Памятка "Три правила правописания корня слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Сидорова Татьяна Александровна

Памятка по русскому языку "Три правила правописания корня слова" содержит слоган (стих) для запоминания правил правописания букв парных согласных звуков, безударных гласных звуков, непроизносимых согласных. Данная памятка поможет ученику выплнить работу над ошибками и прочно запомнить вышеуказанные  правила

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema-opora_r.yaz_.3.pptx99.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки речи Гласные Согласные Ударные безударные твёрдые мягкие звонкие глухие парные непарные

Слайд 2

Тест « Phone » - от греческого языка ? Что такое «ФОНЕТИКА»? Сколько букв в русском алфавите? Сколько всего звуков? Сколько гласных звуков? Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? Сколько согласных звуков? Какие буквы не имеют звуков?

Слайд 3

Тест « Phone » - от греческого языка ? (звук) Что такое «ФОНЕТИКА»? (наука, изучающая звуки речи) Сколько букв в русском алфавите? (33) Сколько всего звуков? (42) Сколько гласных звуков? (6) Сколько гласных букв? (10) Сколько согласных букв? (21) Сколько согласных звуков? (36) Какие буквы не имеют звуков? ( ъ , ь )

Слайд 4

Большая буква в именах собственных Запоминалка Имена, фамилии, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда. Начинает буква важные слова: И ванова А нна, В олга и М осква

Слайд 5

Большая буква в именах собственных кот . ушок собака . арик корова . урёнка девочка . аша . етрова город . рзамас улица .веточная страна . оссия река . олга

Слайд 6

Большая буква в именах собственных кот П ушок собака Ш арик корова Б урёнка девочка М аша П етрова город А рзамас улица Ц веточная страна Р оссия река В олга

Слайд 7

Большая буква в именах собственных Я пишу в тетрадь: карова , А корова – нездорова! Я пишу: сабака фомка, А собака лает громко. Я пишу бильчонок тишка , А бельчонок целит шишкой Прямо в лоб мне и кричит: «Лучше правила учи!»

Слайд 8

Большая буква в именах собственных Я пишу в тетрадь: к о рова, А корова – нездорова! Я пишу: с о бака Ф омка, А собака лает громко. Я пишу б е льчонок Т ишка, А бельчонок целит шишкой Прямо в лоб мне и кричит: «Лучше правила учи!»

Слайд 9

Правила переноса слов пе – нал лей – ка паль – то Ан - на Оля ульи

Слайд 10

Типы текстов Текст - повествование ( Что произошло?) Текст – описание ( Какой?) Текст – рассуждение (Почему?)

Слайд 11

Ж И- Ш И , Ч А- Щ А , Ч У- Щ У Знаем твёрдо Ж И и Ш И Пишем только с буквой И . ( лы жи , ма ши на) Знаем твёрдо Ч А и Щ А Пишем только с буквой А . ( ча йник, ща вель ) Знаем твёрдо Ч У и Щ У Пишем только с буквой У . ( чу до, щу ка)

Слайд 12

Безударные гласные а , о , е , и , я Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно поставь под ударение . Пример: р е ка – р е ки

Слайд 13

Безударные гласные Гр…да, р… ка , ск … ла , в…сна, к…за, стр… ла , ст…на, с…сна, м…ста, з … мля , стр…на, с… ва – проверить надо все слова! Поставить звук под ударенье, потом писать стихотворенье.

Слайд 14

Безударные гласные Гр я да, р е ка, ск а ла, в е сна, к о за, стр е ла, ст е на, с о сна, м е ста, з е мля, стр а на, с о ва – проверить надо все слова! Поставить звук под ударенье , потом писать стихотворенье.

Слайд 15

1вариант . Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение. 2 вариант. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение. Бурундук сидел на задних лапах и что – то быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок , ешь, набирайся сил после долгой зимы!

Слайд 16

Запишите предложение. Выделите в нём грамматическую основу. 1 вариант. Солнце поднимается над лесом. 2 вариант. Я увидел ягодку земляники.

