Система работы над словами с непроверяемыми написаниями
статья по русскому языку (3 класс)

Белоцерковская Ольга Николаевна

Педагогический опыт изучения слов с непроверяемыми написаниями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема опыта.                                                                                            (Слайд 1)

Система изучения непроверяемых написаний.                          

                                                                                                                   (Слайд 2)

Цель: Обобщение педагогического опыта использования системы изучения

непроверяемых написаний.

Задачи:

1.Раскрыть сущность системы изучения непроверяемых написаний.

2.Познакомить с наиболее эффективными приемами, используемыми для обучения непроверяемых написаний.

3.Показать результативность использования системы для развития орфографического навыка и устной речи младших школьников.

Объект исследования: процесс освоения непроверяемых написаний.

Предмет исследования: методы и приёмы, способствующие усвоению непроверяемых написаний.

Актуальность.                                                                                        (Слайд 3)

Специальный заказ общества - грамотные специалисты. Но в наше время всё чаще можно услышать нелестные отзывы о безграмотности  учеников. Нередко такие замечания сопровождаются комментариями, в которых сравниваются уровни грамотности поколений. Это сравнение не в пользу современной молодежи, т.к. нынешние школьники не читают, а смотрят, не пишут, а слушают, вместо писем - Интернет и смс, вместо книг – произведения в кратком изложении. Выросло поколение Интернет – и телефонозависимых людей. Как показали исследования, грамотность выпускников школ снижается. А ведь орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.  Понятно, что современного учителя данная проблема не должна оставлять равнодушным.  Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю, учить орфографии очень сложно.                    

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования в жизни. Перед учителем начальной школы  стоит  серьезная задача – научить детей  видеть  свои  ошибки, добиваться самостоятельного  орфографического  мышления - а это  и  есть одно  из требований  к освоению  результатов  УУД.                              

                                                                                                  (Слайд 4)       

Каждого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как повысить орфографическую грамотность учащихся, ведь  35 % от всех слов  составляют слова с непроверяемыми написаниями. Как облегчить обучающимся запоминание таких слов?                          

Ведь, несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю, ученики начальной и средней школы продолжают допускать ошибки в словах с непроверяемыми орфограммами.  Причина этого - противоречие между теоретическими  знаниями обучающихся, полученными на уроках русского языка, и недостаточным  уровнем прочных орфографических умений и навыков.  Это противоречие  легло в  основу становления моего педагогического опыта.

                                                                                                                (Слайд 5)

        Основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова.  При знакомстве с новыми словами ребенку часто отводится, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.  Обучающимся предлагается лишь списать и заучить его. Но механическое заучивание слов утомляет детей и не формирует у них интереса к языку. Такая работа приводит к повторению ошибочных написаний, так как не активизирует мыслительную деятельность учащихся и память, следовательно, является неэффективной.

Гипотеза.    

Я предполагаю, что для того, чтобы процесс изучения непроверяемых слов стал  более эффективным, нужно найти  к словарно - орфографической работе новый подход,   активизирующий  мыслительную деятельность и память учащихся.  

 (Слайд 6)

Для достижения этого я изучила:  1)систему доктора педагогических наук  Ларисы Владимировны Савельевой,   которая предлагает  при изучении словарных слов учитывать особенности памяти учащихся; 2)изучила и обобщила передовой опыт учителей начальных классов; 3)создала «копилку» приёмов, активизирующих  мыслительную деятельность и память учащихся при работе  над запоминанием непроверяемых написаний.                                          

Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых написаний в начальной школе  невозможно без ответа на целый ряд частных вопросов:

  1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
  2. Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?
  3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых  написаний?
  4. Как организовать обучение с учётом этих особенностей?
  5. Как отбирать приёмы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приёмов?

Исходя из этого строю работу над системой непроверяемых написаний по следующим этапам.                                                                           (Слайд 7)

                                                                                                             (Слайд 8)                        

Для успешной реализации своей  идеи я в первую очередь определила объём и главный тип  памяти учащихся  своего класса, используя рекомендованный  

Л.В. Савельевой  несложный тест.                                                  

                                                                                                            (Слайд 9)

Мною были обследованы  24 ученика.  Как показало обследование,  у 3 учеников  (13%)  ведущая память – зрительная; у  4 учеников (17%)  – слуховая  память,   у 17 обучающихся (71 %) - моторная. У 70% детей объём памяти ниже нормы.

