык лопатой положи и немного удержи,
Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
- Вот подул легкий ветерок, и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

- Хоровое называние букв

(чтение уч-ся букв, определение характеристик)

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Предметные УУД: Уметь характеризовать звуки, находить сходство и отличие.

3.

 III ЭТАП: Постановка проблемы. Совместное открытие нового знания

Цель:

- устранение возникшего затруднения; обсуждение затруднения

Формы и методы организации деятельности – фронтальная, индивидуальная, групповая: словесная и наглядная передача информации, частично поисковый метод,

Индивид\работа – чтение слогов, составление звукового состава слова;

Групповая работа – проговаривание звука, наблюдение за звуком и органами речи при произношении звука

Критерии – активность уч-ся, самост/работа

Методы мотивиров-я – использование ИКТ, наглядное изображение, игра «На что похожа?»  

цель учителя: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и букве, которая его обозначает.

Содержание деятельности:
1. Выделение нового звука из слова «Снежинки». Наблюдение за звуком.
- Что нужно узнать о звуке? - Перед нами открывается « Мастерская слова». Измените слово “снежинки” так, чтобы оно обозначало один предмет. Какое слово получилось?
- Что такое снежинка? - Хотите знать, как образуются снежинки? Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда же они становятся достаточно тяжёлыми, то падают вниз. Весит снежинка около миллиграмма.
В природе, наверное, нет двух совершенно одинаковых снежинок. Каждая снежинка, падая на землю, проходит через слои воздуха, отличающиеся влажностью, температурой, загрязнением и другими параметрами. Поэтому среди миллионов снежинок вряд ли можно найти две совершенно одинаковые.
- Произнесите слово “снежинка”, выделяя новый звук. Назовите этот звук. Понаблюдайте за его произношением в зеркало.
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
- Где находится кончик языка? Что напоминает язычок?
- Обсудите в паре, какой это звук и почему.
- Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук.
Дети называют разные слова с новым звуком.
- Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком?
- Какой можно сделать вывод?
- Возьмите волшебные наушники. Произнесите звук. Какой он: звонкий или глухой? Почему?

2. Составление схемы слова.
- Составьте схему слова “снежинки” на парте, а один человек у доски.
- Подведём итог первой части урока. Дайте полную характеристику звуку “ж”.

3. Физминутка.
- Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?
- Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
- Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику.

4. Знакомство с новой буквой.
- Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук “ж”. Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа?
- Найдите её и похлопайте ей. Д, Х, З, Б, Ж. Как она называется?
5. Чтение слогов в Азбуке.
- С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему? - Прочти слоги самостоятельно; хором.

Цель ученика: знакомство со звуком «ж» и буквой, которая его обозначает;

- умение отличать звук «ж» от других,

- упражнение в чтении слогов и слов

- Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой
- Снежинка

- Очень маленькая снежная частичка

«ж-ж-ж-ж-ж»

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов

Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки

Вывод: Звук “ж” согласный, потому что воздух встречает преграду.

(ответы детей)

Нет

Вывод: Звук “ж” всегда твёрдый.

Вывод: Звук «ж» звонкий, потому что произносим его голосом и шумом.

Дети составляют схему слова “снежинки”. Сверяют со схемой на доске. Вывод: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

Это лыжи, потому что в этом слове есть звук “ж”

(Дети изображают движение на лыжах.)

(Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий).

На снежинку

(стихи о букве Ж- читают дети)

Стала снежинка буквою “Ж”.
Солнце её не растопит уже.

“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”

Виды чтения: 1 столбик: снизу вверх – с уменьшением голоса, сверху вниз – с усилением;
2 столбик: “снежный ком”.  

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4.

V. Первичное закрепление

Цель:

- Проговаривание нового знания.

Формы и методы организации деятельности – фронтальная, индивидуальная

словесная и наглядная передача информации, практическая работа, проблемный метод

Индивид\работа – чтение слов,

Методы мотивиров-я – наглядное изображение, игра «Вставь букву»  

Критерии, определяющие степень усвоения – фронтальный опрос, проверка самос/работы.

