Конспекты уроков в 4 классе по русскому языку по программе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кобец Елена Анатольевна

В этом разделе помещены уроки русского языка во 2 классе, 4 классе по программе "Школа России" по новым стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях; развивать умение разбирать предложения по членам.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(взаимопроверка)

III. Минутка чистописания

1) Л л Лл

Л.сной       зол.то       ж.лтеть

С одним из слов составит предложение, подчеркнуть главные члены

2) Словарный диктант

Диктуют по цепочке

ΙΙΙ. Работа по теме урока

  1. Сообщение темы и цели урока
  2. Повторение

- Как называются главные члены?

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

     3) Выполнение упражнений

Упр.13 стр. 13- комментировано

ΙV. Самостоятельная работа.  ДОСКА

Составить из данных слов предложения. Озаглавить текст. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Жили, летом, братья, пасеке, на.

Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.

Мальчики, из, носили, ручья, воду.

Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.

Изучали, пчёл, повадки, ребята.

Осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к.

VΙ. Домашнее задание

Стр. 16 упр. 19

VΙΙ. Итог урока



Предварительный просмотр:

Тема: Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 8 (с. 10). (Чтение текста учащимися.)

—  Где проводил каникулы Саша?

—  Кто такой Василий Васильевич?

—  Что значит «определил в нахимовское училище»?

Нахимовское военно-морское училище находится в Санкт-Петербурге. Оно создано для воспитания и обучения сыновей воинов, погибших на Великой Отечественной войне. Там мальчиков готовят к учёбе в военных вузах.

—  За что матросы любили мальчика?

—  Какую награду придумали матросы Саше?

—  Как вы понимаете значение слова вахта?

Вахта — основной вид дежурства на судах. Стоящий на вахте офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время движения корабля — с мостика.

—  Как вы думаете, что чувствовал мальчик, когда стоял на первой вахте?

—  Почему такая награда выпадает не каждому? 2. Составление плана текста

—  На сколько частей разделили текст?

—  О чём говорится в каждой части?

—  Определите главную мысль каждой части, озаглавьте их.

Примерный план

1. Сашины каникулы.

2. Любили матросы маленького моряка.

3. Награда.

4. Первая вахта.

5. Такое счастье не каждому выпадает.

3. Лексическая работа

—  Что такое крейсер?

—  Что значит «усыновил сироту»?

—  Объясните значение фразеологического оборота души не чаять.

—  Что такое палуба?

—  Кто такие сигнальщики?

—  Как вы понимаете выражение усердная служба?

—  К какому предложению дана иллюстрация? (Замер нахимовец на вахте.)

—  Найдите слова, которыми называет автор Сашу. (Мальчик, сирота, маленький моряк, нахимовец.)

4. Пересказ текста по плану

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Орфографическая подготовка

—  Спишите, вставьте пропущенные буквы.

проводил                             командовал

большой                              м..тросы

наградить                            с.гналыцики

разрешили                           н..химовское

вып..дает                             к..рабль

пом..гал                               крейс.р

—  По какому признаку слова разделены на группы?

—  Дополните каждую группу ещё одним словом из текста.

2. Словарная работа

—  Что вы узнали об истории значения слова каникулы, выполняя домашнее задание?

—  Запишите слово каникулы в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

—  Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, редактирование текста.)

V. Подведение итогов урока

-  Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

-  Какие новые слова вы узнали из текста?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мои каникулы».



Предварительный просмотр:

Тема:  Наша речь и наш язык

Цели: познакомить с учебником и правилами работы с ним; воспроизвести и уточнить представления о речи и её значении в жизни человека.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): познавательные (п.) - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; коммуникативные (к.) — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные (р.) — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные (л.) — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа

Знакомство с учебником

-  В этом учебном году мы продолжим раскрывать тайны русского языка, а помогать нам будет новый учебник — для 4 класса. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 2 и 3 классов, чем отличается от них.

-  Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева. Как вы его понимаете? Почему писатель называет русский язык кладом? (Ответы детей.)

-  К чему он нас призывает? (Беречь русский язык.)

-  Что это значит? Как мы можем его беречь?

-  Прочитайте обращение авторов учебника.

-  Какие открытия нам поможет сделать учебник?

- Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы объясняют необходимость изучать русский язык.

