Грамматические разборы. Памятки.
материал по русскому языку (3, 4 класс)

Грамматические разборы. Памятки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_razbory._pamyatki.docx129.26 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматические разборы

Фонетический (звуко-буквенный) разбор1 

Порядок фонетического разбора:

1. Произнести слово.

2. Разбить слово на слоги.

3. Поставить ударение.

6. Охарактеризовать последовательно каждый звук:

  • гласный - ударный или безударный
  • согласный - глухой или звонкий (парный или непарный);
  • твёрдый или мягкий (парный или непарный).

7. Подсчитать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Например:

Юлá – 2 сл;

ю - [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарный;

 [у] – гласн., безударный;

л -  [л] – согл., зв. непарн., тв. парный;

а -  [á] – гласн., ударный.

_________

3 б., 4 зв.

Морфемный разбор2

Морфемный разбор – это разбор слова по составу.

1.Определить к какой части речи относится разбираемое слово:

   

2.Выделить окончание слова, изменяя его (то есть, образуя новые формы) (□)

3.Выделить часть слова без окончания – основу. (Основа)

4.Подобрать однокоренные слова, выделить их общую часть – корень. (Корень)

5.Выделить часть слова перед корнем – приставку. (Приставка)

6.Выделить часть слова между корнем и окончанием - суффикс (Суффикс)

Например:

Предложение1

Морфологический разбор3

Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи,  что обозначает (предмет), на какой вопрос отвечает;

2. Начальная форма (И. п. ед. ч);

3. Постоянные признаки:

  • одушевлённое или неодушевлённое,     • собственное или нарицательное,

  • род,    • склонение.

4. Непостоянные признаки:

   • число,  •падеж.

5. Чем является в предложении?

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи,  что обозначает (признак предмета), на какой вопрос отвечает;

2.  Начальная форма (имя прилагательное, ед.ч., м.р.).

3. Определить:

    •  число,   • род (в ед.ч.),   •  падеж.

4. Чем является в предложении?

    Морфологический  разбор глагола

1. Часть речи,  что обозначает (действие предмета), на какой вопрос отвечает;

2. Начальная форма (неопределённая форма).

3. Спряжение.

4. Время.

5. Лицо и число (для глагола в настоящем времени и будущем);

    род и число (для глагола прошедшего времени).

6.Определить синтаксическую роль в предложении.

Морфологический  разбора  местоимения

1. Часть речи, общее значение (указывает на предмет).

2. Н.ф. (И.п., ед. ч.).

3. Лицо.

4.Число.

5. Падеж.

6. Род (если есть).

7. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Синтаксический разбор предложения4      

Схема полного разбора простого предложения (4 класс)

1.Найти грамматическую основу           2. Назвать тип предложения:

• по цели высказывания (повествовательное, вопросительное,   побудительное);

• по интонации (восклицательное, невосклицательное);

3. Распространённое или нераспространённое предложение;

4. Осложнено или не осложнено однородными членами;

5 . Разобрать предложение по членам и частям речи;

6. Выписать словосочетания;          7. Составить схему предложения.

Например:

       прил.        с.                 прил.                 сущ.                гл.          сущ.

Синими и зеленоватыми искрами блестит снег.

Блестит (чем?) искрами,

искрами (какими?) синими,

искрами (какими?) зеленоватыми.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами предложения)

       [ О и O =  – ]

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Предложение, состоящее из двух (и более) простых предложений, называется сложным.

1.Найди грамматические основы, убедись, что предложение сложное. Пронумеруй части.

2. Назвать тип предложения:

 • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное,   побудительное);

  •  по интонации (восклицательное  или невосклицательное);

3. Из какого количества частей состоит и как соединяются части.

4.Разобрать по частям речи и членам предложения каждую часть, как простое предложение.

5.Составить схему предложения.

Например:

       сущ.         гл.         с.      сущ.           гл.                    прил.           сущ.

Весна сияла1, но поля покрывал глубокий снег2.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединённых союзом но)

[ -- = ]1, но [ = -- ]2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложения для грамматического разбора, 3 класс

Предложения для полного орфографического и грамматического разбора. 3 класс. Можно использовать по всем программам....

Алгоритм грамматического разбора слова по составу.

В материале показаны образец устного разбора слова по составу и схема разбора по составу на письме....

Виды грамматических разборов

Виды грамматических разборов...

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Памятки грамматических разборов в начальных классах

В начальных классах проводятся разные виды грамматических разборов: фонетический (звуко-буквенный), морфемный (по составу), морфологический (как часть речи) и синтаксический (словосочетание и предложе...

Памятка для работы над ошибками. Грамматические разборы

Памятка для работы над ошибками. Грамматические разборы...

Памятки "Грамматические разборы"

Помощь детям в морфологических разборах частей речи, в разборе предложений и фонетические разборы...