Технологическая карта по русскому языку На тему: «Изменение имен прилагательных по падежам» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта по русскому языку На тему: «Изменение имен прилагательных по падежам» 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Форма организации уч. деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо контроля, самоконтроля

Предметные УУД

Мета-предметные УУД

Личностные УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверить готовность учащихся к уроку

Словесный (беседа)

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Очень много лет назад один мудрец сказал:«Чему бы ты не учился, ты учишься для себя». Согласны ли вы с этими словами? Для чего учитесь вы? Почему важен это предмет?Человек должен учиться на протяжении жизни. Знания необходимы человеку также, как солнце всему живому.

Приветствуют учителя.

Дети отвечают согласны они с данным утверждением или нет.

Фронтальная

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание личностного смысла учения.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальногозатруднений в пробном учебном действии

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построениюучебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Практический метод

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала таким образом: 

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить. 

Правильно, это имя прилагательное

-Сегодня на уроке вам предстоит сделать ещё одно открытие, а объектом исследования будут, именно, имена прилагательные. 

Минутка чистописания

-Для начала подготовим наше тело. Сели правильно, откройте РТ, запишите число и классная работа.

Проведём минутку чистописанияНа доске: ( жи па де )

- Запишите эти соединения, повторяя до конца строки.

- Какое слово можно составить из этих слогов?

- Верно, это слово встретится в теме сегодняшнего урока. Давайте запишем полученное слово.

Словарная работа (красный, смешной, гибкий, голубое, весеннее, новая, синяя)

-Что общего в этих словах?

 На какие группы можно разделить? Обоснуйте свой ответ.

Эти прилагательные вам пригодятся для дальнейшей работы.

Прилагательное

Прописывают до конца строки

Падежи

Имена прилагательные, ед.ч.

По родам (м.р., ж. р., с. р.)

Фронтальная

В парах

Презентация, карточки с заданием

Фронтальный контроль

Коммуникативные: - умение работать с информацией Познавательные: - структурирование знаний, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии споставленной задачей.

3. Выявление места  и причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Наглядный, практический

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте. 

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. 

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. 

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем 

“Не хочу” - парашютист, головой качает… 

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, 

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. 

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) 

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах) 

А теперь уточните тему урока! 

Какова цель урока?(ответы детей) 

Работа в паре.(+проверка) 

Соотнесите падежи и вопросы

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте. 

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. 

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. 

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем 

“Не хочу” - парашютист, головой качает… 

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, 

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. 

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) 

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах) 

А теперь уточните тему урока! 

 У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

Какова цель урока?(ответы детей) 

Работа в паре.(+проверка) 

Соотнесите падежи и вопросы

Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. 

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. 

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем 

“Не хочу” - парашютист, головой качает… 

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, 

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом. 

Обратите внимание на выделенные слова.  

Что общего у этих слов? (это прилагательные, общее значение, род и число) 

А какие отличия? Почему? (разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах) 

А теперь уточните тему урока! 

Какова цель урока?(ответы детей) 

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. 

Закружилась голова у зеленого листа. 

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа.

Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем

“Не хочу” - парашютист, головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,

Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.

Обратите внимание на выделенные слова.

Что общего у этих слов?

А какие отличия?

Почему?

Читают

это прилагательные, общее значение, род и число

разные окончания

Сталкиваются с затруднением

Парная

Карточки

Фронтальный контроль

Коммуникативные:  учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные:выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4. Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и построения плана.

Практический

Теперь посмотрите пожалуйста в тетрадь и вспомните какое слово мы записали, я вам сказала, что оно еще понадобится

Давайте с вами подумаем, как сегодня будет звучать тема нашего урока?

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Как вы думаете какую цель поставим на урок?

Верно, наша цель: выяснить как изменяются прил. по падежам

Чему будем учиться? Давайте прочитаем план, записанный на доске:

  • -научится склонять имена прилагательные по падежам
  • Уметь согласовывать их с именами существительными
  • Применять полученные навыки в устной и письменной речи

падежи

Пробуют определить тему урока

Пробуют поставить цель урока

Фронтальная

Презентация

фронтальная

Коммуникативные: - умение работать с информацией

Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

5. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Практический, словесный (беседа)

Работа по учебнику.

Откройте пожалуйста С.104

Прочитаем  по ролям диалог.

Посмотрите на таблицу! Что вы заметили в вопросах, заданных к прилагательным? 

Ребята прочитайте  замечание Маши, давайте обсудим  и приведём примеры из таблицы. 

Верно, эти варианты окончаний существуют, т.к. основы прилагательных красного и голубого

оканчиваются на твердый согласный, а основа прил. синий на мягкий согласный.

С.106 слова Миши, закончи высказывание.

Упр.116

На какие же вопросы могут отвечать прилагательные в форме ед. ч. В. п. ?

Еще важно знать, что падежи, так же ка род и число имен прилагательных зависит о существительных, с которыми они употребляются

Давайте вместе с вами выполним задание 117

Для начала прочитаем подсказку летучей мыши.

Итак, выполним с вами это задание у доски       (вызываю желающего).

Что вы заметили.

Почему?

Значит у прилагательных, которые стоят в паре с одушевленными именами сущ. Р.п и В.п. одинаковы.

