Урок русского языка "Род имен существительных" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Непомилуева Оксана Викторовна

Тема: «Род имен существительных»

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цели  урока : Ознакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные: знать постоянные признаки существительного, уметь применять знания в жизненных ситуациях, уметь определять род существительных.

Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные действия, проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Познавательные: делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Регулятивные: Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников, вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: подтверждать аргументы фактами, слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тутурская средняя общеобразовательная школа

Непомилуева Оксана Викторовна, учитель начальных классов

Русский язык, 3 класс

УМК:Т.Хохлова,В.Зеленина

Тема: «Род имен существительных»

Тип урока: «Открытие нового знания».

Цели  урока : Ознакомить с приемами распознавания рода имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные: знать постоянные признаки существительного, уметь применять знания в жизненных ситуациях, уметь определять род существительных.

Личностные: признавать важность учебы и познания нового, понимать зачем выполнять те или иные действия, проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Познавательные: делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Регулятивные: Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников, вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: подтверждать аргументы фактами, слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре.

Методы: Частично- поисковый, наглядный, практический.

Ход урока

1Орг. момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Работа предстоит серьезная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном.

На экране слова: смекалка, лень, трудолюбие, терпение, аккуратность.

- Какие из этих качеств вам понадобятся на уроке? Какое слово уберем? Почему?

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком «+», чего бы ты хотел достичь на уроке.

Открываем  тетради , записываем число.

Словарная работа Л-пата, мальч-к, дев-чка, лес-ница, праз-ник, б-реза, вет-р, за-ц, М-сква, п-льто.

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

(  Сверяем   с образцом, проверяем , оцениваем)

-К какой части речи относятся эти слова? ( имя  существительное).

- Что такое имя существительное?

-Какое слово «лишнее»? Обоснуйте свой ответ.

-Какие еще бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)

Найдите среди этих слов одушевленные и неодушевленные)

-Как изменятся имена существительные? ( по  числам)

-А эти слова стоят в форме какого числа?

Работа в паре

А сейчас я предлагаю вам распределить все эти слова на три группы по другому какому-нибудь признаку, повторять   изученные не нужно.

(Дети высказывают свои предположения. У них возникает затруднение)

Вывод: Эти слова вызвали у вас затруднение. Давайте подумаем какую цель поставим сейчас перед собой.

Дети ставят цель: узнать : по какому еще признаку можно распределить имена существительные.

Есть у меня волшебные слова ОН, ОНА, ОНО

-Может кто- нибудь скажет как они называются? ( местоимения). Правильно. Они заменяют существительные.
Давайте посмотрим слово ОН подойдет к каким словам , а слово ОНА, и остается еще одно слово ОНО

Значит все эти слова мы разделили на 3 группы

- Какие слова получились в первом столбике? (мужские) Иначе говоря слова мужского рода

- Какие слова получились во 2 столбике? (женские)Иначе говоря существительные женского рода

- А в третьем столбике? (ни  мужские , ни женские).А что-то среднее, это существительные среднего рода.

Значит все эти слова можно разделить еще по одному грамматическому признаку: роду

Скажите, какая тема урока у нас сегодня?

«Род имен существительных».

А чтобы вам легче запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу: «Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род : «оно- мое».

Это правило- мое!

Перед вами слова (Икра, рыбак, число). Давайте вместе исследуем эти слова и распределим их по родам.

-Как вы думаете, какое слово взяла бы девочка?

- Как она скажет про слово «икра»? Значит это существительное женского рода.

- А какое слово взял бы мальчик? Как он скажет про слово « рыбак»?

- Какого рода это слово? (мужского рода).

-Какое слово осталось?

-Почему его никто не взял? Его род средний.

- Каких родов бывают существительные? (м.р, ж.р,с.р)

- С помощью каких слов мы смогли определить род имен существительных? (он,она,оно)

Давайте составим алгоритм:

М.р- он, мой

Ж.р- она, моя

С.р- оно, мое

Работа с учебником

Открываем учебник на странице 64 учебника русского языка и читаем правило мудрой совы.

-Совпали ли ваши предположения с правилом в учебнике?

- Определи род имен существительных:

Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей, птица.

Проверка по рядам ( первый ряд называет имена существительные мужского рода, второй ряд существительные женского рода, третий ряд существительные среднего рода.)

Физминутка

Пришла пора отдохнуть.

Я буду называть слова. Если вы услышите имя существительного женского рода поднимаете руки вверх, мужского рода- руки вперед ,а среднего рода- приседаете.

Зима, огонек, солнце, серебро, береза, ковер, поле, снег, лес, цвет.

Вернемся к началу урока, к словам-качествам.

- Какие качества нам пригодились?

-Какова была цель урока?

-Достигнута ли она?

- По какому признаку мы научились различать имена существительные?

-Назовите рода имен существительных.

-Какие слова – помощники можно использовать для определения рода?

Поднимите зеленый сигнал те, кто понял хорошо, как определять род, желтый-ошибаются, красный – не поняли.

Рефлексия

Передают сердечко по кругу

Мне было интересно…

Мне было трудно….

Я научился…

Своей работой я доволен…

Домашнее задание

Составить по пять существительных каждого рода, выучить правило на странице 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Связь имен существительных с именами прилагательными"

Презентация содержит разнообразные задания на закрепление темы, представляет возможность работать фронтально, индивидуально, группой (4ками,6ками).Красочно оформленная и информативно насыщенная-содерж...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

Урок русского языка во 2 классе, по программе «Школа России». Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным".

Целью урока является закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным....

Урок русского языка в 3 классе "Связь имени прилагательного с именем существительным."( Школа России)

Тема урока : Связь имени прилагательного с именем существительным.Цель урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении..Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена при...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...