Учебное занятие по русскому языку предназначено для учащихся. ТЕМА: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1, 2 И 3-ГО СКЛОНЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)


Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Михалёнок Жанна Викторовна,

учитель начальных классов

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №212 г. Минска»

Категория: высшая

 

 

Учебное занятие по  русскому языку предназначено для учащихся

4 класса

ТЕМА: ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1, 2 И 3-ГО СКЛОНЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ)

Цели:

Образовательные:

- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

- закреплять умения склонять имена существительные;

- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание,  воображение;

- развитие сенсорных модальностей.

Воспитательные:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

- развитие и поддержание зрительных функций глаза;

- создание положительного  психологического климата на уроке;

- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:

- карточки с целями;

- карточки с заданиями для работы в парах;

- слова для составления кластера для работы в группах;

- цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.

- елки, вырезанные из цветной бумаги разного цвета для проведения рефлексии.

Ход учебного занятия

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок  с учетом модальностей учащихся.

Учитель:

- Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

Учитель:

- Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети: Шепчут отметку в дневник.

Учитель:

- Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с  отметками.Цифры сделаны из ребристого картона, бархатной бумаги).

Учитель:

- Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

  1. Сообщение темы и целей учебного занятия.

Учитель:

- Ребята, раз наше занятие  началось с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите  имена существительные.

Цели:

- Вспомнить, что такое склонение.

- Какие падежи существуют в русском языке.

- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

- Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

- Ставить слова в нужный падеж.

Слайд 3

Учитель:

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.

А еще на уроке мы совершим заочное путешествие и побываем в некоторых странах Европы и узнаем много интересного. Ничего не пропустите, будьте внимательны! Используйте те знания, которые вы получили на уроках русского языка. Ведь знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда необходимо, достаем их и используем.

  1. Чистописание.

Учитель:

Определите буквы, соединения которых мы отработаем на минутке чистописания.

Слайд 4

Праздник, лицо, столица, сердце, молодость, низина.

- Разделите слова на группы.

- По какому признаку? (по орфограммам: непроизносимая согласная, безударные гласные).

Будем писать три буквы. Первая буква – гласная, находится в корне имени существительного третьего склонения (молодость – о). Вторая буква – гласная, находится в корне имени существительного первого склонения и обозначает мягкость предшествующего согласного (столица – и). Третья буква – согласная, находится в корне  имен существительных второго склонения  - непроизносимая (д).

о,и,д

оид, ооид, оиид, оидд

- Определите закономерность.

4. Словарная работа.

 На доске запись:

сезон           винтик          зонтик

кивок          указал                ?

Внимательно посмотрите на запись и скажите, какое слова зашифровано? (вокзал)

- Как вы его определили?

Слайд 5

- Определите родовое понятие слова вокзал.

- А что такое вокзал? (дети находят в словаре).

Слайд 6

Учитель:

Слово вокзал впервые появилось в 17 веке в Англии. Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл» в переводе на русский язык означает «Зал Госпожи Во». Потом это слово стало означать «Концертный зал на железнодорожной станции». Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную станцию назвали вокзал. Позднее так стали называть другие железнодорожные станции.

Работа над словом:

- Проговорите слово хором, поставьте ударение, найдите опасные места (безударный  гласный, парный согласный).

- Подберите однокоренные слова, составьте словосочетания, предложение.

Вокзал, вокзальный, привокзальный. (вокзал – звуко-буквенный разбор, привокзальный – разбор по составу).

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

(Разбор предложения, указать части речи, определить падеж имен существительных)

Слайд 7

Игра «Наборщики»

а

б

в

1

фев

 де

рить

2

кабрь

тво

мор

3

ковь

нарь

раль

4

фо

ян

варь

1а 3в     февраль  

2в 3а   морковь

1б 2а   декабрь

2б 1в   творить

4б 4в  январь

4а  3б  фонарь

- Какое слово лишнее?  (творить) Почему? (глагол)

- Можно ли его превратить в имя существительное? (творение)

- определите склонение имен существительных.

- Что особенного заметили? (название зимних месяцев)

Учитель:

Первый месяц зимы – декабрь. А знаете ли вы, что слово декабрь заимствованное. Оно произошло от латинского слова «децембер»,  означающего «десятый». Но почему же тогда в нашем календаре название последнего двенадцатого месяца произошло от слова «десятый»?

Календарь к нам пришел из древности из Древнего Рима, а там каждый новый год начинался 1 марта, поэтому и декабрь был десятый месяц в году. Кстати в Японии и сегодня Новый год отмечается 1 марта.

Слайд 8

- Составьте предложение со словом декабрь.

Слайд 9

Учитель:

- А как же праздновали Новый год на Руси?