-  Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, что обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и объясните, для чего они нужны.

-  Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.

-  Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?

III. Самоопределение к деятельности

-  Прочитайте название раздела на с. 5.

-  Какие слова Д.С. Лихачёва стали эпиграфом к разделу? Как вы их понимаете?

-  Прочитайте, что нам предстоит вспомнить.

-  Прочитайте пословицы.

•   Какова голова, такова и речь.

•   Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.        На доске

•  Хорошая речь слаще мёда.

•   Видна птица по перьям, а человек — по речам.

-  Что их объединяет? (Все пословицы о речи.)

-  Объясните смысл пословиц.

К. Г. Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

-  Как вы понимаете высказывание К.Г. Паустовского?

-  О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О языке )

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 1 (с. 6).

-  Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.

-  Как писатель показывает богатство и простоту русского языка? («Нет ничего такого... чего нельзя было бы передать русским словом».)

-  Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.

-  Почему по речи человека можно судить о том, что он собой представляет?

-  Определите главную мысль высказываний. (Чтобы наша речь стала понятной для окружающих людей, выразительной, интересной, надо учиться правильно говорить.)

-  Выполните письменное задание к упражнению. Дополнительное задание (уровень повышенной сложности): найти в словаре и выписать мудрые изречения о русском языке.

(На данном этапе урока можно использовать школьный  словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)

Упр. 2 (с. 6).

-  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

-  Как речь помогает человеку в жизни? Как может подвести?

-  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

-  Запишите в словарик слово человек, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

-  Что означает это слово? (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

-  Составьте с этим словом словосочетание, запишите, подчеркните непроверяемые гласные.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

—  Расположите части текста в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, запишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Мурка и ежата

Как (по)друж..ть животных? Мы аккуратно завернули к.лючих ежат в мя..кие тряпоч..ки и подн..сли к кошке. На этот раз Мурка спокойно л..жала рядом.

Ёж..ки уткнули мордоч..ки в тёплый кошкин ж..вот. М..лыши сосали м..лоч..ко у новой мамы. Так д..машняя кошка вык..рмила л..сных зв..рят.

..днажды л..сник принёс троих ежат. (У)них погибла мать. Мы решили сп..сти ежат и поднесли г..лодных зв..рьков кошке Мурке. Она тронула их ла..кой и ре..ко (от)прыгнула.

(По Е. Кузнецову)

VII. Рефлексия

—  Продолжите пословицы.

•   Слово не воробей,... (вылетит не поймаешь).

•   Умные речи... (и слушать приятно).

•   По речам узнают... (человека).

•   Видна птица по перьям, а человек — ... (по речам).

—  Подчеркните орфограммы в слове из словаря.

—  Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

—  Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?

—  Какую роль играет речь в жизни человека?

—  Кому захотелось вести словарик мудрых изречений о языке? Как вы его оформите? Как вы будете располагать высказывания в словаре?

У вас будет возможность представить свой проект на итоговом уроке в конце четверти.

Домашнее задание

Принести словари.



Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками.

Цель: повторить правила правописания слов с разделительными твёрдым и мягким знаками, с мягким знаком — показателем мягкости согласного звука.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

На тр.ве бл.стела утренняя р.са.

В предложении подчеркнуть главные члены

- указать части речи

- выполнить разбор слова по составу: утренняя

- Слова в мин. Чист. Разобрать по составу.

Словарный диктант

Диктуют по цепочке

III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите схемы.

— Какие правила они иллюстрируют? (После приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я пишется разделительный твёрдый знак. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Повторить правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков в словах, поупражняться в правописании слов с этими орфограммами.)

Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 106 (с. 64).

—  Рассмотрите таблицу.

—  Прочитайте название орфограммы в первой строке.

—  Прочитайте правило.

—  Назовите приставки, после которых в словах написан разделительный твёрдый знак.

—  На какой звук — гласный или согласный — они оканчиваются? (На согласный звук.)

—  Назовите буквы, перед которыми написан разделительный твёрдый знак.

—  Прочитайте название орфограммы во второй строке.

—  Устно заполните схему, используя таблицу.

Мягкий знак

—  Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (В корне и после корня после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.)

(Составление устных сообщений по таблице и плану, данному в учебнике. Проверка, самооценка.)

Упр. 107 (с. 65).(Самостоятельное выполнение письменных заданий. Проверка.)

