Урок по русскому языку на тему: "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам».

Цель: Способствовать формированию первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных  

Тип урока: открытие новых знаний .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slayd_1.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» - УМК «Школа России».

Разработала:

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №7

 г. Новосибирска

Ячменева Ольга Витальевна

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам».

Цель: Способствовать формированию первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных  

Тип урока: открытие новых знаний .

Задачи урока: 

1. Образовательный аспект: способствовать формированию понятия «изменение по падежам», познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; тренироваться в определении падежа имени существительного в словосочетании и предложении

2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умения действовать по алгоритму при определении падежа у имени существительного, формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму), активизировать мыслительную деятельность.

3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности через организацию парной, групповой и фронтальной работы, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

Формировать УУД:

- Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

- Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; контроль и оценка своих действий по результату и способу действия.

- Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; усвоение принципов общения и сотрудничества; учет позиции другого.

Планируемые результаты  

Универсальные УУД; планировать свое действие после его завершения, на основе учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других: выполнять правила работы в группе. Предметные результаты: научатся определять падеж имен существительных, действуя по алгоритму.

Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; оценивать правильность выполнения

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от известного; классифицировать уже изученное об имени существительном; выстраивать логическую цепочку рассуждений; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию полученную на уроке.

Технология Технология Развития Критического Мышления (ТРКМ) 

Организация пространства

Групповая, индивидуальная, фронтальная работа 

Ход урока.

I. Организационный момент 

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.

- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания. Прочитайте слова:

Молодежь, ерш, рожь, ложь, пейзаж, мышь, тушь, пляж.

- Какой звук повторяется во всех этих словах?

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)

- Какими буквами обозначается?

- Запишите в тетради:

Ж ж  Ш ш

III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

- Прочитайте ещё раз слова.  

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как можно эти слова разделить на две группы?  

  (Ж.р., м.р.)    Приведите пример слов на это правило?

- Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука)

- Какая орфограмма в этих  словах?

- Какую букву необходимо писать в конце слова? Докажите.

Познакомимся еще с одним словом на это правило: падеж

 Определите род существительного падеж. Запишите это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.

Падеж, падежи, падежные вопросы.

- Подчеркните орфограммы.

-Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они называются? Какие падежные вопросы имеют?

(Падеж - грамматическая форма, выражающая синтаксическую связь  имени существительного с другим словам в предложении. 

В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, хинди до 46, в немецком 4).

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока.

 - Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? 

(Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж.

 Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных.

 Развивать навыки грамотного письма).

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник  и выполните упражнение 64.

- Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово сосна в нужной форме.

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (чего?) ... всегда зелёная. Прилетел (к чему?) к ... дятел. Села (на что?) на ... синичка. Растут (под чем?) под ... маслята. Резвые белки играли (на чём?) на ... . Они бесстрашно перепрыгивали с ветки на ветку.
• На какой вопрос отвечает имя существительное
сосна в первом предложении? Каким членом предложения оно является?
• На какие вопросы отвечает имя существительное
сосна в других предложениях? Выпишите его вместе с теми словами от которых ставили вопросы к этому имени существительному. 

Слова для справок:  сосна, сосны, сосне, сосну, сосной, о сосне
Образец. Хвоя (чего?) сосны;  

• Выделите окончание имени существительного сосна в каждом словосочетании.

 (Учащиеся вписывают слова)

Хвоя (чего?) сосны всегда зелёная.
Прилетел (к чему?) к сосне дятел.
Села (на что?) на сосну синичка.
Растут (под чём?) под сосной маслята.
Резвые белки играли (на чём?) на сосне.

2. Работа в парах. 

Почему изменялось окончание существительного сосна?
• Сколько раз имя существительное
сосна изменило своё окончание? 

Всего окончание изменялось 4 раза.

Окончание менялось потому, что менялся падеж существительного.

- Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? - Все ли слова из справки вы использовали? Почему? Чем это объясняется?

- Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения? Почему на

месте пропусков необходимы определённые формы слова «сосна»? Давайте

проверим. 

Проверка на доске.

- Сделайте вывод. 

Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. 

Подтвердите своё мнение правилом учебника стр.68.

- Какие слова не употребили?

3. Коллективная работа. 

- Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?

- Давайте с ними познакомимся.

4. Работа в группах.

- Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже.

Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть

падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа

существительного.

Проверка.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

  1. Группа

Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в 
подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – 
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

- С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в Им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в Им. пад. с предлогами?

  1. Группа

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
 с, и до, и у, и из – 
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на 
винительный
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

- С каким падежом познакомились ребята второй пары? На какие вопросы отвечают существительные в Род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

  1. Группа

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдатьК чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом 
к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

- С каким падежом познакомились ребята третьей пары? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

  1. Группа

А я – винительный падеж 
И я во всём 
виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

- С каким падежом познакомились ребята четвёртой группы? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

  1. Группа

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – 
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам 
перед, под и над
В любой момент я очень рад.

- С каким падежом познакомились ребята пятой группы? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.  Группа

 Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет 
о, и в, и при – 
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

- С каким падежом познакомились ребята шестой группы?

На какие вопросы отвечают существительные в Пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в Пр. падеже?

(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вопрос.             Подсказка.            Падеж

Кто? Что?          Есть                        Именительный

КОСВЕННЫЕ

Кого? Чего?       Нет                         Родительный

Кому? Чему?     Рад, даю                Дательный

Кого? Что?        Вижу, виню           Винительный

Кем? Чем?         Доволен                 Творительный

О ком? О чем?   Говорю                  Предложный

- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные)

- Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)

5. Составление алгоритма определения падежа имени существительного.

- С падежами мы познакомились, но возникли трудности:

Как определить падеж имени существительного? Давайте составим пошаговый алгоритм определения падежа.

- С чего начинаем?

1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

Физкультурная минутка для глаз.

VII. Первичная проверка понимания.

1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.

- Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить падеж существительного рекаПопытайтесь это сделать самостоятельно. Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.

Определение падежа:

Город Саратов стоит на реке Волга.

- От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)

стоит (на чём?)на реке

- Можно ли задать другой вопрос? (Где?)

- Попробуйте определить падеж сущ-го на реке. (П.п.)

- Проверим, подобрав слово-помощник: думаю (о чём?) о реке.

Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание.

Аналогичная работа с другим предложением.

VII. Первичное закрепление.

- Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма. Предлагаю вам упр68

 Фронтальная работа.

- Прочитайте текст,  определите падежи существительных

Задание: определите падеж и выделите окончания существительного  

- Спишите последнюю пару слов в тетрадь.

VIII. Рефлексия. Блиц – опрос.

- Используйте для ответов страницы учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)
  • Перечислите их.
  • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?

Всем спасибо за вниманье, 
За упорство, звонкий смех, 
За азарт нового знания, 
Обеспечивший успех. 
Вот настал момент прощанья. 
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья, 
Интересных новых встреч!»

IX. Домашнее задание.

 Упр 69

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Открытый урок по русскому языку на тему «Род имени существительного» 3 А класс

Педагогические цели-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;Тип урокаУр...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с существительными».

Цель: - Обобщить знания об именах прилагательных,  - Точно употреблять  имена прилагательные в устной              и письменн...