Технологическая карта урока "Открытие двух спряжений глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Саксонова Мария Александровна

Урок открытия новых знаний. Цель:  способствовать развитию умения «открыть» школьниками наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого спряжения.

- содействовать наблюдению  над различием в наборах окончаний имён существительных (три набора – три склонения);

 - помочь в исследовании, которое позволит учащимся сделать вывод о двух спряжениях глагола;

-  создать условия для запоминания окончаний каждого спряжения глаголов;

- научить по окончаниям глаголов определять их спряжение;

- содействовать пониманию наличия орфограммы в безударных личных окончаниях глаголов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытие двух спряжений глагола36.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ОТКРЫТИЕ» СПРЯЖЕНИЙ ГЛАГОЛОВ.

Дата

13.02.2020г.

ФИО учителя

Саксонова Мария Александровна

Тип урока

Открытие новых знаний

Педагогические задачи

 способствовать развитию умения «открыть» школьниками наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого спряжения.

- содействовать наблюдению  над различием в наборах окончаний имён существительных (три набора – три склонения);

 - помочь в исследовании, которое позволит учащимся сделать вывод о двух спряжениях глагола;

-  создать условия для запоминания окончаний каждого спряжения глаголов;

- научить по окончаниям глаголов определять их спряжение;

- содействовать пониманию наличия орфограммы в безударных личных окончаниях глаголов.

Планируемые предметные
результаты

Научатся: распределять имена существительные по склонениям, осознавать роль окончаний в словах, понимать их значение, по окончаниям узнавать морфологические признаки слов, самостоятельно читать, понимать и использовать информацию учебника. разграничивать глаголы с ударными и безударными личными окончаниями; воспроизводить систему окончаний

каждого спряжения, характеризовать отличия, по ударным окончаниям определять спряжение; разграничивать глаголы двух спряжений.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание

в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме

(рисунку); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта

Личностные
результаты

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

- Кто в дружбу верит горячо,
 Кто рядом чувствует плечо,
 Тот никогда не пропадет,
 Тот никого не подведет.

- Садитесь. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Дети приветствуют друг друга.

Делают записи в тетради.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве(Личностные УУД).

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

-подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что без меня предметы?

  Лишь названья.

  Но я приду - все в действие придет:

  Летит ракета, люди строят здания,

  И рожь в полях растет. 

- О какой части речи говорится в загадке?

- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете? 

Слайд 1

- По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть

- Говорят, что глагол самая "деловая" часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает имя существительное

 Теоретическая пятиминутка

- Для того, чтобы качественно выполнять работу, ученики должны хорошо разбираться в теории.

- Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка. /Приложение 2/

- У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнера. За каждый верный ответ ставите по баллу в дневник самооценки. /Приложение 3/

- Вопросы задаются поочередно

- Заполните дневник самооценки

- Поднимите руку, кто получил 4 балла. Молодцы! С теоретической подготовкой все в порядке

 Орфографическая минутка

Слайд 2

- Прочитайте слова. Найдите в них общее

- Разделите эти глаголы на 2 группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

 Слайд 3. Проверка

Минутка чистописания

- Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов 2-го лица ед. числа -ешь и -ишь.

Слайд 4.

- Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами

Слушают учителя.

- О глаголе.

Читают эпиграф.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Работа в парах

Задают друг другу вопросы и отвечают.

Заполняют дневник самооценки

-Гл. 2 л., ед. ч., наст. вр., все они пишутся с Ь на конце 

- В 1 группу вошли глаголы светлеешь, везешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной Е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной гласной И в корне и окончанием -ишь 

Записывают строку

Ешьишь, ишьешь…..

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  (Познавательные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

-организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы?

- Сегодня мы должны ответить на вопрос: "Почему в одних окончаниях глаголов пишется Е, а в других - гласная И?

Проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД).

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

IV. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Цель:

-постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Физминутка «Раз, два, три…»

Работа в учебнике упр. 390. (Склонение имен существительных)

Слайд 5

- Прочитайте слова: елка, ель, дерево. 

- Какими признаками похожи данные слова?

- Какими признаками различаются?

- Назовите род и склонение каждого имени существительного.

- Что называется склонением имен существительных?

- Какая часть слова меняется при склонении?

 - Запишите каждое слово в свой столбик в указанных падежах, выделите окончания.

- Заполните дневник самооценки

- Вы знаете, что наш учебник называется "К тайнам нашего языка". Сегодня на уроке вам предстоит открыть еще одну тайну русского языка. Итак, имена существительные склоняются, а глаголы:

Сообщение темы урока. 

Слайд 6

- Из-за трех наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, ученые выделили три склонения. А сколько спряжений у глаголов?  

Построение проекта решения проблемы.

- А на какой вопрос нам предстоит ответить?

- Какое исследование нам необходимо провести для ответа на этот вопрос?

