Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Железова Вера Юрьевна

Конспект  урока по русскому языку  в 3 классе  по теме "Понятие об окончании и основе слова" по программе "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» г. Волгореченск Костромской области

Конспект

урока по русскому языку

 в 3 классе

по теме: Понятие об окончании и основе слова.

Учитель: Железова В.Ю.

Дата проведения: 15.12.2011.

Урок русского языка в третьем классе

Тема: « Понятие об окончании и основе слова»

Цель урока: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении,  с основой слова.

Задачи: 

  • образовательная – развивать умение находить в слове основу и окончание;
  • развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  • воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.

Оборудование урока:

            Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть 1.  

             Картинки Снеговика, Деда Мороза, карточки со словами, оперативная  система опроса.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.

3.Чистописание.

4. Словарно – орфографическая работа.

5.Целеполагание и мотивация.

6.Первичное усвоение учебного материала.

7.Первичное закрепление учебного материала.

8.Физкультминутка.

Гимнастика для глаз

9.Домашнее задание.

10. Рефлексия (подведение итогов урока).

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости!

-Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже. А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...  снеговик.

- Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!

- Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы – Деду Морозу.

- Снеговик  желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве?     Сс  

-На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»?    сн

-Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание?

 - Можно ли назвать их родственными? Почему?

- Можно ли назвать эти слова «зимними»?

Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова?  Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.

По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом -

Ушки торчком. (Заяц).

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет.

(Иней)

Есть ребята у меня

Два серебряных коня

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это... ветер

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ...(Ворона)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

- Это не просто слова, эти слова хранят в себе задания.

- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает.  Докажите.

- Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику.

Снеговик слышал несколько правил, все ли они верны. Если нет, докажите его ошибочность.

1) Корень – это значимая часть слова.

2) Корень – это главный член предложения.

3) Корень – это главная значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-Откройте учебник на странице 121, прочитайте название раздела.

-Что уже вам известно?

-Над чем задумался Афанасий?

 

-Какие предположения мы можем сделать?

- Опираясь на тему нашего урока, сформулируем цель.

а) Работа под руководством учителя.

-Допишите  слова так, чтобы получилось предложение:

Мам_ слушает  дочк_.

-Прочитайте полученные предложения.

-Объясните смысл каждого предложения. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове, в третьем слове.

-Мама и маму – это однокоренные слова? А дочка и дочку?

Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово?

-Как называется эта изменяемая часть слова?

-Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила на стр. 122.

-Интересно, для чего слову нужно окончание? При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос.

Работа с деформированным текстом.

Ночь, ударять,  сильный, мороз.

Пушистый,  снежинка, падать, земля.

-Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения?

Прочитайте слова второй строчки.

-Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? Составьте и запишите предложение.

-Почему же вы изменяли окончания слов?

-Так для чего служит окончание?

-Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть.

-В слове есть изменяемая часть – это …(окончание), а оставшаяся часть – неизменяемая. Это… (основа).

-Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. Выделите окончания и основу в записанных словах.

-Прочитайте вопрос под рамкой на стр. 122. Кто может ответить?

 Прочитайте,  как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или разные слова? Объясните свою точку зрения.

Какой вывод вы можете сделать?

Отвечаем на вопросы из учебника на стр. 123

-Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?

-Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

-Как найти в слове окончание?

Прочитайте,  как А.С.Пушкин рисует картину зимнего утра?

-Какое задание вы хотите выполнить в соответствии с темой урока?

Как вы будете искать окончание?

Взаимопроверка.

Прочитайте. Догадайтесь, какие окончания пропущены.

Спишите  1 строфу на выбор.

Выделите окончания.

В каком слове окончание нулевое?

Проверка – учащиеся по «цепочке» записывают окончания на доске.

Дома выучите определения на стр. 122, 123.

И выполните упр. 1, стр. 138.

Кто желает, сочините сказку, где героями будут части слова. Попытайтесь в сказке ответить на вопрос – почему окончание не входит в основу.

Снеговик очень доволен вашей работой и просит с помощью пультов (оперативной системы опроса) ответить на вопросы.

- Окончание – часть слова?

-Окончание - изменяемая часть слова?

- Окончание – часть основы?

- Окончание – служит для связи слов в предложении?

 -У одного и того же слова могут быть разные окончания?

- С помощью окончания образуются новые слова?

Какие учебные задачи мы ставили на уроке? Мы их выполнили?

Отметьте на шкалах, насколько хорошо вы поняли тему урока, и насколько она вам была интересна?

- Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ...Дед Мороз

Вот он Дед Мороз какой!

Ладно нарисован:

Вышел с сумкой не пустой

Перед годом Новым!

До чего ж хорош старик

На рисунке этом:

Улыбается, стоит

У еловых веток.

Если лес укрыт снегами,

Если пахнет пирогами,

Если елка в дом идет,

Что за праздник? ... Новый Год! 

Рассказ подготовленного  ученика.

Снегови́к (он же — Сне́жная ба́ба) — простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.

Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб. В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.

Отвечают, пишут.

Пишут сочетание 5 раз.

-Снежок, снег, снежинка, Снегурочка.

-Это родственные слова, у них одинаковый корень.

Предположения детей.

Записывают отгадки.

В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, заяц.

Коньки – 6 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв.

Находят ошибку. Доказывают ее ошибочность.

Открывают учебник, читают название.

-Части слова: корень, приставка, суффикс.

-Что такое окончание и основа.

Это тоже части слова, окончанием заканчивается слово.

-Мы продолжаем знакомиться с составом слова. Узнать, что такое окончание и основа, для чего они нужны. Учиться находить окончание и основу в словах.

Работа в парах.

Записывают предложения, вставляя окончания.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении.

Нет.

Высказывают предположения

Работа в группах.

Нет. Слова между собой не связаны.

Изменить окончания.

Составляют первое предложение: Ночью ударил сильный мороз.

Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.

Пушистые снежинки падали на землю.

Для изменения слова и связи слов  в предложении.

Работа в группах.

1.про снеговика

к снеговику

со снеговиком

2.снег              3. Снегурка

без снега       у Снегурки

к снегу            Снегурке

за  снегом    со Снегуркой

о  снеге          о Снегурке

Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово.

Предлагают варианты ответов на третий вопрос.

Следят под музыку  за движениями снежинки глазами

Зимнее утро.

Под голубыми небесами  Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;                    

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И  речка   подо   льдом блестит.

Спишем выделенные слова     и обозначим окончания и основу в них.

Зимн_  холод_  пахнуло

На пол_  и на лес_.

Ярк_  пурпур_   зажглися

Пред закат_   небес_.

Ночь_  бур_  бушевал_,

А с рассвет_  на сел_,

На пол_, на сад_  пустынн_

Перв_  снег_  понесло…

 Записывают  по желанию одну строфу.

Проверяют.

Отвечают с помощью пультов (оперативной системы опроса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об окончании и основе слова

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»

Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Основа слова. Окончание"

Урок русского языка по учебнику Зелениной Л.М. 3 класс...

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"

Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»

Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...