—  Какие слова с разделительным твёрдым знаком вы выписали? (Объявления, въезд, подъезда, подъём.)

—  Какое слово с разделительным мягким знаком вы выписали? (Ночью.)

—  В каком из выделенных слов звуков меньше, чем букв? Почему? (В слове петь, так как мягкий знак звука не обозначает.)

—  Сколько звуков и букв в слове подъём! (6звуков, 6букв.)

- Сколько звуков и букв в слове ночью! (5звуков, 5букв.) (Далее работа в парах - составление текстов объявлений.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 108 (с. 65).  (Самостоятельное выполнение. Программный уровень - списать слова, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы; уровень повышенной сложности - составить словосочетания, обозначить орфограммы. Коллективная проверка, самооценка.)

2. Устный диктант  (Учитель показывает карточку со словом, учащиеся - карточку с буквой, которую надо записать на месте пропуска.)

Объединились, руж..ё, под..езд, суч..я, в..юга, объявление, ш..ют, с.едобный, коп..ё, от.ехать, с..ёжился, л..ют, разъярённый, с.ёмка, сем..я, варен..е, об..едки, пред..юбилейный, жил..ё, вз..ерошить, об..ём.

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

-  Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

1) Чтобы ры..ку сесть, надо в воду ле..ть. 2) Тру., людей объединяет. 3) (Не)учи бездел..ю - учи рукодел..ю. 4) (Не)радуйся под гору -под..ём крут. 5) В су..оту на работу, в воскресен..е на весел..е. 6) Встречай не с лест..ю, а с чест..ю. 7) Своё изделие из..яна не имеет.

(Коллективная проверка.)

-  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

-  Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?

-  Приведите пример слова с разделительным мягким знаком, объясните его написание.

-  Приведите пример слова с разделительным твёрдым знаком, объясните его написание.

-  Какую ещё работу может выполнять мягкий знак?

-  Какое задание сегодня на уроке показалось вам сложным?

Домашнее задание

Упр. 109 (с. 66)., правило стр. 34



Предварительный просмотр:

Тема:  Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

 Цели: закреплять знания о роли суффиксов и приставок в слонах; развивать навыки разбора слов по составу; совершенствовать умение записывать текст по памяти. 

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

        Ход урока        

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания
  2. Л л Лл лу лк ля

—  Прочитайте слова.

Цв..тущий, улы..ка, под..рить, зв..нок, сосе..ка, пр..мой, ука..ка, сла., кий. (на маленькой доске)

—  На какие группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.)

—  Запишите слова в два столбика. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

—  Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка.)

—  Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса -к-.)

III. Самоопределение к деятельности

—  Найдите в каждой группе лишнее слово.

1) Гора, пригорок, гореть. (Гореть.)           на листах у каждого

2) Лето, лётчик, полёт. (Лето.)        

3) Кора, корка, покорить. (Покорить.)

—  Объясните свой выбор. (Эти слова не являются родственными для остальных слов.)

—  Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. (Пригорок.)

—  Для чего служат приставки? (Для образования новых слов.)

—  Какое значение имеет в этом слове приставка при? (Около.)

—  Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. (Лётчик.)

—  Для чего служит эта часть слова? (Для образования новых слов.)

—  Какие ещё части слова вы знаете? (Окончание.)

—  Для чего служит эта часть слова? (Для связи слов в предложении и словосочетании.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Повторить роль значимых частей слова, потренироваться в разборе слов по составу, в подборе однокоренных слов.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 55).

—  Прочитайте первую группу слов.

—  Назовите слова с приставками. (Согреть, поехали, поездка, наушники.)

—  Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.

—  Прочитайте вторую группу слов.

—  Назовите слова, в которых выделенная часть не является суффиксом и входит в состав корня. (Чеснок, веник, майка.)

—  Назовите однокоренные слова, выделите корни.

—  Какое языковое явление мы наблюдаем при образовании однокоренных слов? (Чередование согласных: чеснок чесночный, майка маечка, веник — веничек?)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

Упр. 87 (с. 55).

—  Прочитайте текст.

—  Определите его тему. (Животные и их детёныши.)

—  Какова главная мысль текста? (Тетёрка заботливая мама.)

—  Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

—  Прочитайте первую часть. Определите главную мысль. (Тетёрка с птенцами вышла на прогулку.)