- Что значит проспрягать глагол?

Читают слова.

- Имена существительные в единственном числе.

- Различаются родом и склонением.

- Изменение по падежам в единственном и множественном числе.

- Окончание. 

Записывают слова.

Работа по рядам, проверяется устно

Заполняют дневник самооценки.

- Спрягаются.

- А сколько спряжений у глаголов?

- Нужно будет проспрягать глаголы.

- Проспрягать глагол- изменить его по лицам и числам.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта.

Цель:

-построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Физминутка «Капитан краб»

 Работа в ТПО

- Откройте ТПО с. 27 № 391.

- Вам уже приходилось склонять имена существительные, прилагательные, местоимения, теперь часто будем получать задание: проспрягай. Что это значит?

Слайд 7

- Сегодня к нам на урок пришли Вини-Пух, Пятачок и их друзья . Они хотят помочь нам разобраться в одном непростом вопросе русского языка - в спряжении глаголов 

Слайд 8

- Для ответа на вопрос устно проспрягайте четыре глагола: лежать, петь, говорить, идти, запишите только их окончания.

- Какая часть речи поможет спрягать? Повторяющиеся окончания писать не будем.

Слайд 9

- Давайте проверим, какие вы записали окончания 

- Сколько вариантов окончаний в каждом лице, кроме 1-го лица ед. ч., у вас получилось? Назовите их.

- Заполните дневник самооценки

- Так сколько спряжений в русском языке?

- Проверьте свой главный вывод. Для этого прочитайте важные сведения на с. 32 учебника. 

 Слайд 10

- Какими цифрами принято обозначать спряжение глаголов?

- Какая гласная чаще пишется в окончаниях глаголов I спряжения

- А какая буква чаще всего повторяется в окончаниях II спряжения?

Глаголы, имеющие в окончании гласную Е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - -ут, -ют, - I спряжения.

Глаголы, имеющие в окончании гласную И, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - -ат, -ят, - II спряжения.

- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

Открывают тетради

- Изменение по лицам и числам называется спряжением.

- Местоимение.

- Ответы детей.

Заполняют дневники самооценки.

- Два.

- Римскими.

- Ё.

- И.

Слушают учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

1. Работа в тетради № 393 с. 27.  Слайд 11

- Поучись определять спряжение глагола по его окончанию. На что будешь обращать внимание?

- Запиши глаголы в два столбика: I и II спряжения.

- Выделяй окончания, указывай лицо и число, ставь ударение.

Спешишь, спишешь, прыгнет, кричат, играем, лепят, катают, гонит, включите.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием 

- Заполните дневник самооценки

2. Творческая поляна. Работа в группах /Приложение 4/

- Вини-Пух и Пятачок спрятали в таблице слова, это глаголы.  Найдите их и выпишите под таблицей.

- Укажите, в какой форме стоят первые три глагола.

Слайд 12

- Заполните дневник самооценки.

Работа в парах

- На окончания.

Выполняют задание.

Выполняют проверку.

Заполняют дневники самооценки.

Работа в группе.

Выполняют задание в группе.

Один ученик работает у доски.

Выполняют проверку.

Заполняют дневники самооценки.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Самостоятельная работа

Цель:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

Работа в ТПО № 395 Слайд13

- Сова и Кролик задумали глаголы. По окончанию глагола определите его спряжение, лицо и число и рядом на строке укажите их. 

Слайд 14  Проверка

- Заполните дневник самооценки

Выполняют задание.

Выполняют проверку.

Заполняют дневники самооценки.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

Осуществлять взаимоконтроль;

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

- организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки .

- Какую цель ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?

- Закончите предложение.

Я узнал…

Я понял…

И т.д.

- Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу. Подсчитайте баллы:

  • 10 и более - я все понял (5)
  • 7 - 9 - я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить (4)
  • менее 7 - мне нужна помощь (3)

- Узнать сколько у глаголов спряжений.

- Да.

«Заканчивают» предложение.

Подсчитывают баллы в дневниках самооценки и оценивают свою работу на уроке.

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).

(Личностные УУД).

Общенаучные:умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.(Познавательные УУД).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(Регулятивные УУД).

IX. Домашнее задание.

Цель:

- организовать выполнение д/з.

Слайд15

  • Выучить правило в учебнике, запомнить личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений
  • Выполнить упр. № 397 (объясняю)

- Спасибо за урок. Можете быть свободны.

Записывают домашнее задание.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)

(Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов" УМК "Школа России", 4 класс

Технологическая карта урока УМК «Школа России», 4 классСпряжение глаголов (общее понятие)Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «ли...

Технологическая карта урока русского языка "Спряжение глаголов"

Урок построен с применением групповых форм работы и различных приемов самооценки....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)

Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.Задачи урокаДидактические:формировать умение изменять ...

Технологическая карта урока по теме "Спряжение глаголов"

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...