Русский Язык
учебно-методический материал по русскому языку

Козорезова Ольга Николаевна

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку и развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx76.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

Рассмотрено:

Руководитель МК

И.В. Брунер

Протокол № ___

от «___» _______ 2014 г.

Согласовано:

ЗДШ по УВР

 М.В.Олейник

«___» _______ 2014 г.

Утверждаю:

директор МБОУ  СОШ г. Мамоново

О.С. Кутырёва

Приказ № _____

от «___» _______ 2014 г.

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку и развитию речи вариант «С»

для 5 – 4класса

на 2014 -2015 учебный год

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 01от 28.08.14г.

Разработано учителем

 О.Н.Козорезовой

Г. Мамоново

Пояснительная  записка

 Нормативным основанием для составления рабочей  программы «Русский язык» (5 класс) (Образовательная программа, разработанная  на базе общеобразовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников (VIII вид) являются следующие:

  • Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 
  • Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.; 
  • Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
  • Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.; 
  • Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.; 
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.; 
  • Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.; 
  • Закон об образовании в Калининградской области;
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288); 
  • «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов». Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997 года № 48 (с изменениями от 26.12.2000г.); 
  • Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.(2010) 
  • Проект Специального Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ. Автор: Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. (2010);
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново 
  • Образовательная программа МБОЙ СОШ г.Мамоново VIII вида на 2014-2015 уч.год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново по адаптированной программе вариант С на 2014-2015 уч.год;

 

 Рабочая программа по общеобразовательному предмету «Русский язык»  (5 класс)  составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 кл.:В  2 сб./Под ред.В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар.изд.центр  ВЛАДОС, 2012.

Учебник  «Русский язык» для 5 класса  С(К)ОУ VIII вида /Под ред Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. -  М.: Просвещение, 2008 г.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными условиями для получения образования, обучающимися  с нарушением интеллекта. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями  здоровья.

        Цель создания программы 

        Образовательная программа адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья  (нарушение интеллекта) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с нарушением интеллекта.

Образовательный курс по " Русскому языку" для детей с нарушением интеллекта в коррекционной школе VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности. В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Рабочая программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Программа определяет оптимальныйобъѐм знаний и умений, который доступен большинству учеников.  Некоторые учащиеся постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний, однако они должны овладевать минимальным уровнем знаний и умений, для самостоятельной же работы таким учащимся следует давать посильные для выполнения задания.

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Задачи преподавания  русского языка и развития речи:

  

  • вырабатывать у обучающихся  орфографические умения и навыки на основании грамматических знаний;
  • продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса;
  • совершенствовать навык  орфографически-правильного, аккуратного письма
  • учить осознанно употреблять различные типы и  виды предложений;
  • формировать навыка построения предложений разной степени  распространенности;
  • развивать навыки связной устной и письменной речи воспитывать аккуратность при письме
  • развивать речь обучающихся как средства общения.

Структура изучения предмета русский язык и развитие речи

        В соответствии с учебным планом планирование рассчитано на 5 часов в неделю. 170 часов в год

Изучение учебного курса в 5   классе заканчивается итоговой контрольной работой в письменной форме. Контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, письменных тестов, словарных диктантов, контрольных диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 8 диктантов и  9 работ по развитию речи.

Коррекционная направленность

Образование  осуществляется на основе принципов   специальной коррекционной  направленности  обучения и предполагает знание и учёт структуры  дефекта  (нарушение интеллекта) учащихся, опору на  сохранные и положительные стороны психики и поведения,  индивидуализацию содержания, темпа и сроков пропедевтического периода и собственного  обучения. Обучение  направлено на:

  • формирование обобщённых учебных и трудовых умений и развитие самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование жизненных компетентностей в ходе поэтапного и планомерного расширения повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка с ОВЗ в доступных для него пределах;
  • подготовку ребенка с нарушением интеллекта к независимой жизни  и создание ему условий по оптимальной социальной адаптации в жизни.

Образовательный процесс строится на основе  принципов специального коррекционного   обучения:

Принципы

Приёмы  реализации в уроке.

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности; - включение в урок заданий, предполагающих

различный доминантный анализатор; разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.

Продуктивной   обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; - задания с опорой на несколько анализаторов.

Мотивации к учению

- постановка законченных инструкций;

- включение  в урок материалов  сегодняшней жизни;  

- проблемные задания, познавательные вопросы;

-игровые приемы, призы,   поощрения,   развёрнутая   словесная оценка деятельности.                    

