Главные вкладки

    Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборов в начальных классах.
    консультация по русскому языку (4 класс)

    Джалкина Екатерина Улюмджиевна

    Памятка    к  проведению  морфологического    и синтаксического  разборов   в начальных классах.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyatka_rus.yazyk_.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    .Памятка    к  проведению  морфологического    и синтаксического  разборов   в начальных классах.

    Морфологический разбор имени существительного.

    1. Часть речи.
    2. Начальная форма   (им.п., ед.ч.).
    3. Постоянные признаки:

    - собственное или нарицательное;

    - одушевлённое или неодушевлённое;

    - род;

    - склонение.

    4. Непостоянные признаки:

    - падеж;

    - число.

    5. Роль в предложении.

      Например:      Лёгкий  морозец  покрывает  лужицу  тонким  ледком.

    Морозец - (что?)– сущ.,  н.ф.  морозец,  нариц.,  неодуш., в   м.р.,  2 скл.,            в  И.п.,  в  ед.ч.,  подлежащее.

    Лужицу) – (что?) сущ.,  н.ф.  лужица,  нариц.,  неодуш.,  в  ж.р.,  1 скл.,               в  В.п.,  в  ед.ч.,  дополнение.

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    1. Часть речи.
    2. Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.).
    3. Непостоянные признаки:

    - число;

    - род (только в ед.ч.);

    - падеж.

    4. Роль в предложении.

    Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты.

    из душной  (комнаты)  -  (из какой?)  -  прилаг.,  н.ф. душный,  в  ед.ч., в  ж.р.,         в Р.п.,  определение.

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    1. Часть речи.
    2. Начальная форма  (ед.ч., м.р., им.п.).
    3. Непостоянные признаки:

    - число;

    - род (только в ед.ч.);

    - падеж.

    4. Роль в предложении.

    Например:        Я    вышел    из   душной    комнаты.

    из душной  (комнаты)  -  (из какой?)  -  прилаг.,  н.ф. душный,  в  ед.ч., в  ж.р.,         в Р.п.,  определение.

    Морфологический разбор местоимения.

    1. Часть речи.
    2. Начальная форма (им.п.).
    3. Лицо.
    4. Число.
    5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
    6. Падеж.
    7. Роль в предложении.

    Например:  Пёс   бежит  за  ней,  ласкаясь.

            за  ней –(за кем? )- местоимение,   н.ф.  она,  3 лицо,  в   ед.ч., в  ж.р.,            

           в Т.п.,  дополнение.

    Разбор предложения

    1. Какое предложение по цели высказывания?
    2. Какое предложение по интонации?
    3. Распространенное оно или нераспространенное?
    4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
    5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
    6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
    7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
    8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

                             

    Например:   После   теплых  дождей  в  лесу  пошли  разные   грибы                                                  (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое)

         

          Что? Грибы - это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой

          Грибы (что сделали?) пошли.  Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

          Задаём вопрос от группы подлежащего.
         
    Грибы (какие?) разные. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией.

          Задаем вопрос от группы сказуемого.

          Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство. Подчёркиваем отрывистой линией с    

          точкой.

          Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство. Подчёркиваем    

          отрывистой    линией  с точкой.

          Задаём вопрос от второстепенных членов предложения.

          После дождей (каких?) теплых – это определение. Подчёркиваем волнистой    

          линией.

    12. Мягкий знак – показатель  мягкости.

    Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

              Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

    13.Мягкий  знак  после  шипящих.

    В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.

             Например: дочь   печь   мышь  дичь   ночь – ж.р.

                                гараж  сторож  камыш  ключ – м.р.

    14.Разделительный мягкий знак.

    Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

                 Например:  подъезд    съёмка    объявление  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

    Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

    Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

     Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

    Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

    Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века" с учетом введения ФГОС нового поколения на 2013-2014 учебный год...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

    Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

    Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

    Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

    Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

    Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...