Цель учителя: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание деятельности:
1. Чтение слов
- Прочтите слова, из которых составлена снежинка “за ведущим”.

2. Физминутка. Танец снежинок.

3. Игра «Вставь букву»
- Сформулируйте задание: (Нужно вставить букву в слово).
не_ная _мётся отва_ная подви_ная
бе_ит дви_ется ло_ится кру_ится
белосне_ная
- Какую букву вставим в каждое слово?

4. Самостоятельная работа в паре.
- Разделите слова на две группы.
- Прочтите слова, которые обозначают действия снежинки, т.е. что она делает?
- Прочтите слова, которые говорят о признаках снежинки, т. е. какая она?

VI ЭТАП: Итог урока
1. Игра «Ворота открытий»
- Какие открытия сделал на уроке?
- Вернёмся к нашим целям. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать все цели?
- С кем ещё может дружить буква “ж”?

Цель учащихся: применение усвоенных знаний на практике

-упражнять в чтении слов с буквой ж,

-формирование умения делить слова по признакам

 (Нежная, жмётся, отважная, подвижная, бежит, движется, ложится, кружится, белоснежная).
(Дети на доске слова расставляют в 2 столбика: глаголы и имена прилагательные).

(ответы учащихся)

Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регул.УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регул. УУД).

5.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что удивило, что узнали нового

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулят.УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока
СТРОЧНАЯ И ЗАГЛАВНАЯ БУКВЫ Й, й

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Й, й, навыка письма слов с сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации; списывают с печатного шрифта; определяют признаки предмета; употребляют имена прилагательные в речи для характеристики предмета; используют вопросительное слово «какой?»; осуществляют замену существительного личным местоимением он в тексте; разгадывают анаграмму

Личностные
результаты

Проявляют интерес к учебному труду

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: формулируют учебную задачу и планируют ее выполнение.

Познавательные: общеучебные – осуществляют  поиск  и  выделение  необходимой  информации; логические – характеризуют предметы.

Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество

Основное содержание темы, понятия
и термины

Буквы Й, й; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; предложение; анаграмма, пословица


Сценарий урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная,

индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности
к уроку

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная,

словесный. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы научимся писать новую букву.

– Догадайтесь, какая буква «потерялась»,
и прочитайте слова.

сара…     ма…ка     откро…     ловки…

– Сформулируйте тему урока

Слушают, отвечают.

– Письмо буквы й

Распознают
в словах новый звук. Совместно с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой

моторики

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Пять пальцев».

На моей руке пять пальцев.

               Они пишут и хватают,

Моют, чистят и строгают.

Они пилят и что-то берут,

В них таскают и ими дают.

Удивительная семья –

Полюбуйтесь, друзья!

Показывают раздвинутые пальцы обеих рук.

Имитация движений по тексту.

Показывают раздвинутые пальцы обеих рук.

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеют, живут дружно –

Ссориться совсем не нужно!

Хлопают в ладоши

2. Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Знакомство с написанием строчной буквы й. Письмо буквы 

(с. 20)

Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ

– Рассмотрите образец написания буквы й.

– Расскажите, как будет двигаться ваша рука.

– Самостоятельно напишите элементы
и букву
й на 1-й строке.

– Чем похожи и чем отличаются й и и?

Чтобы й не путать с и,

Сверху галочку пиши.

– Пропишите элементы буквы й в воздухе

Слушают объяснение учителя, рассматривают букву, комментируют письмо буквы.

Прописывают элементы в воздухе

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из трех элементов и имеет сходство
с буквой
и

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

4. Работа

в «Прописи»
(с. 20).

 Письмо слова
и предложения с комментиро-

ванием

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Практический, словесный. Письмо, беседа

– Прочитайте слово. Напишите его под диктовку друга.

– Посмотрите на 2-ю строку. Что вы здесь
увидели?

