Конспект занятия: Звук и буква Я.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Рогожникова Елена Владимировна

Конспект занятия: Звук и буква Я. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия: Звук и буква Я.20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Я.

Цель: продолжать знакомство  детей с гласной буквой Я. Познакомить учащихся со случаями, когда буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного; а так же случаев  обозначения ею двух звуков [й'а].+

Задачи:

    Коррекционно-образовательные задачи:

1. Развитие звуко-буквенного анализа слов.

2. Формирование  навыков сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового чтения;

3. Активизация лексического запаса.

4. Развитие фонематического слуха, фонематических представлений.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение, способность к переключению.

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

3. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формирование усидчивости

2. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: зеркала, схемы слов, фишки,  обозначение гласного звука (замок), элементы печатных и письменных букв Я , карточки с картинками, буквы Я, мультимедийный проектор, листочки с заданиями, азбука.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Добрый день!

Добрый день

Солнцу и птицам.

Добрый день

Улыбчивым лицам.

А сейчас, ребята, повернитесь и поприветствуйте друг друга

Скажите здравствуйте руками

Тому, кто сел за парту с вами!

Скажите здравствуйте глазами

И улыбнитесь вместе с нами!

Пожелать друзьям спеши

Здравствовать от всей души!

- Сегодня у нас много гостей. Повернитесь к гостям, подарите им частичку своего тепла.

А теперь можно тихо сесть.

- Ребята, а каким бы вы хотели, чтобы был наш урок? Прочитайте слова первого столбика и выберете подходящие ( занимательный, вкусный, сонный)

А какими должны быть ученики? ( ленивые, умные, шумные)

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

II. Основная часть.

Речевая, артикуляционная и дыхательная разминка:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все  внятно и понятно.

- А для этого разбудим наш язычок, сделать зарядку.

(возьмем зеркала)

Артикуляционная разминка:

Ох и вкусное варенье,

Жаль осталось на губе,

Язычок я подниму

И остатки оближу!

Вот – лошадка: «Цок-цок-цок».

Поскакал наш язычок. (щелкать язычком медленно, потом быстрее)

И  на нёбе язычок

Постучался в потолок. (постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. сначала звук произносим медленно, постепенно убыстряем темп)

-Чтобы хорошо читать, надо правильно дышать.

Упражнение «Ветерок»

Поднять голову вверх – вдох, опустить вниз – выдох.

- К нам пришла  в гости знакомая  буква. С ней мы сегодня и поработаем. Спряталась она в шкатулочке. А какая это буква вам поможет узнать загадка. - Умеете загадки отгадыать? Тогда вперед!

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые и

Маленькие детки! (яблоко). - Эта буква  стоит в начале слова. - Что это за  буква? (Я)

- Молодцы! (достать  из шкатулки).

Артикуляция звука:

- Скажите,  Я гласный или согласный? (гласный). Почему? (поется, тянется).

Послушайте, как я произношу: я, я, я. Произносится ласково, мягко, нежно и коротко, сидит на кончике нашего языка. Каким цветом обозначаем гласные на письме? (красным), (на доске красный замок).

Буква Я необычная буква. Сегодня вы узнаете  2  секрета про букву Я.

-Но сначала, вспомним, что мы видим на веселой картинке (на доске) звук или букву? Почему? (букву). На что похожа буква?

Проведение пальчиковой гимнастики:

Светит солнце золотое

Над планетою Земля.

Много есть людей на свете

Нация у всех своя:

Россияне  и эстонцы,

Якуты, башкиры и японцы,

Есть туркмены, англичане,

Итальянцы и армяне,

Татары  тоже есть,

Всех их нам не перечесть.

И со всеми я подряд

Подружиться был бы рад

Конструирование буквы:

- Буква может быть печатная и письменная (буквы на доске). Из каких элементов состоит печатная буква Я? Выложите печатную букву Я. Из каких элементов состоит письменную буква я? Письменная заглавная и  строчная  буквы Я отличаются в написании? Выложите из элементов письменную  букву Я.

- Молодцы!

- Работа в тетрадях (писать письменную и печатную букву Я).

— Посмотрите на доску (на слайд):

— Буква Я приплыла к нам на кораблике. Вместе с буквой Я плыли и  люди разных национальностей.

- Буква Я предлагает нам поиграть  в игру: "Один и много".

- Вместе с буквой Я плыл: русский и много....русских,

                                            башкир и много.....

                                            татарин и много....

                                            цыган и много......

                                            якут и много........

-Молодцы!

Физминутка.

Выполняли мы все задания  по порядку,

Теперь вас я приглашаю

На международную зарядку.

