Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

ЗАКИЕВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

урок русского языка по проектной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_russkogo_yazyka_proektnaya_tehnologiya.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте

учителя начальных классов МБОУ «СОШ №7 г.Йошкар-Олы»

Закиевой И.В.

Тип урока: проектный

Тема: Упражнения в написании слов с изученными буквами. Проект «Лента букв».

Цель: 1. Закрепить знания о парных согласных.

           2. Выполнение проектной работы «Лента букв».

           3. Расширение словарного запаса: изучение словарных слов ученик, ученица.

Оборудование: алфавит, магнитная азбука, заготовки для работы, модели «звуковиков».

Ход урока

1. Организация начала урока.

Гимнастика для рук, письмо в воздухе двумя руками.

11. Цель, задачи урока.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании слов с изученными буквами.

Прописи.

III. Работа в прописи (с. 32).

1.  Словарная работа.

Ребята! 24 февраля в нашей школе будет проходить празднование очень важного события. Этот праздник организуется только для первоклассников. Это день прощания с «Букварем»! Через несколько уроков мы попрощаемся с этой первой учебной книгой. Дети уже до школы могут читать разные книги, но «Букварь» читают, только став учениками.

 – Про кого говорят ученик? ученица?

- Запомните: ученик, ученица заняты изучением наук в школе.

- Найдите в прописи на с. 32 эти слова в рамке.

– Давайте разберемся, какие звуки слышим в этих словах? A какие пишутся буквы?

- Запишите эти слова. Поставьте ударение, разделите слова на слоги, обозначьте звуки точками.

Ученик – 3 слога, ударение падает на 3 слог, орфограмма во 2 слоге. [у  ч’  и  н’  и  к]

Ученица – 4 слога, ударение падает на 3 слог, орфограмма во 2 слоге. [у   ч‘  и  н‘  и   ц   а]

(Дается характеристика звуков.)

- А можно ли проверить написание буквы е в корне? (Словом учение.) Запишем красной ручкой это слово в пропись.

Составьте предложения с этими словами.

2.  Введение в проектную деятельность.

Ребята, как много надо знать и помнить, чтобы быстро давать характеристику звукам. Неужели нельзя придумать какую-нибудь подсказку, специальный инструмент для работы на уроках русского языка? На уроках математики мы пользуемся инструментами-помощниками. Чтобы начертить прямую линию, выполнить схему к задаче мы пользуемся … линейкой – планкой для вычерчивания прямых линий, для измерений, вычислений (показать). Для счета в пределах 10 была составлена таблица сложения, существует таблица умножения. Для проведения различных измерений были придуманы различные мерки: см, дм, кг и т.д. В строительстве, в магазинах ткани пользуются специальной сантиметровой лентой (показать). Примеры можно приводить и дальше.

Давайте попробуем на нашем уроке создать такую подсказку, попробуем как-то упорядочить все буквы, объединить их в группы по признакам, чтобы в будущем использовать на уроках при проведении фонетического разбора. Надо сказать, что одно объединение всех букв уже существует. Это … алфавит, т.е. совокупность букв, принятой в данной письменности, располагаемых в установленном порядке (показать). Но для характеристики звуков использовать алфавит не удобно. В алфавите нет подсказок для характеристики звуков.

- Чтобы у нас что-то получилось, работать будем коллективно, т.к., во-первых, мы проводим такую работу в первый раз, а во-вторых, у нас должна получиться подсказка, мерка одинаковая у всех, иначе мы не сможем все ею пользоваться.  

- Чтобы  добиться результата, в процессе работы мы должны будем ответить на ряд вопросов.  

- Подумайте, какую форму мы примем для нашей подсказки: круг, квадрат, линейку? Выбираем форму линейки. В русском языке 33 буквы. Поэтому будем буквы располагать в 2 ряда для удобства пользования.

Откройте конверты (на партах), достаньте заготовку для нашей подсказки.

Итак:

1) На какие группы делятся все буквы русского алфавита? (На гласные и согласные.)

- Давайте отделим гласные от согласных (работа ведется на доске). Каких букв больше? Запишем это в рамке в 1-ой строчке.

Гласные

Согласные                                                                                            1

                                                                                                               1

- Сколько гласных? (10)

2. - Все ли гласные буквы одинаковы? (Нет, некоторые могут смягчать согласные.) Отделим их – я, ё, ю, и, е. (Ученики работают у доски в течение урока по очереди, выбирая нужные буквы из магнитной азбуки.)