       

 Построение  учебных занятий строится  с учётом диагностических результатов.  В связи особенностями детей осуществлена адаптация объёма и

характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего система изучения того или иного раздела программы значительно детализирована: учебный материал  преподносится  небольшими   порциями   (методом «малых шагов») в  сопровождении наглядно-практических действий, усложнение материала осуществляется постепенно.

Целесообразно использовать способы облегчения трудных заданий:

  • дополнительные наводящие вопросы;
  • наглядность – картинные планы (в начальных классах), опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые  составляются  в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала, принципом нарастающей сложности, постепенным  уменьшением  размеров изображения, увеличением  количества  объектов, наличием второго  плана.
  • приёмы- предписания с указанием последовательности операций, необходимых для  выполнения упражнений;
  • дозированную индивидуальную помощь в выполнении определённых заданий;
  • образцы выполнения задания (работа по аналогии);
  • комментирование действий;
  • поэтапная проверка, заданий.

         Значительное место  в ходе урока занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые                                             приёмы умственной работы.    

Этапы формирования умственных действий обучающихся на уроке  русского языка (система П.Я.Гальперина):

  • ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, с требованиями (образцами), которым он в конечном  счёте будет соответствовать   (рассказ, объяснение);
  •  выполнение заданного действия  во внешней  форме  в практическом плане   (работа по образцу, по аналогии);
  • перенесение действия в речевой план (объяснение, комментирование);
  • перенесение громкоречевого действия во внутренний план;
  • выполнение действия в плане внутренней речи с уходом  из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков  (действие доведено до автоматизма).

        Особое внимание следует уделять  обучению анализу образца:

  • целенаправленное  рассмотрение  с  вычленением существенных признаков;
  • умение ориентироваться в задании;
  • учить полному и самостоятельному  описанию  образца  с указанием  всех  необходимых его признаков;

При формировании умения анализировать образец необходимо соблюдать принцип постепенного  усложнения  подбираемых заданий.  

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «9» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«8-7» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на   но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
« 6,5,4» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«3-2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания , контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в V – 45-50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Vкласс
Оценка «9» ставится за работу, написанную без ошибок.
«8-7» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«6,5,4» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«3-2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: -повторение одной и той же буквы (например, «посуда»); -недописывание слов; -пропуск одной части слова при переносе; -повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «9» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«8-7» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«6-4» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«3-2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. Для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Отметка «9» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«8-7» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
«6-4» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«3-2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
«1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

Учебно-тематическое планирование

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные работы

Работы по развитию письменной связной речи

I.

Предложение (повторение)

8

 Входящий контроль. Диктант

 Составление рассказа «Ежиная семья»

II.

Звуки и буквы

7

Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы»

Работа с деформированным текстом

III.

Слово. Состав слова

31

 

 

IV.

Части речи. Общие понятия о частях речи

6

 

 

V.

Имя существительное

88

Контрольное списывание с грамматическим заданием: поставить, где нужно знак «Ь» после шипящих у существ.

Адрес на конверте.

 

 

 

 Промежуточный контроль. Части речи. Имя существительное (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные).

Род, изменение по падежам. Непроизносимые и двойные согласные.

Поздравительная открытка

 

 

 

Приставка и предлог.

Разделительный «Ь». Собственные имена существительные.

Составления рассказа по серии картинок и по вопросам «Друзья леса»

 

 

 

Контрольный диктант. Правописание падежных окончаний существительных.

 I склонение.

Рассказ по наблюдениям «Вот и весна пришла!»

 

 

 

Контрольный диктант. Правописание окончаний существительных 1, 2, 3 склонения

 

 

 

 

Самостоятельная работа с грамматическим заданием: вставить окончание существительных 1,2,3 склонения определить падеж.

 

VI.

Предложения

21

Проверочный диктант на тему: «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами».

Восстановить деформированный текст «Настоящие друзья» по плану, озаглавить текст

VII.

Повторение пройденного

9

 Итоговый контроль.. Предложение. Имя существительное. Изучение орфограммы корня слова, правописание безударных окончаний существительных единственного числа.

Составления рассказа по опорным словам и данному плану «В школьной мастерской»

 

 

170

 

 

Содержание учебного материала

Содержание учебника соответствует  действующим  образовательным программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для 2-ого варианта БУП), возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Отличительной особенностью учебника является усиление коррекционной направленности обучения, выраженной как в структуре методического аппарата, так и в преподнесении фактического материала.
      Методический аппарат решает задачу развития речи учащихся как средства общения. Учебник снабжён специальными символами для обозначения видов работ, схемами, графическим обозначением основных языковых единиц разного уровня.