Слайд 17

Из слов каждой строчки составьте предложения. 1 вариант. на, орехи, белка, запасает, зиму, и , грибы лес, в, грибами, за, осенью, дети, ходят 2 вариант. большую, лесу, дятел, приносит, пользу во, снеговика, ребята, слепили, дворе

Слайд 18

Поставь нужный знак в конце предложения. 1 вариант. Когда придёт с работы мама__ Маша выпила стакан молока__ Какие красивые цветы растут на этой поляне__ 2 вариант. Почему ты не сделал уроки___ Ира, быстрее закрой окно____ Солнце спряталось за лесом__

Слайд 19

Проверка 1 вариант. Когда придёт с работы мама ? Маша выпила стакан молока . Какие красивые цветы растут на этой поляне ! 2 вариант. Почему ты не сделал уроки ? Ира, быстрее закрой окно ! Солнце спряталось за лесом .

Слайд 20

Суффикс – ок - в именах существительных После шипящих ж, ш , ч, щ в суффиксе - ок - пишется буква о . Суффикс - ок - всегда под ударением. ( жуч ок, шаж ок, меш ок )

Слайд 21

Суффиксы – ец - и – иц - Понаблюдайте, сделайте вывод. Братец, красавец, мудрец -? Сестрица, певица, умница - ?

Слайд 22

Брат ец , красав ец , мудр ец – м.р Сестр иц а, пев иц а, умн иц а – ж.р. Проверка: Определи род (подставь слова он или она ) М.р. - ец - Ж.р. – иц -

Слайд 23

Сочетания – ичк - и – ечк - Понаблюдайте, сделайте вывод. ? ? Ван ичк а , сестр ичк а Сравни. лис ица – лис ичк а Соня - Сон ечк а

Слайд 24

Проверка. В словах, которые оканчиваются на – ица пиши – ичк - (сестр ица – сестр ичк а) В остальных случаях - - ечк - (Ваня – Ван ечк а)

Слайд 25

Сочетания –инк- и - енк - ? ? маш .. нка паш .. нка Сравни: верш ина – верш инк а баш ня – баш енк а

Слайд 26

Правило: Если слово оканчивается на - ина , то в образованном от него слове пишем –инк- . Если слово оканчивается на -на(- ня ) , то в образованном от него слове пишем – енк - . - ина  -инк- -на(- ня )  - енк -

Слайд 27

Запишите: Бус.. нка , пес.. нка , морщ .. нка , спал.. нка

Слайд 28

проверка бус ина – бус и нк а пес ня – пес е нк а морщ ина – морщ и нк а спаль ня - спал е нк а

Слайд 29

Подготовка к диктанту От данных слов образуйте и запишите слова с сочетанием – ечк - или – ичк - . Рубашка, синица, водица, раскладушка. Спиши слова. Вставь, где необходимо мягкий знак. Малыш…, печ …, багаж…, калач… .

Слайд 30

От данных слов образуйте и запишите слова с сочетанием – енк - или –инк-. Малина, пробоина, пружина, песня. Составь текст и озаглавь его. 1 вариант. Там лежат три яйца. У дома растёт клён. Это гнездо сойки. На клёне гнездо.

Слайд 31

Составь текст и озаглавь его Девочки сажают цветы. Там растут яблони, сливы и цветы. Весной ребята работают в саду. У школы фруктовый сад. Как можно озаглавить текст? 1 .Школа. 2 .Весной. 3 .Сад.

Слайд 32

Три правила правописания корня слова Безударные гласные ( а , о , е , и , я ) Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно поставь под ударение . Пример: р е ка – р е ки Парные согласные ( б-п , в-ф , г-к , д-т , ж-ш , з-с ) Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй. Пример: ду б – ду б ы Непроизносимые согласные ( д , т, в, л ) Непроизносимый согласный проверяй, Проверочное слово подбирай, Где эта буква слышится отчётливо. Пример: трос т ник - трос т ь

Слайд 33

Суффиксы – онок -, – ёнок - После мягких согласных , кроме Ч пишется – ёнок – Пример: у т ёнок , тиг р ёнок . 2. После твёрдых согласных и Ч пишется - онок - Пример: мы ш онок , вол ч онок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правила написания корня слова".

Урок построения системы знаний по теме "Правописание корня слова"....

Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании к...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Три правила правописания корня".

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме:«Три правила правописания корня»в рамках Муниципального семинара «Групповые формы работы с младшими школьниками»....

три правила правописания корня 4 класс

одни из главных орфограмм в русском языке...

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Обобщение знаний правил правописания корня".

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний правил правописания корня». Программа – «Классическая начальная школа».Данный урок позволяет закрепить знания о правописании слов с безударным...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....