– Какое это высказывание по цели высказывания?

– Выразительно, с интонацией прочитайте
предложение.

– Напишите предложение на свободной строке с комментированием

Читают. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письмо слов и предложения

Пишут слова

с изученными
буквами под диктовку. Обозначают границы предложения, комментируют его запись.

Правильно

Фронтальный, парный, индивидуальный. Устные ответы, письмо


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

интонируют
восклицательное предложение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

ПТИЧЬЯ ЗАРЯДКА

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

                                В. Берестов

Выполняют движения по тексту за учителем

Осуществляют профилактику утомления,

активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

5. Использование вопросительного слова «какой?»

Фронтальная, индивидуальнаяСловесный, практический. Чтение, письмо

– Прочитайте предложение на 4-й строке.

– Какое это предложение по цели высказы-
вания?

– Предложение содержит вопрос «какой?».
На этот вопрос отвечают слова, обозначающие
характеристику предмета.

– Из предложенных слов составьте ответ
на вопрос. Замените слово
мяч словом он

Читают предложение.

Составляют ответ
на вопрос и записывают его.

– Он красный. Он круглый. Он зеленый

Называют признаки предмета, характеризуют предмет с помощью прилагательных. Заменяют существительное личным местоимением он

Фронтальный, индивидуальныйУстные ответы, письмо

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.

1. Анаграмма
(с. 20)

Парная, индивидуальнаяСловесный, практический. Разгадывание анаграммы, письмо

– Прочитайте слово на последней строке.

– Посмотрите на цифры под буквами. Что они обозначают?

– Составьте новое слово, используя буквы,
под которыми написаны цифры.

– Запишите слово, заменив точки буквами

– Цифры обозначают порядок букв в новом
слове.

– Чай

Разгадывают
анаграмму, выполняют письмо нового слова. Соблюдают
 правила
работы в паре

Парный, индивидуальныйАнаграмма, письмо


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Письмо элементов букв, узора, буквы й, соединений ий 
(с. 20)

Фронтальная,

индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо

– Что изображено в верхней части страницы?

– Рассмотрите и скажите, элементы каких букв вы узнали.

– Что хочет сказать нам Карандашик?

– Обведите элементы букв, узор. Впишите
нужные буквы в квадрат.

– Напишите букву й и соединение ий 
на 1-й строке

– Элементы букв.

Отвечают на вопросы, обводят элементы
букв и узор, вписывают буквы

Анализируют и распознают элементы букв, правильно их называют, безотрывно выполняют узор

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо

3. Слого-звуковой анализ слов
(с. 20)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо, анализ слов

– Рассмотрите схемы слов, прочитайте слова
к ним. Выполните слого-звуковой анализ слов
мой, мой, свой, твой.

– Запишите на свободных строках данные
слова

Читают и анализируют слова по схемам.

- чайка

-майка

-мойка

-заайка

-сойка

Выполняют слого-звуковой анализ слов, различают согласные и гласные звуки

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо

4. Работа

с предложением

(с. 20)

Парная, индивидуальная. Словесный, практический.

Беседа, чтение, письмо

– Прочитайте предложение.

– Какое это предложение по цели высказывания?

– Напишите предложения на свободной строке.

– Кто нарисован внизу?

– Прочитайте слово на последней строке.
О ком будем составлять предложение?

– Составьте предложения про зайку, используя слова для справок.

– Запишите предложения

Читают предложение.

– Повествовательное.

- Зайка.

Он. О зайке.

Он беленький.

Он серенький.

Он пушистый.

- Родной милый край.

Правильно интонируют при чтении предложение. Составляют
предложение
и записывают его. Выполняют письмо слов с печатного шрифта

Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, чтение, письмо


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

V. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Чем мы занимались сегодня на уроке?

– Кто сегодня не зря был на уроке?

– Кто доволен собой? Кому нужна помощь?

– Кто может помочь?

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения

Фронтальный. Устные ответы.

Самооценка

сара…     ма…ка     откро…     ловки…