—  Прочитайте вторую часть. Определите главную мысль. (Тетеревята разбежались по поляне.)

—  Прочитайте третью часть. Определите главную мысль. (Мама следит за птенцами.)

—  Придумайте заглавие к каждой части.

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами.

(Свободный диктант. Учитель читает текст по частям, учащиеся записывают каждую часть по памяти. Самопроверка, самооценка.) 

-  Выделите в глаголах приставки.

-  Подберите слова к первой схеме. (Курочка, тетёрка, тетеревята и т. д.)

-  Подберите слова ко второй схеме. (Пёстрая, поляна, куча и т. д.)

VI. Физкультминутка

VIII. Рефлексия

-  Разберите слова по составу. Воспользуйтесь памяткой на с. 148 учебника.

Вариант 1                                                        ДОСКА

Бессердечный, дубок, подъезд, лень.

Вариант 2

Позолота, розовый, указка, поход.

(Коллективная проверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Из каких значимых частей состоят слова?

—  Какие части слова служат для образования новых слов?

—  В какой части слова заключён смысл слова?

—  Как разобрать слово по составу?

Домашнее задание

Страница 54 упр. 84, словарные слова



Предварительный просмотр:

Тема:  Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Цели: учить определять тему, структурные компоненты текста, соотносить текст и содержание картины, осмысливать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; развивать воображение; расширять словарный запас.

Формируемые УУД: п. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: фотопрезентация: портреты С.И. Мамонтова, В.М. Васнецова, фотографии усадьбы Абрамцево, репродукции картин В.М. Васнецова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

III. Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 134 (с. 77).

—  Дома вы рассмотрели картину В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

—  Прочитайте, как отозвался об этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов.

—  Какие наречия встретились в отзыве С.И. Мамонтова? (Кругом, просто, непосредственно.)

—  Как помогают наречия выразить отношение к увиденному, услышанному? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по репродукции картины. Попробуйте использовать наречия в вашем изложении.

2. Рассказ учителя

(Сопровождается фотопрезентацией).

Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки. Отец его тоже был богатым промышленником.

(Слайд 1 — портрет СИ. Мамонтова.)

В доме его родителей музицировали, обсуждали спектакли, устраивали выставки, спектакли, принимали художников, музыкантов, театральных деятелей.

Савва с детских лет стал тяготеть к искусству, хотя отец и не приветствовал его увлечения.

(Слайд 2 - работы СИ. Мамонтова.)

Занимаясь предпринимательством, Савва Иванович не забыл своё увлечение искусством. Его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни.

(Слайд 3 — фотография имения Абрамцево.)

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.

С.И. Мамонтов оказывал поддержку молодым талантливым художникам, скульпторам, композиторам, музыкантам, актёрам, певцам. В его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники. А в красной гостиной этой старинной усадьбы (ставшей впоследствии домом-музеем) собирались его друзья.

Здесь же устраивались совместные вечерние чтения произведений художественного слова. Был организован домашний театр, где ставили любительские спектакли.

Познакомимся подробнее с одним из гостей, другом СИ. Мамонтова — Виктором Михайловичем Васнецовым.

(Слайд 4 — портрет В.М. Васнецова.)

В.М. Васнецов родился в Вятской губернии. Его отец, священник, привил своим сыновьям, будущим художникам, чувство любви к русской природе, фольклору. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Это оказало влияние на развитие таланта художника, на выбор его жизненного пути. Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Однако только в Москве полностью раскрылся его талант как художника. А в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.

(Слайды - репродукции картин.)

3. Беседа по картине

—  Эпизод какой сказки здесь изображён?

—  Как художник изобразил побег Ивана Царевича и Елены Прекрасной?

—  Как картины природы, лица героев, поза передают их чувства, настроение?

— Для того чтобы лучше нам понять замысел художника, вспомним, какие жанры живописи мы знаем. (Портрет, пейзаж, натюрморт.)

—  Что такое пейзаж? (Изображение картин природы.)

—  Что такое натюрморт? (Изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. д.)

—  Что такое портрет? (Изображение человека.)

—  Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, к какому жанру живописи её можно отнести? (Ответы детей.)

Трудно отнести картину к какому-то одному жанру — так тесно переплелись здесь природа и человек.