Звуки и буквы.

В 5 классt продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. В 5 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки  практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу и 5 класса, и 7 класса. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения в 5 классе. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5 класcа формируются следующие умения:

  • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
  • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
  • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
  • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
  • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
  • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
  • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Связная речь. Большое внимание в 5 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

 В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

В 5  классе также обращается внимание на графические навыки

 

Основные требования к уровню подготовки  учащихся

Знать:

  • алфавит;
  • способы проверки написания гласных и согласных.

Уметь:

  • различать звуки и буквы;
  • обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу ;
  • выделять имя существительное как часть речи;
  • находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
  • строить простое распространенное предложение;
  • списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам
  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40-45 слов);
  • участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
  • коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
  • пользоваться школьным орфографическим словарем.

   

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Словарь

I

Предложение (повторение)

1

Упражнения в составлении и распространении предложений

 

2

Связь слов в предложении

 

3

Главные и второстепенные члены предложения.

Сказуемое

 

4

Подлежащее

 

5

Второстепенные члены предложение

 

6

Повествовательные, вопросительные, и восклицательные предложения

Здравствуй,

до свидания,

благодарю,

болото

7

Обобщающие упражнения по теме «Предложение»

 

8

Входной  контроль. Диктант.

9

Звуки и буквы

Пассажир

Расстояние

 

10.

Звуки гласные и согласные

 

11

Согласные твёрдые и мягкие

Область

12

Разделительный мягкий знак

 

 13

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных конце слова.

14

Входящий контроль. Диктант.

 15

Правописание безударных гласные в корне слов.

16

Упражнения на закрепления.

каникулы

17

Состав слова. Слово. Корень и однокоренные слова.

Границы

окраина

18

Практические упражнения в определение корня в родственных словах.

 

19

Окончание. Окончание – изменяемая часть слова.

Инструмент.

20

Приставка. Приставка  – словообразовательная часть слова.

 

21

Суффикс  – словообразовательная часть слова.

Железо

Металл.

22

Образование слов  с помощью приставок и суффиксов

 

23

Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударных гласных в корне

 

24

Правописание проверяемых двух безударных гласных в корне слова. Способы проверки.

Север

25

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

 

26

Правописание звонких и глухих согласных.

 

27

Упражнение в подборе слов для проверки сомнительных согласных

 

28

Проверочный диктант по теме «Состав слова»

 

29

 

Работа над ошибками.

 

30

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Различие проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Беседа

верблюд

библиотека

31

Р/Р

Изложение по вопросам. «Лось»

 

32

Приставка и предлог

 

33

Дифференциация приставок и предлогов

 

34

Разделительный твердый знак после приставки.

 

35

Упражнение на закрепление Правописание безударных гласных в корне слова.

 

36

Р/Р.

Записка

 

37

Правописание сомнительных согласных в корне.

 

38

Правописание слов с непроизносимыми согласными

 

39

 

Правописание разделительного твердого знака после приставок.

 

40

Правописание приставок

 

41

Приставка и предлог.

 

42

Тренировочные упражнения по разбору слова по составу

 

43

6 ч

Общие понятия о частях речи.

Слово как название предмета, его признака или действия.

 

44

Дополнение по данным вопросам словосочетаний и предложений, относящимся к разным частям речи.

долото

45

Упражнения в постановке вопроса к словам, относящимся к различным частям речи.

 

46

Упражнения в различии слов, относящимся к различным частям речи по значению и вопросам.

забота

47

Различие однокоренных слов, относящимся и разным частям речи

 

48

Практические упражнения в различии частей речи по значению и вопросам

 

49

Имя существительное. Понятия об имени существительном.

 

50

Промежуточный контроль. Диктант.

88ч

51

Роль имен существительных в речи.

 

52

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

 

53

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных.

Столица

Космос

54

Собственные имена существительные, обозначающие названия газет, журналов, книг, кинофильмов, фабрик, их правописание

 

55

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное числа).

Ботинки

56

                                                                                       Понятие о единственном и                               множественном числе имен существительных.

 

57

Р/Р. Адрес на конверте.