- Запишем их в заготовку: в первый ряд запишем буквы, которые смягчать согласные не умеют (они также обозначают только 1 звук). А ниже – те, которые смягчать согласные умеют (эти буквы, кроме и обозначают 2 звука). Учитель заполняет магнитными буквами нужные ячейки.

Гласные

Согласные                                                                                            1

А

О

У

Ы

Э

Я

Ё

Ю

И

Е

                                                                                                               1  

3. - На какие группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.) Отделим звонкие от глухих.

Звонкие: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з.

Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.

4. - Что мы знаем о некоторых звонких и глухих согласных? (Они образуют пары по звонкости и глухости.)

- Отделим парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

- Впишем в таблицу сначала непарные звонкие согласные в 1-ый ряд.

Гласные

Согласные                                                                                            1

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Я

Ё

Ю

И

Е

                                                                                                               1

- Сейчас впишем парные согласные: звонкие в верхний ряд, а парные глухие – в нижний.

Гласные

Согласные

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

- Запишем непарные глухие согласные во второй ряд.

Гласные

Согласные                                                                                            1

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

                                                                                                               1

- Чтобы не забыть, в какой строке звонкие согласные, а в какой глухие, сделаем запись.

Гласные

Согласные звонкие                                                                              1        

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

 Согласные глухие                                                                               1                              

1У. Физкультминутка. Упражнения на внимание.

У. Продолжение работы.

5. - Что еще мы знаем о согласных звуках? (Они могут быть твердыми и мягкими, некоторые – только твердыми, а некоторые только мягкими.)

- Давайте найдем буквы, которые обозначают только твердые согласные звуки. Обозначим их твердость синим карандашом.

Ж, Ш, Ц.

- Найдем буквы, которые обозначают только мягкие звуки. Обозначим мягкость зеленым карандашом.

Й, Ч, Щ.

- Остальные согласные могут обозначать и твердый звук и мягкий. Обозначим двумя карандашами.

6. - Какие буквы у нас остались? Ъ и Ь знаки. Куда их поместим? В конец таблицы, т.к. они не имеют звука.

Гласные

Согласные звонкие                                                                              1        

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

 Согласные глухие                                                                               1                              

7. - Как можно назвать нашу табличку? На что она похожа? (Ответы детей.) А можно сказать, что она похожа на ленту? А что на ней записано? (Буквы.) Давайте назовем ее «Лента букв». (Запись.)

Лента букв

Гласные

Согласные звонкие                                                                              1        

А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

 Согласные глухие                                                                               1                              

3. Закрепление. Упражнение в работе с лентой букв.

- Ребята! Сейчас вы провели самостоятельное исследование и создали новый инструмент- ленту букв для работы на уроках русского языка. Вы работали как ученые, хотя еще являетесь учениками и ученицами. Давайте убедимся, что наша «Лента букв» работает.

 Закрепление знаний o парных согласных по глухости-звонкости.

- Схемы-«человечки» встали парами. Одна буква известна, а кто стоит рядом? Воспользуемся нашей лентой. Назовите звуки, буквы, которыми они обозначены, завершите схемы. (Сначала рассматривают первую пару:  Б - __, и т.д.)

– Прочитайте первое слово. (На доске в столбик записаны слова зу(б), засо(в), бере(г), холо(д), мира(ж), выво(з).) Определите, какую букву надо писать на конце. Почему?

- Допишите букву. (Проверочные слова подбираются устно.)

- Выполним фонетический разбор слов.

- Скажите, с лентой букв удобно работать? Легче? Какие вы молодцы!

 – Какие парные согласные остались без слова?

– Приведите примеры слов с этими буквами на конце. Запишите эти слова во 2-й столбик. Подчеркните буквы, обозначающие согласные парные звуки. Возможны слова: нос, плот, сноп, бок, камыш, жираф.

У1. Итог урока.   - Чем занимались на уроке? Что новое создали?

Мы спроектировали и создали то, чего раньше в нашем классе не было. Мы создали новый проект – «Ленту букв», инструмент для работы на уроках русского языка.

У11. Д.З. Контрольное списывание c печатного образца текста «Экскурсия».

a) Самостоятельное чтение, подчеркивание «опасных» мест.

б) Списывание (можно первых двух предложений).

в) Подчеркивание «опасных» мест.

___________________________

______________________________

_____________________________

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...