Конспект занятия: "Звук и буква [м]"
план-конспект по русскому языку

Коняева Ольга Владимировна

Формирование у детей 6-7 лет представления о звуках м – м’, о строчной и заглавной букве «Мм».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_m.docx517.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

Конспект занятия

по обучению грамоте детей 6-7 лет

«Звук и буква [М]»

C:\Users\admin\Documents\IMG_2909.JPG

Автор:

Коняева Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

                                                   

г. Оренбург

Тема: Звуки [М], [М'] и буквы М, м.

Цель: формирование у детей 6-7 лет представления о звуках м – м’, о строчной и заглавной букве «Мм».

Задачи:

Формируемые УУД: распознавать звук [Ми [М'] и букву Мм, уметь давать характеристику звукам [М], [М'] с опорой на цветовые схемы, находить их место в слове; составлять прямые и обратные слоги; определять звонкость согласных;

- формировать навык самоконтроля и самооценки;

- следить за аккуратностью при выполнении работы;

- развивать общую, мелкую моторику рук и артикуляционную моторику.

Раздаточный материал: на столе у каждого комплект: цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь « От А до Я».

Словарная работа: буква, звук, гласные, согласные, твёрдые, мягкие.

Предшествующая работа: дидактические игры на развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя.

Ход занятия:

I Организационный момент:

 (Дети встают в круг)

Педагог:        Дети.

-Вы готовы глазки?    (прикрывают глазки)

-Вы готовы ушки?      (натирают уши)

-Вы готовы ручки?     (хлопают в ладоши)

-Вы готовы ножки?    (хлопают по коленкам)

-Вы готовы дети?       (обнимают себя и говорят -Да)

II. Эмоционально-волевая регуляция

 Упражнение «Корзина для мусора»

П: -А сейчас мы положим в корзину для мусора все, что было плохое и грустное. Можно говорить вслух, а можно про себя. Затем руки отряхнули, плечи расправили и приготовились к следующему упражнению.

III. Развитие речевого аппарата

  1. Дыхательная гимнастика «Задуй свечу»

- Сделайте глубокий вздох и разом выдохните весь воздух (задуйте одну большую свечу).

2. Работа над дикцией

- Повторите за мной текст сначала очень медленно, затем чуть быстрее, потом очень быстро.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот. (дети повторяют)

IV. Повторение изученного материала

Игра «Мяч по кругу»

- Ребята, у меня в руках волшебный мяч. Кому я кину мяч, тот пропоет изученные нами гласные звуки и возвращает мяч.

П: -Что происходит при произношении гласных звуков?

Д:(воздух выходит свободно и их можно пропеть).

-В каком домике они живут? (в красном)

-Какие еще бывают звуки? (согласные)

-С каким из них мы знакомы? (н, нь)

-В каком домике они живут? (в синем и зеленом)

-Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть, а при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой).

(Дети садятся на свои рабочие места. Напомнить об осанке.).

V. Усвоение нового материала:

1. Игра «Загадки и отгадки»

- А сейчас послушайте загадки:

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет –

Тогда перестанет.

(Муха)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего – одна игрушка.

(Матрёшка)

E:\Pictures\Captured photo\Photo0019.jpg

-Назовите первый звук в этих отгадках (М). Произносим звук изолированно, без призвука гласного(Э).

- А скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем). 

2. Игра «Определи место звука в слове»

- А сейчас мы поймаем звук М и поселим его в звуковой домик.

-В слове молоток где прозвучал звук (М)? Там и загорится огонёк синего цвета. Почему? Потому что звук прозвучал твёрдо.

Дети закрашивают квадрат вначале домика синем цветом.

(И так далее определяют звук в словах ромашка и дом).

3. Физминутка

-Молодцы. Давайте немного отдохнем. Встанем в круг и разомнемся!

 Руки вверх вы поднимите,

В стороны, а так - же вниз.

Руки в боки не лениться-

Влево, вправо наклонись,

Приседаем и встаем

Трудимся, не устаем!

Изучаем букву ЭМ.

Бодрость духа дарим всем! 

4. Игры на развитие фонематического слуха

- А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

-У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Мак, мороз, метла, масло, мёд, молоко.(показывают рисунки, а дети поднимают карточки)

- Всё отлично, молодцы!

5.Игра «Слоговые домики»

-А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

П: - Пальцы сжаты в кулак и поочерёдно выпрямляем пальцы одной руки:

- 1,2,3,4,5

Вышли пальцы погулять

Этот пальчик-самый сильный,

Самый толстый и ленивый.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик –самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый

Этот пальчик хоть и мал,

Он и ловок и удал.

П:- Посмотрите в свои рабочие тетради. Буква М написана в левом уголке, в правом – её шуточное изображение. Стихотворение И. Блюмкина.

Буква М известна всем.

Посмотри, как палочки

Прочно держат галочку. 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05bc/0001172b-35f769c9/hello_html_5917c4b9.jpg

- Сколько в ней элементов? (Ответы детей)

- Сложим её из палочек.

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

(Дети пишут в слоговом домике букву М слева от гласных. Читают слоги МА, МУ, МЫ.

E:\Pictures\Captured photo\Photo0018.jpg- Дети, определите первый слог в названиях нарисованных предметов и соедините с соответствующим слоговым домиком.

VI.Рефлексия

- Вот наше занятие подошло к концу, скажите с каким звуком мы познакомились?

-Они какие?

- Какой буквой этот звук обозначается?

- Молодцы!

-Оцените свою работу цветными карточками (зеленый цвет- наименьшее кол-во ошибок, желтый- 1-2 ошибки, красный- много ошибок)

E:\Pictures\Captured photo\Photo0015.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква З"

Конспект занятия для  детей  старшей группы с ОНР при  дизартрии....

Конспект занятия "Звуки [к], [к’]. Буква К к"

      Тема: Звуки [к], [к’]. Буква К к.     Цели:Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой  Кк. Учить детей чётко    произносить [к], [...

Конспект занятия: Звук и буква Я.

Конспект занятия: Звук и буква Я. 1 класс....

Конспект занятия «Звуки Д-Д`. Буква Д».

Тема: Звуки Д- Дь. Буква Д- учить дифференцировать звуки Д- Дь.- учить различать твердый и мягкий согласный - познакомить с буквой Д.- учить анализировать односложные и двусложные слова- учить об...

Конспект занятия "Звуки и буквы С—Ш".

Тема: Звуки и буквы «с—ш».Цель: Учить дифференцировать [с и ш] в слогах и словах.Задачи:1. Учить дифференцировать [с и ш] в слогах и словах2. Учить дифференцировать звонкие и глухие ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Звуки [Т] – [Т`]», буква «Т»

Учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно, в слогах, в словах на слух....

Конспект занятия "Звуки М и Мь. Буква М.

Конспект группового занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи. Тема "Звуки М и Мь. Буква М. В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной реч...