 

58

Практические упражнения в определении имен существительных по вопросам и значению

 

59

Имена существительные мужского и женского рода, их различие

Герои

60

Различие мужского и женского рода, их различие

 

61

Существительные среднего рода.

 

62

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце

 

 

63

Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода

 

64

Правописание имён существительных ж.р. и м.р. с шипящей на конце

 

65

Контрольное списывание с грамматическим заданием «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

Адрес

66

Практические упражнения в изменении существительных по вопросам. Наблюдение за окончанием существительных.

Конверт

67

Понятие об изменении существительных  по падежам (склонение существительных)

Овраг

Канал

68

Упражнения в определении падежей существительных по вопросам.

 

69

Именительный падеж существительного.

 

70

Родительный падеж существительного.  

Вопросы родительного падежа.

 

71

Дательный  падеж существительного.

 

72

Р/Р. Поздравительная открытка.

 

73

Винительный падеж.

Вопросы винительного падежа.

Верёвка

74

 

Творительный падеж.

Вопросы творительного падежа.

 

75

 

Предложный падеж.

Вопросы предложного падежа.

Природа

76

 

Обобщающий урок по теме «Склонение имён существительных (изменение по падежам)»

охота

77

       

Контрольный диктант

 

78

Работа над ошибками.

 

 

 

 

79

 

Наблюдение за склонением имен существительных, относящихся к 1, 2, 3 склонению. Начальная форма имен существительных

?????

80

 

 

 

81

 

Имена существительные второго склонения

 

82

 

Третье склонение имен существительных

 

83

 

Практические упражнения в определении склонения существительных по данному алгоритму

 

84

 

Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения

 

85

 

Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных»

 

86

 

Р/р. Составление рассказа по  серии картин «Друзья леса»

 

87

 

Первое склонение имен существительных в единственном числе

 

88

 

Именительный падеж имен существительных 1 склонения

 

89

 

Родительный падеж имен существительных 1-ого склонения

Творог

90

 

Единообразное написание ударного и безударного окончания «-е» в дательном падеже 1-ого склонения

 

91

 

Дифференциация родительного и дательного падежей существительных 1 склонения. Наблюдение за окончанием

 

93

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний «-у», «-ю» в винительном падеже 1-ого склонения

 

94

 

Дифференциация родительного, дательного и винительного падежей существительных 1 склонения.

 

95

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний в предложном падеже 1-ого склонения

Грамота

96

 

Дифференциация дательного  и творительного падежей 1-ого склонения. Наблюдение за окончанием

 

97

 

Дифференциация родительного, дательного и предложного падежей 1 склонения. Наблюдение за окончанием

 

98

 

Упражнения в склонении существительных  1-ого склонения с  безударным окончанием

Свобода

99

 

Обобщение по теме «Падежные окончания существительных 1-ого склонения»

Стамеска

Ракета

100

 

Контрольный диктант. Правописание падежных окончаний существительных 1-ого склонения

 

101

 

Работа над ошибками

 

102

 

Существительные 2-ого склонения

 

103

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных ед.числа 2-ого склонения

 

104

 

Наблюдения за окончаниями неодуш. существительных ед.числа 2-ого склонения

 

105

 

Р/Р. Письмо другу (подруге)

 

106

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний в Род.пад. 2-ого склонения

 

107

 

Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных в Дат.пад. 2-ого склонения

 

108

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-ого склонения в творительном падеже

Салат

109

 

Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных 2-ого склонения в предложном падеже

Отряд

Компас

110

 

Практические упражнения в правописании безударных окончаний существительных 2 склонения

 

111

 

Обобщение по теме «Падежные окончания

 

112

 

Практические упражнения в правописании безударных окончаний существительных 1 и 2 склонения

Победа

113

 

Проверочный диктант «Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения»

 

114

 

Работа над ошибками

 

115

 

Существительные третьего склонения

 

116

 

Наблюдения за окончаниями  существительных ед.числа 3-го склонения

 

117

 

Склонение существительных «мать», «дочь». Наблюдение за словоизменением

 

118

 

Окончания существительных 3-го склонения ед.числа в родительном, дательном, предложном падежах

 

119

 

Единообразие написания  существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах

Картон

120

 

Сравнение окончаний существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах

 

121

 

Окончание существительных 3-го склонения ед.числа в винительном падеже

Запад

Горизонт

122

 

Единообразие написания  существительных 3-го склонения в творительном падеже

Орден

123    

 

Составление рассказа по наблюдениям

«Вот и весна пришла»  

