Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Фризоргер Екатерина Дмитриевна

Тема. Изменение личных местоимений по падежам. Склонение личных местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык  

Тема. Изменение личных местоимений по падежам. Склонение личных местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения; способствовать развитию навыка изменения местоимения 3-го лица по родам; содействовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов

Планируемые результаты: познакомятся с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научатся изменять местоимение 3-го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называть местоимения; записывать предложения по памяти; вставлять пропущенные местоимения в текст

Оборудование: учебник, презентация        

Содержание  урока

Деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

– Проверим готовность к уроку.

Прозвенел звонок –

Начался урок.

Тихо мы за парты встали

И друг другу покивали.

Всем гостям сказали:

«Здравствуйте!»

Улыбнулись, поклонились…

И на место возвратились.

Настрой на работу. Приветствуют учителя

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Словарь

Однокоренные слова: горевание, гореваньице, горесть, горестный, горечь.

Синонимы: тосковать, печалиться, страдать.

Антонимы: веселиться, радоваться.

3. Выявление места и причины затруднения.

Предлагает решить шараду.

Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь.

А целое – тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен.

                Что это? (Якорь.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

Разгадывают шараду.

– Сегодня на уроке мы научимся находить в тексте личные местоимения 1, 2 и 3-го лица

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Исправьте ошибки, устраните повторы.

Задание на экране.

1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю.

2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Бутон был розового цвета. От бутона исходил
тонкий аромат.

3. Внизу ласково плескалось море. Море манило
к себе.

. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Исправляют ошибки.

1. В воздухе кружились первые снежинки. Они медленно опускались на землю.

2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Он был розового цвета. От бутона исходил тонкий аромат.

3. Внизу ласково плескалось море. Оно манило к себе.

5. Реализация построенного проекта.

Упр.112.

– Расскажите по таблице «Личные местоимения» о грамматических признаках местоимений.

– Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?

– Личные местоимения имеют категорию лица
и числа.

– Личные местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам

Физминутка

6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

– Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему оно лишнее.

Я, они, на, ты.

Но, оно, она, они.

Я, Яна, ты, вы.

Он, она, они, оно.

Мы, я, вы, они.

Он, она, они, мы.

– Запишите первую строчку без лишнего слова, укажите лицо и число личных местоимений.

Упр.113

– Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя
и слова».

– Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки.

Упр.114

– Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.

– Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками.

– Лишнее слово в 1-м ряду – «на», так как это предлог; во 2-м ряду – «но», так как это союз; в 3-м ряду – «Яна», это имя существительное; в 4-м ряду – «они», это местоимение множественного числа, а остальные единственного; в 5-м ряду – «я», так как это местоимение единственного числа, а остальные – множественного; в 6-м
ряду – «мы», это местоимение 1-го лица, а остальные – 3-го лица.

Записывают первую строчку.

Я (1-е л., ед. ч.), они (3-е л., мн. ч.), ты (2-е л., ед. ч.). 

Выписывают местоимения и указывают их грамматические признаки.

Он (3-е л., ед. ч., м. р.), вы (2-е л., мн. ч.), мы
(1-е л., мн. ч.), ты (2-е л., ед. ч.).
 

Записывают предложения, заменяя грамматические признаки местоимений словами (местоиме-
ниями).

Бабушка, ты тоже маленькой была. Вы со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. Перемыли мы посуду, навели порядок всюду. Злой тоской удручена, к муравью ползет она.

7.Самостоятельная работа  

– Прочитайте. С какой целью использованы
в предложениях местоимения? Вместо какого
имени существительного употреблено в предложении местоимение «оно»?

– Запишите предложения по памяти. Проверьте себя

Записывают предложения. Делают вывод, что местоимение «она» употреблено с целью исключения повторов.

Я слушаю мелодию дождя.

Она (мелодия) однообразна и прекрасна.

Выполняют синтаксический разбор предложения.

Яслушаю мелодию дождя. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

8. Включение в систему знаний и повторения.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Читает стихотворение.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они –

Все слова отличные, важные и личные. 

Это, без сомнения, всё местоимения.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

 – Как вы, думаете, почему данные местоимения называют личными?

– Личные местоимения указывают на говорящих, собеседников, на лиц, не участвующих в беседе, на предметы, о которых идет речь.

– Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного?

– Какого рода местоимения «он», «она», «оно»?

– Можно ли определить род остальных личных местоимений?

Упр.116.

– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные местоимения 3-го лица.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

– Личные местоимения указывают на лицо или лица. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова записано:

1.Личный– осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (то есть человеком).

2.Личный– касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу.

– Мужского, женского, среднего рода.

– У остальных личных местоимений род определить нельзя.

Списывают, вставляя пропущенные местоимения 3-го лица.

Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. Весна идет сторонкой, да где ж сама она? Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно.

9 Рефлексия учебной деятельности

– Ответьте на вопросы:

•  Что на уроке было для меня самым полезным?

•  Что на уроке было для меня самым интересным?

•  Что на уроке было трудным?

 •  На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

– Как называются местоимения, с которыми мы
сегодня работали?
(Личные.)

– Назовите личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Назовите местоимения единственного числа.

Назовите местоимения множественного числа.

– У каких местоимений можно определить род?
(У местоимений 3-го лица единственного числа: «он», «она», «оно».)

– На следующем уроке мы будем учиться правильно изменять, то есть склонять, личные местоимения: «Я горжусь им или ним? Мы дружим с ними или ими?».

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Показывают свое настроение с помощью карточек с изображением лиц

Дом. задание

Упр.116,117

        1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю.

2. Бутон бегонии должен был скоро распуститься. Бутон был розового цвета. От бутона исходил тонкий аромат.

3. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....