Русские, татары и башкиры

Делают мелкие шажки-  раз,два, три.

Якуты и туркмены:

Легкие прыжки - раз,два,три.

Почти  вся зарядка -раз,два,три,

(присели)

Мягкая посадка – раз, два,три.

- Буква Я  подготовила для вас  задания, в которых мы и раскроем про нее 2 секрета.

- Она  так спешила к нам на урок, что по пути растеряла в словах свою букву. Давайте поможем словам  вернуть потерянные буквы:

_ ма, _ блоки,  зме_,  фе_,  реб_та.

- Какие  слова получились? Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы? Какие слова отнесем к первой группе? Почему?

Ко второй группе? Почему? (я - стоит вначале слова и в конце).

Еще раз назовем эти слова: , яма, яблоки, змея, фея. В этих словах Я обозначает два звука (Й);(А)

Вот мы и узнали первый секрет этой буквы.

Ребята, мы узнали, что буква Я  в начале слова и после гласного обозначает два звука (Й);(А) .

- Какое слово у нас осталось? (ребята). - Почему вы не отнесли его ни к первой, ни ко второй группе? (потому что Я в середине слова).

- Давайте разделим это слово на слоги, поставим ударение.

А теперь медленно произнесем слово по слогам и прислушаемся к каждому звуку в нем.

Составление схемы слова ребята.

- А сейчас произнесем только слог с буквой Я. Назовите первый звук в этом слоге. (б")

- Что вы можете о нем рассказать? Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите? (а).

— Какой  свой секрет нам открыла буква Я, какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

- А сейчас буква Я предлагает поиграть вам с ней в игру. Замените гласную букву, чтобы твердый согласный звук стал мягким.

Са, ма, ва,  рад, мал.

- Какую работу выполняет буква Я  в слове, когда стоит после согласного?

-А теперь мы узнали второй секрет буквы Я.

(Буква Я после согласного обозначает звук (А) и показывает на мягкость согласного)

Физминутка для глаз:

Работа по азбуке (с. 112)

Подготовка к восприятию темы:

- Что такое маяк? (сооружение в виде башни, располагаемое в  водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром для кораблей).

Работа с текстом «Маяк".

- Сейчас мы познакомимся с рассказом, который называется « Маяк» и постараемся ответить на вопрос:

 - Прочитай слова. Почему в слове МАЯК 4 буквы, а звуков 5?

- Прочитай слово  с буквой Я вначале слова (ярко). В середине слова (маяк, маяки). В конце слова (высокая, морская).

Чтение текста хорошо читающим учеником.

-Как называется текст?

- Что такое суда? (корабли).

-Что такое мель? (мелководный участок в  реки, в озере, море, затрудняющий движение кораблей).

-Что произошло на море?

- Кому нужно срочно в порт? (судам).

-Что на пути попадалось судам?

- Что светит ярко?

-Как помогает судам маяк?

Чтение текста в паре (цепочкой)

Работа в паре:

Буква Я приготовила для вас пословицу, но в спешке забыла разделить предложение на слова. Помогите ей исправить ошибку.

Ктолюбиттрудиться, томубезделанесидится.

- Как вы поняли смысл этих слов?

Итог урока:

- С какой буквой мы сегодня работали?

- Какие  секреты мы узнали  о букве Я? (1 - мы узнали, что буква Я  в начале слова и после гласного обозначает два звука (Й);(А) , 2 - Буква Я после согласного обозначает звук (А) и показывает на мягкость согласного).

- Какую работу выполняет буква Я в словах?

- Молодцы! Чтобы закрепить эту букву выполните позже задания на листочках с этой буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: "Звук и буква - А"

Представленный конспект логопедического занятия, проводиться в 1 классе, по закреплению, дифференциации зрительного образа буквы и звука - А.Ипользаваны интересные, увлекательные задания, и , технолог...

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"

В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука  и буквы Ж....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква К"

Представляю конспект логопедического занятия с учащимися второго класса, имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на разв...

Конспект занятия "Звук и буква З"

Конспект занятия для  детей  старшей группы с ОНР при  дизартрии....

Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"

      Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к.     Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [...

Конспект занятия "Звуки и буквы С—Ш".

Тема: Звуки и буквы «с—ш».Цель: Учить дифференцировать [с и ш] в слогах и словах.Задачи:1. Учить дифференцировать [с и ш] в слогах и словах2. Учить дифференцировать звонкие и глухие ...

Конспект занятия: "Звук и буква [м]"

Формирование у детей 6-7 лет представления о звуках м – м’, о строчной и заглавной букве «Мм»....