 

 

 

124

 

Обобщение по теме «Правописание окончаний существительных 3 склонения ед. числа»

Коллекция, колоннв

салют

125

 

Контрольный диктант

 

126              

 

Работа над ошибками

 

127

 

Упражнения в определении склонения имён существительных. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

 

128

 

Обобщающий урок «Склонение существительных единственного числа и правописание безударных окончаний существительных единственного в косвенных падежах»

 

129

 

Контрольное списывание «Правописание падежных окончаний существительных ед.числа»

 

130

 

Работа над ошибками

 

V

 

Предложение – 21ч

 

131

 

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Бензин

132

 

Упражнения в согласовании подлежащего и сказуемого в предложении

 

133

 

Второстепенные члены предложение, их роль  в предложении.

 

134

 

Практические упражнения в установлении связи слов в предложении  

 

135

 

Р/р. Восстановить деформированный текст. «Настоящие друзья» по данному плану.

 

136

 

Нераспространенные и  распространенные предложения

 

137

 

Практические упражнения в распространение предложений по вопросам.

 

138

 

Практические упражнения в (составлении) распространении предложений по смыслу.

 

139

 

Практические упражнения в составлении распространенных предложений.

 

140

 

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения»

 

141

 

Наблюдение за однородными  членами предложения, интонацией перечисления.

Верстак

станок

142

 

Практические упражнения в распространении предложений рядами однородных членов, связанных интонацией перечисления, без союзов.

 

143

 

Предложения с  однородными подлежащими.  Перечисление без союзов

.

 

144

 

Предложения  с однородными сказуемыми. Перечисление  без союзов.  

 

145

 

Предложение с однородными  второстепенными  членами.

Перечисление  без союзов.

 

146

 

Знаки препинания при перечислении без союзов (закрепление)

 

147

 

Однородные члены предложения, связанные интонацией перечислении и одиночным союзом «И». Знаки препинания при одиночном союзе «И»

 

148

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

 

149

 

Обобщающий урок  по теме «Предложение»

 

150

 

Проверочный диктант на тему «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами»

 

151

 

Работа над ошибками

 

VI

 

Повторение – 19ч

 

152

 

Однокоренные слова

 

153-154

 

Правописание согласных в корне слова

 

155-156

 

Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова

 

157-158

 

Р\р Сочинение по коллективно составленному плану «В школьной мастерской»

 

159-160

 

Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные

 

161-162

 

Правописание ударных и безударных окончаний существительных  1, 2, 3 склонений в родительном, дательном, предложных падежах

 

163-164

 

 Итоговый контроль. Диктант

 

165

 

Работа над ошибками

 

166

 Резервный урок

167

Резервный урок.

168

Резервный урок.

169

Резервный урок

170

Резервный урок.

                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)

1.Актуальные проблемы диагностики детей с ОВЗ  / Под ред. К.С. Лебединской - М.,2004г./

2.Белопольская Н.Л. Психологическая  диагностика  личности  детей с умственной отсталостью.  -М., 2006 г.

3.ащиринская  О.В.  Коммуникативные  качества личности  в контексте  социализации детей  с ОВЗ // Историческая  психология и ментальность. Детство. Семья. Быт / Под  ред.  О.В.  Защиринской.- СПб., 2008

4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.-М.,2005

5.Лубовский  В.И.,  Кузнецова  Л.В. Психологические проблемы задержки психического развития//Дети   с задержкой психического развития/Под. Редакцией Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.  Цыпиной. -М., 2003.

6.Малофеев  Н.Н.  Классы  КРО  и ККО : интегрированный подход  к  образованию  детей с нарушениями  в  развитии  и дифференцированный  подход  к образованию  нормально развивающихся  детей// Диагностика и коррекция  задержки психического развития у детей: Пособие для  учителей и специалистов коррекционно-развивающего  обучения / Под. Ред. С.Г. Шевченко. -М.,2007 г

7.Никашина  Н.А.  Педагогическая  характеристика  детей  ОВЗ. Основные направления коррекционной  работы // Обучение  детей  с ОВЗ/ Под ред.  В.И. Лубовского. 2- е изд.,2009 г.

8.Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.-М.,2007г.

9.Психокоррекционная  и развивающая работа  с детьми : учебное пособие / Под ред. И.В.Дубровиной, 2-е издание/ М. Академия ,2006г.

    10.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.– М.: Просвещение,2003г.

  11.Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. – СПБ, -2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...