Урок с буквой Й
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Обучение грамоте. 1й класс. Тема "Согласный звук й .Буквы Й ,й.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема "Согласный звук й .Буквы Й ,й.

1. Повторим  правило  речи: 

     Каждый день, всегда, везде

     На уроке и в игре,

     Громко четко говорим,

     Никуда мы не спешим.

 Урок начнем с разминки. Разминка губ и языка.
1) «Улыбка»
Чтоб понравиться лягушкам,
Губки тянем прямо к ушкам.

2) «Хоботок»
Чтоб понравиться слону,
Губки хоботом тяну.

Посмотрите на доску - Назовите буквы. (а м н у о р ы и л)

- . Кто сможет разделить их на две группы. По какому признаку вы их разделили?

* гласные и согласные;

Как отличить гласный звук от согласного? (Ответ детей: При произношении звуков, которые они обозначают, встречаются преграды, могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими).)

 (Ответ детей: При произношении звуков, которые они обозначают, не встречаются преграды. Произносятся одним голосом., В словах могут быть ударными или безударными. Образуют слоги.)

Приготовьте сигнальные карточки. Внимание на доску. Какой звук в этом слове? ( Называю любой звук по счёту. Дети показывают сигнал какой это звук)(малина, лимоны ,мыло, луна, луни)

- Составьте слоги из букв первой строчки. (М, Н,Р, Л)

(Ответ детей: Нельзя составить слоги из одних согласных)

- Как можно выполнить это задание?

(Ответ детей: Взять буквы из второй группы )

    Посмотрите на интерактивную доску , получились ли у меня слоги? (Да)

Прочитайте их. Дети читают.

 Что мы можем составить из слогов ? (Слова. )

 Составьте  слова.( ли, мы, ма,Ро,ла,но,ра,лу,на,ни,Ми, ло)

мыло, Рома, луна, Мила, нора

Почему у нас не получается составить много слов? ( Дети : мы ещё не знаем всех букв.)

Как же быть? (Учить новые буквы и узнавать какие звуки они обозначают)

Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.                          
Какой молочный продукт надо пить всем детям обязательно?      
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это…   
(йод)

На гвоздях, поджавши ноги,
Восседают только ... йоги

Назовите  одинаковый звук, который вы услышали в начале каждого слова  Д: В каждом слове встречается звук [й], значит тема сегодняшнего урока «Звук [й]». Буква Й й.

Слов на «Й» совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
«Й» в конце обычно пишем :
Чай, случайный, тайный, лишний.

-Русских слов, начинающихся с буквы «й» нет. Те, которые вы называли они являются иностранными.

- Как вы думаете, что мы должны узнать об этом звуке ? (Дети: гласный он или согласный и какой буквой  обозначается)

Отгадайте загадку.

Загадка:

Есть на свете сладкий дом
Мёдом пахнет в доме том,
А жильцы жужжат от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте что за дом? (У
лей)

- А что такое улей?

 (Улей – специальное приспособление для жилья пчел.).

   Придумайте предложение со словом улей.(В улье живут пчелы.)

Слово рой разобрать. Сколько слогов? Сколько звуков? Схема.

 У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?

Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.

Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.

- Бывает ли  звук й  твёрдым? (Нет.)

- Звук [й*] обозначается буквами «Й, й», которые имеют длинное название «и краткое». Маленькая дужка (дуга) над буквой называлась раньше «кратка». Сначала название буквы произносилось так: «И с краткой». Но постепенно это название преобразовалось в современное «и краткое».

     Эту букву ещё можно назвать хитрой путешественницей. Хитрой, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И.

Физкультминутка.

У: Ребята, я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?

Каравай,  герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.

    

И не в кепке, и не в шапке
Буква Й гуляет в шляпке!
Шляпка почему на ней?
Потому, что так — модней!

Возьмите карандаши и сконструируйте букву й . У вас получилась замечательная буква.( Посмотрите какая бывает буква й) Слайд.

  Разобрать слова составив схемы . Все на парте Двое у доски.

5.Упражнение на понимание нового материала.(Работа по «Букварю»)

- Прочитаем слова из учебника.

- Что общего в записи первого столбика?

(Ответы детей: Это восклицательные предложения.(Ай! Ой! Эй!))

- Назовите из второго столбика лишнее слово?

(Мои, мой, умой)

( Ответы детей:Лишнее слово «мой», т. к. оно состоит из одного слога.

Лишнее слово «умой», т. к обозначает действие предмета.)

- К словам из третьего и четвёртого столбика, подберите подходящие по смыслу слова.

(Ответы детей: Малый (зал, рост, размер).

- Милый (папа, мальчик, друг ).

- Умный (ребенок, вопрос, взгляд).

- Лунный (вечер, свет, камень).

- Лимонный (сок, торт, напиток).

- Орлиный (взгляд, нос, полет).)

Посмотрите на текст, обратите внимание на знаки препинания

-Что вы заметили? ( в этом тексте два ! предложения. Перед ними стоят тире-значит, здесь представлен разговор двух людей, диалог)

-Прочитаем текст. Послушайте

-Кому принадлежат слова последнего предложения? Докажите

-Какое предложение текста соответствует данной схеме? (последнее)

-Что нужно изменить в схеме, чтобы она соответствовала третьему предложению?

-Ребята, чистота является залогом здоровья, поэтому вам необходимо мыть не только руки, но и овощи, фрукты.

1. У Марины малина и лимон. 3. - На, мама, лимон!

2. Марина мыла лимон. 4. - Марина, мой малину!

  -У вас на партах есть  рисунок с перепутанными буквами. .Возьмите зелёный карандаш и закрасьте все части рисунка с новой буквой. Поднимите и покажите, что у вас получилось..

10.Итог урока.

-С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?

Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.

У: Дайте характеристику звука [й].

Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.

- Молодцы! Вы все прекрасно работали на уроке! Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте + урок письма Буква М м

урок бочения грамоте + урок письма по УМК Перспектива...

"Урок здоровья. Буква А - первая буква алфавита и здоровья."

"Буква А - первая буква алфавита и здоровья"....

Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока "Согласная буква Л. Правописание строчной буквы л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Формирование новых знаний, умений, навыков.Фонетическая зарядка:– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′...

Презентация + конспект урока "Большая буква в именах. Письмо заглавной буквы А." (1 кл. УМК "Эльконин-Давыдов")

Цели деятельности учителя: научить написанию заглавной буквы а.Планируемые результаты:Предметные: учатся писать элементы и заглавную букву А;Личностные: учатся выражать свое мнение; строить сообщ...