Урок русского языка в 3 классе "Сложные слова"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Юлия Анатольевна Костина

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Сложные слова" разработана в соответствии с ФГОС (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_slozhnye_slova.docx30.75 КБ
Файл k_uroku_slozhnye_slova.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Автор УМК: Канакина В.П.

Тема урока:  Сложные слова

Тип урока: Открытие новых знаний

Учитель: Костина Юлия Анатольевна

Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова», формировать умение находить корень в сложных словах.

Задачи:1) познакомить учащихся с образованием сложных слов;

2) развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся;

3) воспитывать интерес к языку, слову.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 1.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 

Метапредметные результаты: 1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Использование знаково-символических средств представления информации. 3. Активное использование речевых средств решения коммуникативных и познавательных задач. 

Предметные результаты: 1. Различать сложные слова. 2. Наблюдать над правописанием сложных слов. 3. Различать однокоренные слова, группировать их.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, практико-ориентированные.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта страны, карточки – маршрутные листы

Ресурсы: - В.П. Канакина. Учебник 3 класс. Часть 1, В.П. Канакина. Рабочая тетрадь «Русский язык». Часть 1.

Этапы урока

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащегося

Формируемые

УУД

  1. Организационно   мотивационный этап.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

 Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

 Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. А отправимся мы с вами в сказочную страну ЕОландию. Вы знаете эту страну? Секрет названия этой страны мы узнаем на уроке. С собой мы возьмем карту маршрута, в ней мы будем отмечать самые важные этапы.    

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Чтобы удачно стартовать, мы должны выполнить чистописание.

Чистописание

о    е    оео    еое

снег  снежинка  снегопад

Обговариваются способы написания и соединения букв, их работа в словах.

- Какое слово к словам с безударными гласными является проверочным?

- Какое слово является проверочным к слову с парной согласной на конце слова?

Проверка готовности

Рассматривают план маршрута

Работают в тетрадях.

- Проверочное слово к словам с безударными гласными – снег.

- Проверочное слово к слову снег – снегопад.

  • Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

•        Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

  1. Актуализация    знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Первая остановка в стране ЕОландия «Повторительная»

-Посмотрите на слова, которые мы записали в чистописании.

-Что вы о них можете сказать?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Выделите корень.

- Это однокоренные слова.

- Родственные слова – это слова, которые имеют один и тот же корень с одинаковым значением

•        Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других.

•        Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

-умение строить речевое высказывание в устной форме.

•        Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу.

  1.  Выявление места и причины затруднения.

Обсуждение затруднений, проговаривание задач урока

-Давайте проверим, правильно ли вы сделали. - Что вы заметили?

-Встречались ли такие  слова вам на предыдущих уроках?  

- Предположите тему нашего урока.

 -А что бы вы хотели узнать об этих словах? Итак, тема нашего урока: «Сложные слова».

 

- В слове снегопад два корня.

- Нет

-  Сложные слова

- Как они образуются, как пишутся.

Регулятивные:

-умение определять цель деятельности.

•        Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

•        Познавательные:

- умение выявлять сущность, особенность объекта.

•        Личностные:

- самоопределение к  деятельности.

  1. Первичное  усвоение новых знаний

Проговаривание нового знания

Следующая остановка в ЕОландии « Новая»

-Посмотрите на наше слово в чистописании.  Кто сможет объяснить, как получилось слово «снегопад»?

-Было два слова «снег» и «падают». Корни этих слов «сложились» и получилось сложное слово. 

- Где еще мы используем сложение? Что означает слово снегопад? Придумайте сложные слова с первым корнем  -СНЕГ-

- Слово снегопад получилось из двух слов: снег и падать

- Обильное выпадение осадков в виде снега.

- В математике.

- Снегокат, снегоход, снегоступы, снегозадержание.

Запись в карте: Сложные слова образуются путем сложения корней.

Регулятивные:

-умение выражать свои мысли

•        Коммуникативные:

-формирование умения объяснять свой выбор,

-строить фразы, уметь слушать собеседника.

•        Познавательные:

 -умение обобщать и классифицировать по признакам.

•        Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проговаривание с опорой на слова

Следующая остановка «Лексическая»                         Слайд 5

-Предположите, что мы здесь  будем определять?

Работа с учебником С.77. упражнение 138

- Выделите корни в словах. 

 -Как соединены корни в сложных словах?

-Теперь вы можете раскрыть секрет названия нашей страны?

Работают по рядам: 1-ый ряд пишет слова 1-го столбика в алфавитном порядке, 2-ой ряд – 2-ой столбик и т.д.

 3 человека работают у доски.

Запись в карте: Соединяются гласными е и о

- Буквы Е и О – соединительные гласные

  • Регулятивные:

-сохранение учебной задачи.

  • Личностные:

-Учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу

  • Познавательные:

 -умение применять знания в практической работе.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вывод для себя: что он уже может сделать.