На Руси Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну. Это совпадало с праздником «Масленицы». Люди верили, что наступающая весна прогонит все ненастья, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.

Слайд 10

А вот Петр Первый своим указом 15декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года. И поэтому зимой мы отмечаем этот праздник. И на наши минские улицы он наступает стремительно.

  1. Повторение об имени  существительном.

а)  Работа в группах

Учитель:

Я предлагаю сделать защиту проекта «Имя существительное». Разделимся на группы. Первая группа выполнит защиту своего проекта в виде кластера, а вторая и третья группы   составят синквейн.

(проверка)

б) комментированное письмо

Слайд 11

 Защита проекта «Алгоритм доказательства написание падежных окончаний имен существительных» (у доски).

Каждый год в декабре  на главной улице Минска зажигаются яркие огни на елке.

  1. Закрепление знаний об имени существительном.

Слайд 12

Учитель:

А вот в Италии, ребята, в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окна, потому что верят, что это принесет  богатство. А итальянские дети следят за печной трубой. Через нее в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям  достаются угольки.

- Какое существительное в последнем предложении обозначает род деятельности человека? (волшебница)

- Определите род, склонение.

Работа в парах

Дети получают карточку и в парах выполняют задание.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

подарок

мебель

посуда

уголь

ночь

волшебство

труба

Слайд 13

        Определите  слова в три столбика по склонениям, поставьте ударение.

 Подарок, мебель, посуда, уголь, ночь,  волшебство, труба.

Проверка:слайд 14

Вывод: безударное окончание имен существительных проверяем  словами-ключами  того же склонения (ударным окончанием).

Учитель:

Слайд 15

В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, кресла, столы, и с последним ударом дружно, с радостным криком и приветствиями «впригивают» в Новый год. Символ Нового года в Германии – трубочист. Считается, что если кто к нему прикоснется и обязательно измажется сажей, то будет счастлив.

Слайд 16

Задание: запишите словосочетания, обозначьте склонение и определите  падеж  имен существительных.

Разного возраста, отбивают в полночь, измажется сажей,

прикоснётся к трубочисту.

Проверка

Вывод: падеж имен существительных определяем по вопросам и предлогам.

Слайд 17

Учитель:

Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздает подарки, а дети для него танцуют, поют и читают стихи. Точно как у нас в Беларуси.

Франция подарила нашему языку  слова пальто, метро, кафе, пюре и др.

- какие это имена существительные?

- А как показать род таких имен существительных? (с помощью имен прилагательных)

Слайд 18

Задание: запишите словосочетания, изменив окончания имён прилагательных, определите род имён существительных.

Пальто, пюре, кофе, какао.

Слова для справок: картофельный, тёплый,  сладкий, крепкий.

Проверка

Вывод: род несклоняемых иен существительных определяется с помощью имен прилагательных.

Слайд 19

Учитель:

В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьей собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в нее,  считается, входит новый год и выходит старый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

Задание: запишите предложение, определите число имен существительных.

Санта Клаус ночью проникает в дома (мн.ч.)  и приносит детям (мн.ч.)  подарки (мн.ч.).

Темой следующего урока будет множественное число имен существительных.

Слайд 20

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание будет необычное.

Составить рассказ о том, как ваша семья празднует Новый год (4-5 предложений). Подчеркнуть имена существительные множественного числа.  

  1. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие. На стенах нашего класса осталось еще много слов. Найдите глаголы и скажите, чему на уроке вы научились?

Обобщили …

Систематизировали…

Узнали …

Развивали …

Обогащали …

  1. Рефлексия.

А еще в нашей стране и в других странах существует хорошая традиция – дарить подарки на память. И  вот в преддверии Нового года мы всем дарим подарки, чтобы они принесли удачу.

Слайд 21(хором читают стихотворение)

А настроение выразите, выбрав елку по цвету). На стенах  класса в разных местах прикреплены елки разных цветов. Ребята подходят к той елке, которую выбрали.

Слайд 22

  • ПОНРАВИЛОСЬ ВСЁ      
  • ПОНРАВИЛОСЬ УЗНАВАТЬ НОВОЕ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ
  • РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ
  • НЕ ПОНРАВИЛОСЬ НИЧЕГО

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2.3-его склонений единственного числа".

Урок разработан для учащихся 4 класса по учебнику "Зеленина А.М., Хохлова Т.Е." Суть инновации: по листовая структура....

Открытый урок по русскому языку 4 класс Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Представленный материал является уроком   русского языка  в 4 классе УМК Гармония по теме  Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В процессе уро...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Карточка по теме "Падежные окончания имён существительных".

Вставить окончание в словах. Определить у имени  существительного склонение и падеж, выделить окончание....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения»Тип урока: закреплениеЦель: создать условия для закрепления знаний учащихся о зависимости склонения имён существитель...