Используя результаты тестирования, я поставила  следующие   задачи:

  1. Сформировать  у учащихся навык грамотного написания слов с непроверяемыми  написаниями.
  2. Научить детей при запоминании  словарных слов пользоваться  ведущим типом памяти.
  3. Увеличить объём памяти  у учащихся с объёмом памяти ниже нормы.
  4. Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка

Для каждого типа памяти используются свои приемы запоминания. Обязательно использую классические  приёмы:                          ( Слайд 10)                                                

  1. молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам; потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным; снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
  2. проговорить слова по слогам соседу по парте и послушать, как слова проговаривает сосед, учитель (для учащихся со слуховой памятью).
  3. проговорить вслух негромко по слогам каждое слово, в воздухе прописать это слово (для учащихся с моторной памятью).

Так как опыт показал, что этих приёмов недостаточно, поэтому я провела поиск более эффективных приёмов работы  со словарными словами в двух направлениях: выбор такого способа первоначального знакомства, который максимально исключил бы их неверное написание, и создание условий для более прочного запоминания этих слов.

                                                                                                          (Слайд 11)

В программе каждого класса по русскому языку указаны списки слов, написание которых учащиеся должны запомнить. Орфографические различия дают основание разделить все слова на  следующие группы. 

В 1 группу - слова с безударной гласной,

 во 2группу - с двойными согласными,

в 3 группу -  со звонкими и глухими согласными,

в 4 группу -  с непроизносимыми согласными.

                                                                                                            (Слайд 12)

Опираясь на результаты определения объёма памяти  у  учащихся,   предлагаю для одновременного запоминания группы  из 3-х слов в 1 классе, во 2-м ,  3-м и 4-м классах – группу из 4-5 слов. В группу беру слова с одинаковым орфографическим признаком и намечаю план работы.

                                                                                                           

Организация работы.                                                                    (Слайд 13)

При организации работы над каждой группой следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий.

1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.

2. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.

3. Яркость восприятия.  Легче запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.

4. Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

На первичном этапе объясняю  учащимся, что сегодня они познакомятся с новой группой слов с непроверяемыми написаниями, которые им нужно запомнить. Чтобы знакомство не превратилось в механическое запоминание, а стало эффективным, использую  творческие методы.

Суть их в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.

Далее я сама или ученик читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске или  на отдельных листочках. После  чтения учащиеся под моим  руководством  производят орфографический разбор; обозначают  ударение, находят буквы, обозначающие проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм. Затем следует в течение 30-60 секунд запоминание с опорой на главный тип памяти. После запоминания слова на доске или на листочках закрываются, и учащиеся записывают их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память.

Особенно тщательно проводится проверка по вновь открытой записи  на доске с обязательным послоговым (орфографическим) проговариванием.

После проверки  выясняю, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две или более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, я обязательно хвалю детей.

Для  перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную  в  начале каждого последующего урока в течение одной или двух недель обеспечиваю  повторное восприятие изучаемой группы  слов. Но в целях более эффективного и прочного  запоминания каждое такое восприятие должно осуществляться в новых условиях, то есть в процессе  решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т. д. -  так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами. В 1 день закрепительного этапа использую приёмы, направленные на запоминание графического облика слов, когда в центре внимания – написание слов; во 2 день - приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи; в 3 день – приёмы, направленные только на развитие речи, когда в центре внимания – значение слова.

Так как безошибочно запоминается материал интересный, яркий,  то и  этот этап  своей работы я стараюсь разнообразить  различными творческими приёмами  и заданиями.

Длительности работы должна устанавливаться в зависимости от сложности правописания слов изучаемой группы и от особенностей уроков, запланированных на этот период.

 Моя система изучения непроверяемых написаний, формирует следующие компетенции.                                                                                                

                                                                                                        ( Слайд 14)

С целью проверки провожу:

- проверочные  словарные диктанты - по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во 2 классе это 8-10 слов, в 3 классе -10-12 слов, в 4 классе-12-15 слов.

- контрольные словарные диктанты - 1 раз в четверть.

Мониторинг словарных диктантов                                                (Слайд 15)

Эффективность системы подтверждается результатами словарных диктантов. Результаты выше, чем при работе традиционным способом. В течение года увеличивается процент безошибочного написания слов с непроверяемыми написаниями.                                                                                                                       

                                                                                                         (Слайд 16)

Вывод:  работая над словами с непроверяемыми написаниями, учитель должен опираться на запоминание, но не механическое. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо использовать многообразные связи: зрительные, слуховые, речедвигательные и рукодвигательные, неразрывно связанные с пониманием значения слова.

Литература.

  1. Канакина В.П. Работа над трудными словами в нач. классах. – М.,1991г
  2. Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М.,1987г
  3. Савельева Л.В. Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний.// Русский язык в школе.-1989, №3.
  4. Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе.- СПб.,2001г
  5. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе.// Начальная школа. 2002г. №7
  6. Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Работа над словами с непроверяемым написанием.

     Данная работа выполнена на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Кемеровской области по образовательной программе      «Психолого – п...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...