 Хорошо тогда выполним вторую часть задания. (к доске приглашается следующий ученик)

 

Что вы заметили.

Почему?

Значит у прилагательных, которые стоят в паре с неодушевленными именами сущ. Им.п. и В.п. одинаковы.

Открывают учебник

Читают диалог

Они ударные

или безударные.

например варианты окончаний в Р.п

Голубой цветок, синий цветок, голубого щенка, синего щенка.

Какой? Какого?

В.п. про синего кита

через голубой цветок

Р.п. без синего кита

До голубого цветка

То что Р.п и В.п. в словосочетании синий кит – одинаковые.

Кит – одуш.

Им.п: голубой щенок

синий шарф

В.п.: про голубого щенка

через синий шарф.

То что Им.п. и В.п. в словосочетании синий шкаф – одинаковые.

Шарф – неодуш.

Фронтальная

презентация

Фронтальный контроль

Регулятивные: коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные:действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Физминутка

Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности

Пол нос потолок

Повторяют движения за учителем

Фронтальная

Регулятивные: обеспечение активности детей.

5. Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

практический

 Работа в парах. Допиши окончания.(+проверка)

И.п

торгов… центр

красн… яблоко

Р.п

торгов… центра

красн… яблока

Д.п

торгов… центру

красн… яблоку

В.п

торгов… центр

красн… яблоко

Т.п

торгов …центром

красн… яблоком

П.п

О торгов… центре

о красн… яблоке

Проверяем по эталону

Какие выводы мы можем сделать?

  1. Имена прилагательные в с. р. И м. р. в Р. п., Д.п., Т.п. и П.п. имеют одинаковые окончания

ый

ое

ого

ого

ому

ому

ый

ое

ым

ым

ом

ом

проверяют

предполагают

В парах

презентация

Фронтальный контроль

Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Словесный(беседа), практический

Спиши текст, употребив прилагательные в нужной форме

У (маленькая) белки пушистый хвост. На (красивая) головке (чёрная) бусинкой горит каждый

глаз.

Белка покрыта (серая) шерстью, а брюшко (белая)

Проверяем устно, устно определяем падеж и род прилагательных

Маленькой

Красивой

Черной

Серой

Белое

проверка

Фронтальная

Фронтальный контроль

Познавательные: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Практический метод

Давайте попробуем решить с вами разно уровневые задания

Если не уверены в своих силах выполняйте задание на синей карточке, если сомневаетесь на

желтой, если уверены на красной.

1.Карточка синего цвета

Выписать имена прилагательные

Светились, освещение, светлый, полосатая, богатое, белая, тяжесть.

2.Карточка жёлтого цвета

Спиши словосочетания, выдели окончания у прилагательных.

От морозной погоды, за колючим кустарником, с весенним солнцем, о звёздном небе.

3.Карточка красного цвета

Спиши предложения, определи падеж прилагательного и выдели окончания.

Мы ехали по узкой полоске горной дороги над глубокой пропастью. Внизу извилистой лентой

сверкала стремительная речушка.


Самопроверка по эталону

Выбирают карточку выполняют задание

Светлый, полосатая, богатое, белая

Морозной, колючим, весенним, о звездном

По узкой (Д.п), горной (Р.п.), над глубокой (Т.п.), извилистой (Т.п), стремительная (Им.п.).  

Проверяют свою работу

Индивидуальная

Карточки с заданием

Самопроверка по эталону

Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Волеваясаморегуляция в затруднения

Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Подведение итогов урока

Словесный(беседа)

Ребята, если вы сегодня на уроке полностью поняли тему, смогли выполнить все задания, поднимите руки вверх.

Если вы не совсем поняли тему, выполнили только часть заданий, вытяните руки в сторону.

Ну а если совсем не поняли тему и не смогли выполнить ни одного задания, встаньте возле своих парт.

Подводят итог

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные-оценивать успехи своей деятельности

Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта по русскому языку

На тему: «Изменение имен прилагательных по падежам»

Выполнила студентка 31 группы:

Гасанова Ю.Т.

Класс: 3    

Учитель: Чистякова О. А.____________

Методист: Александрова Н.С._____________

Оценка:_______________

Саратов 2020 год

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для расширения знаний об именах прилагательных, для знакомства учащихся со словоизменением прилагательных по падежам;

Задачи:

Образовательные:

-выявлять особенности склонения этих частей речи

-совершенствовать знания о прилагательном, как части речи, об изменении прилагательных по родам, числам, зависимости прилагательного от имени существительного

 Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, памяти, речи.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих;

- воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

УМК: «Перспективная начальная школа» (Русский язык, 3 класс, М.Л. Каленчук и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по падежам" Школа России

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: «Изменение имен прилагательных по падежам».Цель: формировать умения определять падеж имен прилагательных, правильно  писать падежные окончания п...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение имён прилагательных по падежам" 3 класс

Учебный предмет- русский язык ( УМК "Школа России") 3 класс.Тип урока - урок открытия новых знаний.Тема урока - Изменение имён прилагательных по падежам.Цель урока - Способствовать формирова...

Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным

Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по падежам" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять падеж имени п...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о  связи имени прилагательного с именем существительным, значении и употреблении в речи имён прилагательныхЗа...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение личных местоимений по падежам", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; определять лицо, число, падеж местоимений.Задачи урока:Дидактические:1)форми...