Русский язык 4 класс УМК школа России
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Ооржак Елена Седеновна

Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl_russkiy_otkr_urok_predlozhnyy_padezh.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс   УМК школа России

Тема: Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

Цель: Формировать навык правописания падежных окончаний в предложном падеже.

Задачи:

1.Отрабатывать последовательность действий при написании окончаний.

2.Продолжатьучить учащихся работать в малых группах.

3.Воспитывать интерес к языку.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

                        

Ход урока.

I. Орг. момент. Актуализация знаний.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Посмотрите, какое сегодня утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Закрыли глаза и мысленно сказали:

« Я внимателен, я могу, у меня все получится!»

  Я желаю вам успехов.

- Предлагаю вам прочитать пословицы:

  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  • Ученья корень горек, а плод сладок.

- Объясните значение этих пословиц.

- Какую пословицу выберем для девиза урока?

- К. Паустовский сказал:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Скажите, о какой части речи говорится в этой загадке:

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам?                         (существительное)

- Что вы можете рассказать об этой части речи?

II. Новая тема.

  1. На доске.

О школе                                об уроке

О перемене                                       об языке

О тетради                                об однокласснике

- Сравните слова двух групп.

- Что общего у этих существительных?

( безударное окончание, П.п.)

- Чем отличается первый столбик от второго?

(предлогами: в первом О; во втором – ОБ )

- Какой у вас возникает вопрос?

- Попробуйте  сформулировать тему урока:

«Правописание безударных окончаний им. существительных  в Предложном падеже. Правильное употребление предлогов».

- Какую учебную задачу поставите перед собой?

(Правильно  писать безударные окончания. Запомнить их по типу склонения.)

  1. Сегодня мы снова говорим о П. п.

  1. Стихотворение о падеже. (читает ученик)

Я ПАДЕЖ ПРЕДЛОЖНЫЙ

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чем? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

  1. Уч-ик: Падеж предложный рассказчик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли СКАЗАТЕЛЬНЫМ, а М. Ломоносов назвал его предложным, т. к. этот падеж употребляется только с предлогами.

- Как отличить Предложный падеж?

( по вопросам, предлогам, окончаниям)

                        П.п.

        О ком?   О чем? ( где?)

          -о, (об), в, на, при.

- От чего зависит окончание   Предложного падежа?

1скл.               2скл.                 3 скл.

-е                      -е                         -и

Роль в предложении: второстепенн. член.

- Чтобы правильно написать безударное окончания существит. Надо:

                        

Алгоритм.

1.Определить падеж.

2. Узнать склонение.

3.Выбор окончания по таблице или ударному окончанию.

- Слова помощники: река, конь, степь.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (работа в парах)

На берез..          в парк..               на лошад..

В тетрад..          на окн..               в рыб..

На урок..           в тетрад..            при дом..

В школ..            на рек..               в таблиц..  

- Обоснуйте свой выбор окончаний.

III. Физминутка. (хлопаем – П.п., топаем -Р.п) « Самый внимательный»

На востоке (П.п.),от реки (Р.п.),на шапке (П.), из леса (Р.), на тополе (П.), у бабушки(Р.),в деревне (П.),  из школы(Р.), о празднике (П.). 

     

V. Работа с предлогами.( таблица)

1. Какие предлоги Предложного падежа не были использованы в этой таблице?

(О и ОБ )

Итак у нас в гостях предлоги О и ОБ.

-Как вы думаете почему, предлог О в синем прямоугольнике, а предлог ОЬ в красном прямоугольнике?

-Попробуйте догадаться?

ВЫВОД: Если сущ. начинается с согласной, то употребляется предлог О. Если сущ. начинается с гласной –ОБ.

2. А теперь узнаем, что об этом говорит автор учебника Т.Рамзаева. с. 112

- Вы оказались правы. Молодцы!

- А по цвету? (гласный – красный, согласный – синий)

3. РАБОТА В ГРУППАХ.

- Определить где пишется предлог  О, ОБ.

1ряд                               2ряд                            3ряд

-тайне                        -акварели                   -помощи

-сердце                       -фасоли                      -огне

-инее                           -сирени                      -снеге

 

-острове                     -окне                          -празднике

-сказке                        -книге                        -герое

-Анне                           -Оле                          -Илье

Защита  своих работ .

4.Фронтальная работа. Покажи предлог О или ОБ.

Акварель, фасоль, ель, весть, лень, сирень, морковь, мебель, исповедь.

-Какого склонения эти существительные? (3скл.)

-Какое окончание у них в предложном падеже? (-и)

-Зачем вам нужно знать падежи? Где вам это пригодится в жизни?

VI. Работа с фразеологизмами.

-Объясните значение фразеологизмов:

Держать себя в руках – сохранять спокойствие (самообладание).

Зарубить на носу – надолго запомнить. (словарь)

-Как вы думаете какой фразеологизм можно соотнести с нашим уроком?

VII Работа с учебником . С.114 №222.  

В лесу, в поле,  в колхозе, в доме, во дворе, в школе.

Разбор как часть речи.

  1. В колхозе – сущ.(в чем?)
  2. Н.ф. колхоз
  3. М.р., 2скл.
  4. В П.п., ед. ч.
  5. Вт. чл.- дополнение.

(Кружились в воздухе легкие снежинки.) – разбор по членам предложения.

VIII. Итог урока

-Почему в одном и том же падеже у существительных разные окончания? Объясните на примере схемы П.п..

IX. Рефлексия.

- Как светит солнце летом?

-Весной, осенью?

-Зимой?

-Отгадайте загадку.

Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.                                 (снежинка)

-Какой праздник ждете?

-О чем мечтаете?

Я дарю вам  елочку, а вы мне снежинки.

Белые –все понятно, вам было хорошо.

Голубые- затруднения.

Зеленые – не понятно, трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Конспекты уроков в 4 классе по русскому языку по программе "Школа России"

В этом разделе помещены уроки русского языка во 2 классе, 4 классе по программе "Школа России" по новым стандартам....

Презентация для урока во 2 классе русский язык по программе "Школа России" . "Зачёт по теме "Имя существительное"

Закрепление изученного об имени существительном. Проверка знаний. Умение находить существительные среди ряда слов,знать какие имена существительные одушевлённые ,а какие неодушевлённые,изменение имён ...

Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа 1 класс. Обучение письму/Русский язык по УМК "Школа России"

В рабочей программе есть пояснительная записка, цели и задачи курса, планируемые результаты, список уечбной, методической и дополнительной литературы....