Проверить усвоение обучающимися учебного материала

Следующая остановка в ЕОландии «Профессиональная»   Слайд 6

-Жители этой страны очень трудолюбивы.                                   Слайд 7

-Сейчас мы познакомимся с их профессиями.                               Слайд 8          

Лес Свинья Птица Труба рубить пасти ловить чистить

лесоруб свинопас птицелов трубочист

-Выделите корни. Подчеркните соединительные гласные. -А какие профессии встретились в упражнении 138?

-  Какую роль играют сложные слова в русском языке?

Образовывают сложные слова самостоятельно, выделяют корни, подчеркивают соединительные гласные. Проверка по эталону (взаимопроверка).

Запись в картах: Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание

  • Регулятивные:

-сохранение учебной задачи.

  • Личностные:

-Учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу

  • Познавательные:

 -умение применять знания в практической работе.

  1. Физкультминутка

Динамическая пауза.

Включение презентации с музыкой

Под музыку ученики выполняют танцевальные движения

Коммуникативные

- дружелюбное отношение друг к другу вовремя танцевальных движений

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Использование нового знания вместе с изученными  ранее

Следующая остановка в стране ЕОландия «Родственная»  Слайд 10

-Кого мы считаем своими родственниками?

 -Как мы относимся к своим близким?

 -В чём проявляется ваша любовь и забота о них?

-Жители нашей страны  тоже дружны. Они любят и уважают своих родственников.

-Сейчас мы будем выполнять упражнение 140, с. 78.

-Вспомните, какие слова называются однокоренными?

-Следующая остановка «Конструкторская»                                               Слайд

-Жители страны ЕОландии любят пошалить. Сейчас они настолько разыгрались, что корни сложных слов перепутались. Ваша задача переставить корни слов, как в конструкторе вы переставляете детали, так, чтобы получились слова, лексическое значение которых нам понятно. Записывайте слова в тетрадь. После выполненной работы поднимайте руку. Первый справившийся с работой конструктора озвучит результат и получит оценку.

Работа в парах

- Близких людей.

- Заботимся о них.

- Помогаем по дому, убираем за собой.

Выполнение упр. 140 в парах.

Внимательно слушают объяснение учителя и записывают новые получившиеся слова в тетрадь. Проверяем по первой поднятой руке.

Регулятивные:

-умение правильно оценивать действия.

•        Коммуникативные:

-договариваться и приходит к общему решению,

-умение слушать товарища.

•        Познавательные:

- строить рассуждения.

•        Личностные:

- умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и класса.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я научился …

Было интересно…

Было трудно…

Понял, что…

Теперь я могу…

- Сложные слова - это слова, образованные сложением корней. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них

Регулятивные:

-умение контролировать свои действия, оценивать результаты работы.

•        Коммуникативные:

-умение слушать собеседника.

•        Познавательные:

-строить речевое высказывание в устной форме.

•        Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

  1. Домашнее задание

Закрепление полученных на уроке знаний

Домашнее задание

Стр.78 упражнение 141

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Prezentacii.com Станция «Новая» Станция «Лексическая» Станция «Профессиональная» Станция «Конструкторская» Как образуются сложные слова? При помощи чего соединяются корни в сложных словах? Какую роль играют сложные слова в речи? Схема для орфограммы «Сложные слова». ЕОландия

Слайд 3

с нег снежинка снегопад Prezentacii.com Повторительная

Слайд 4

снегопад Новая Выпадение снега в большом количестве.

Слайд 5

Снег о генератор Снег о ходы Снег о очиститель Снег о погрузчик Снег о ступы снег о пах Снег о таяние Снег о защита Снег о задержание

Слайд 6

Лексическая Работа с учебником С.77 упражнение 138

Слайд 8

Профессиональная Лес рубить Свинья пасти Птица ловить Труба чистить Профессии жителей ЕО ландии

Слайд 9

Лес, рубить - лес о руб Свинья, пасти - свин о пас Птица, ловить - птиц е лов Труба, чистить - труб о чист

Слайд 10

Родственная С. 78, упражнение 140

Слайд 11

Проверяем! Водопад, водовоз, водомер Луноход, скороход, снегоход Ветер, ветерок, ветромер.

Слайд 12

ВЕРТОСОС ЛЕДОКАТ ПЫЛЕЛЁТ ВОДОХОД САМОВОЗ Конструкторская Собираем слова

Слайд 13

Проверяем! верто ледо сос кат пыле лёт водо ход само воз

Слайд 14

Составьте схему разбора сложного слова

Слайд 15

Конечная Слова, у которых ____________________ , называются сложными. Гласные буквы ______ и ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ________________ гласными .

Слайд 16

Закончите предложение: Сегодня на уроке я научился … Было интересно… Было трудно… Понял, что… Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Урок русского языка "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов." /УМК "ПНШ"/

Материал содержит конспект урока "Как делаются слова? Суффиксы слов - названий предметов". /УМК "ПНШ"/...

урок русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"

Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.Задачи: Образовательная – познакомить с прист...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....