Главный признак живописных полотен (в отличие от графики или скульптуры) - цвет. В живописи цвет играет основную роль. Он доносит до зрителя всё богатство и разнообразие красок окружающего мира.

—  Рассмотрим картину подробно. Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля.)

—  Какое настроение создаёт этот пейзаж? (Лес мрачный. Кругом опасности. Страшно. И т. д.)

—  Что изображено в центре картины? (Серый волк, Иван Царевич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес.)

—  Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позы.

—  Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно — деревья высокие, густые, но сквозь них брезжит свет.)

—  Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он отражает настроение картины.) 

—  Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед Серым волком лес расступается, он помогает героям.)

—  Как художник относится к своим героям? Почему вы так решили? (Ответы детей.)

—  Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом. Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

—  Какова основная мысль картины?

—  Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Составление плана сочинения

Примерный план

1. Художник-сказочник.

2.  Главные герои картины.

3. Волшебный лес.

4. Добро побеждает зло.

2. Словарно-орфографическая работа

—  Подробно рассмотрим образы картины, подберём прилагательные и наречия для их описания.

—  Что вы можете сказать о Елене Прекрасной?

—  Как вы опишете Ивана Царевича?

—  Как скачет Серый волк? (Быстро, стремительно.)

—  Что вы напишете о лесе? (Лес дремучий, глухой, древний, чёрное болото.)

3. Работа над сочинением

(Написание сочинения на черновике.)

Чтение примерного текста

       Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван- царевич, Василиса Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Василиса- Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно.

  Мне эта картина понравилась.

VI. Рефлексия

(Чтение и анализ нескольких сочинений.)

—  Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

—  С каким произведением живописи мы познакомились сегодня на уроке?

—  Что вы узнали о В.М. Васнецове, С.И. Мамонтове?

—  Какие умения пригодились вам при написании отзыва о картине?

Домашнее задание

Переписать сочинение на чистовик.

Познакомиться с другими картинами В.М. Васнецова.



Предварительный просмотр:

Тема: Фразеологизмы.

Цели: актуализировать знания об устойчивых сочетаниях слов - фразеологизмах; обобщить изученное о лексических группах слов.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания  (Чтение слов группами по цепочке, объяснение значения слов.)

III. Минутка чистописания

Д    ду  до  дм

Ре.кие     д.рога      др.ва

Д.ревья в    .сенних с.дах озябли и др.жат от хол.да.

Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Подчеркнуть основу предложения.

Над словами указать части речи.

  1. Словарная работа

Учащиеся по цепочке диктуют по одному слову.

IV. Самоопределение к деятельности

На доске записаны выражения:

Биться как рыба об лёд,

 на первый взгляд,

 ни в зуб ногой

-  Как называются сочетания слов? (Фразеологические обороты)

-  Как вы понимаете значение  данных фразеологизмов?

-  Какую роль играют фразеологизмы в русском языке? (Ответы детей.)

-  Где можно уточнить значение фразеологизма? (Во фразеологическом словаре.)

-  Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 74 (с. 49).

-  Прочитайте.

-  Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли? 

—  Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?

—  Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

—  Что такое фразеологизм?

—  Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб полезли?

—  Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 50). Комментировано

VIII. Рефлексия   ДОСКА Самостоятельно

Программный уровень

—  Соедините стрелками фразеологизмы-синонимы

в двух шагах                         капля в море

водить за нос                        как ветром сдуло

за тридевять земель                рукой подать

и был таков                          обвести вокруг пальца

кот наплакал                        на краю света

IX. Подведение итогов урока

—  Что такое фразеологизм?

—  Какую роль играют эти слова в нашей речи?

—  С какими видами словарей вы познакомились на уроках?

Домашнее задание

Страница 46 упр. 67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 3 классе по теме: Правописание частицы не с глаголами.

Программа  Русский язык. Т. Г. Рамзаева.  Тема: Правописание частицы не с глаголами ....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе по теме: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Т.Г.   Рамзаева Русский язык.  4 класс. Использование образовательных технологий на уроке русского языка....

Конспект урока с презентацией по русскому языку в 1 классе на тему "Предложение"

Материал содержит конспект урока с мультимедийной презентацией...

Конспект урока и презентация по русскому языку. Тема: "Число имен прилагательных", УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»,  согласуя прила...

Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок бу...