Рабочая программа по родному русскому языку для 4 класса. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС НОО по УМК "Школа России". Программа расчитана на 2 ч в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_rus.4kl.docx | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО»: На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «____» __________2019 г. | «СОГЛАСОВАНО»: зам. директора по УВР _____ ЗейнадиноваС.А.. « ___» _________ 2019 года | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МКОУ «Степновская ООШ» _________Карагулова З.Р. Приказ № _______ от «____»__________2019 г |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Степновская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по предмету
«Русский родной язык »
4 класс
УМК «Школа России»
Составитель: Белова Лариса Николаевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019-2020г
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и с учётом примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, разработанной авторским коллективом: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский) » 4класс рассчитана на общую учебную нагрузку в количестве 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты:
- уважительное отношение к родному языку как отражению культуры;
- погружение в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
- приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Метапредметные результаты:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
- понимание значения эпитетов и сравнений, правильное уместное их употребление в речи;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского языка;
- соблюдение основных лексических норм современного русского языка;
- соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка;
- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
- соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (25 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «История школьных принадлежностей» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (16 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (27 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Проект «История вежливых слов»
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Обобщение. Повторение.
Тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)»
№ уроков | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Из них (формы контроля) | ||||
тв/р | проекты | провероч.р | |||
1-25 | Русский язык: прошлое и настоящее | 25ч | 1 | 2 | - |
26-41 | Язык в действии | 16ч | 1 | 1 | |
42-68 | Секреты речи и текста | 27ч | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 68ч | 2 | 3 | 2 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Родной язык (русский)» 4класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дом. задание | Дата | ||||
план | факт | |||||||
Русский язык: прошлое и настоящее (25ч) | ||||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский родной язык». Наша речь и наш язык. | 1ч | Упр.1,стр5 | 04.09 | ||||
2-5 | §1.Не стыдно не знать, стыдно не учиться 1. Значения слов. Многозначные слова. 2. Древнегреческий и латинский языки как «строительный материал» для слов современных языков. 3. Национальный характер русского языка 4. Проект «История школьных принадлежностей» | 4ч | Привести примеры многозначных слов Упр.5,стр9 Упр.6(2), стр 10 Выполнение проекта, упр7, стр10-11 | 07.09 11.09 14.09 18.09 | ||||
6-10 | §2. Вся семья вместе, так и душа на месте 1. Мудрость народа. Пословицы, поговорки о семье. 2. Семья и семейные традиции 3. Слова, называющие родственные отношения (мама,папа,брат,сестра) 4. Слова, называющие родственные отношения (мачеха, отчим, пасынок, падчерица). 5.Р/р. Сочинение на тему «Моя семья» | 5ч | Нарисовать иллюстрацию по пословице Сообщение о традициях своей семьи, упр2(3),с.13 Упр.5,стр.16 Упр.11,стр.18 Переписать в чистовик. | 21.09 25.09 28.09 02.10 05.10 | ||||
11-15 | §3. Красна сказка складом, а песня – ладом 1 Эпитеты в русском фольклоре 2 Слова, связанные с качествами и чувствами людей. 3.Наблюдение за эпитетами в сказках А.С.Пушкина 4. Слова, которыми можно описать. 5. Эпитет как средство выразительности речи | 5ч | Упр.5, стр22 Пословицы про добро Упр.12,стр.27 Упр.15, стр.30 Карточка Карточка | 09.10 12.10 16.10 23.10 26.10 | ||||
16-19 | §4. Красное словцо не ложь. 1.Образ животных, используемый для характеристики внешности и поступков людей. 2. Фразеологизмы и пословицы о животных и людях 3.Фразеологизмы и пословицы со словом «собака» и их значение. 4.Обобщение по разделу «Красное словцо не ложь» | 4ч | Упр.8, стр.37-38 Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму Упр.16,стр45 | 30.10 09.11 13.11 16.11 | ||||
20- 25 | §5. Язык языку весть подаёт. 1. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира 2. Заимствованные слова в русском языке 3. Русские слова в языках других народов 4. Проект «Русские слова в языках других народов» 5.Знакомство с толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова 6. Обобщение по разделу «Язык языку весть подаёт» | 6ч | Упр.5,стр.47 Упр.8,стр.50 Составить список слов Упр.11,стр.52 Упр.13,стр.54 | 20.11 23.11 27.11 30.11 04.12 07.12 | ||||
Язык в действии (16ч) | ||||||||
26-30 | §6. Трудно ли образовывать формы глагола? 1.Что мы знаем о глаголе? 2. Трудно ли образовывать формы глагола? 3. Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов 4. Как правильно произносить слова. 5.Глагол (обобщение) | 5ч | Морфологический разбор глагола Упр.3,стр.59 Упр.7,стр.62 Прочитать и запомнить, стр.60,61,62 | 11.12 14.12 18.12 21.12 25.12 | ||||
31 | Проверочная работа за 1 полугодие. Оценка достижений. | 1ч | 28.12 | |||||
32- 36 | §7. Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 1. Можно ли об одном и том же сказать по-разному? 2. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи 3. Правила речевого этикета: разговор по телефону, особенности языка СМС сообщений. 4.Проект «История вежливых слов» 5. Слова очень нужные и очень важные. Обобщение по разделу. | 5ч | Упр.3,стр.65 Составить 2-3 синонимических предложений (Устно) Составить диалог телефонного разговора Выполнить проект. | 11.01 15.01 18.01 22.01 25.01 | ||||
37-41 | §8. Как и когда появились знаки препинания? 1.История возникновения знаков препинания. 2.Функции знаков препинания 3. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского литературного языка. 4.Учимся ставить знаки препинания. 5.Проверочная работа по разделу | 5ч | Упр.1(2),стр.69 Упр.3(2),стр.72 Сообщение о М.В.Ломоносове. Повторить правила | 29.01 01.02 05.02 08.02 12.02 | ||||
Секреты речи и текста (27ч ) | ||||||||
42- 46 | §9. Задаём вопросы в диалоге. 1. Диалог. 2.Задаём вопросы в диалоге 3.Этика делового общения 4. Сказки-диалоги о животных 5. «Диалог, или будьте вежливы!» Обобщение по разделу. | 5ч | Упр.2(2),стр.75 Написать небольшой диалог 5-7 реплик Инсценировать диалог двух сказочных героев. | 15.02 19.02 22.02 26.02 29.02 | ||||
47- 51 | §10. Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста. 1. Информационная функция заголовков. Типы заголовков 2.Текст. Тема текста. Заголовок. 3.Учимся озаглавливать текст 4.Типы текстов 5.Обобщающий урок по разделу. | 5ч | Упр.2, стр.79 Упр.7,стр.83 Карточка карточка | 04.03 07.03 11.03 14.03 18.03 | ||||
52- 55 | §11. Учимся составлять план текста 1.Учимся составлять план текста 2 . Составление плана текста, не разделённого на абзацы. 3.План текста, виды планов текста. 4. Текст. План текста. Закрепление. | 4ч | Карточка Упр.3,стр.87 Карточка | 21.03 01.04 04.04 08.04 | ||||
56-60 | §12. Учимся пересказывать текст 1-2. Информационная переработка прослушанного и прочитанного текста. 3.Работа с текстом В.А.Осеевой «Орёл» 4-5. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. | 5ч | Пересказ любимой сказки Сообщение об орле Упр.4,стр.95 Составить заметку о пеликане | 11.04 15.04 18.04 22.04 25.04 | ||||
61- 65 | §13. Учимся оценивать и редактировать тексты
2. Редактирование предложенных и собственных текстов. 3. Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам. 4. Сопоставление чернового и отредактированного текста. 5. Редактирование текстов с использованием учебных словарей | 5ч | Карточка Упр.3, стр.101 Карточка Написать мини-сочинение по данному началу Упр.6(3), стр.106 Упр.8,стр.108 | 29.04 06.05 13.05 16.05 20.05 | ||||
66 | Обобщающий урок. Проверочная работа | 1ч | Придумать девиз, эмблему для своей команды | 23.05 | ||||
67 | Турнир знатоков русского языка | 1ч | 27.05 | |||||
68 | Конкурсно- игровая программа «Занимательный русский язык» | 1ч | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по родному русскому языку. 1 класс. Школа России. 2020
Программа составлена на основе примерной программы «Русский родной язык» для 1-4 классов (авторы: О. М. Александрова и др.)...
Рабочая программа по родному (русскому)языку. 1 класс. Школа России.
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса содержит: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое и календарно-тематическое планировани...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс Школа России
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс Школа России...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК Школа России
Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс...
Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по родному русскому языку 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по обновлённому ФГОС НОО
Рабочая программа по родному русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по обновлённому ФГОС НОО...