Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Моталина Наталия Эдуардовна

Материал содержит подробную технологическую карту к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Класс: 2 класс.

Учебник:

Тема: Введение понятия «имя существительное».

Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

Тип урока: урок комбинированного типа.

Планируемые результаты:

предметные: осваивает первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

метапредметные:

  • регулятивные: владеет способностью принимать и сохранять учебную задачу.
  • познавательные: оперирует базовымипредметными понятиями; осуществляет сравнение, анализ, синтез, классификацию.
  • коммуникативные: проявляет готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

личностные: устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

  1. Актуализация знаний, предметных умений и УУД.

На доске записаны слова: Апрель, декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь.

- Прочитайте слова. Что у них общего?

- Запишите слово месяц, поставьте ударение, подчеркни те непроверяемую гласную.

- Спишем с доски названия месяцев с орфографическим проговариванием в той последовательности, в которой вывешены репродукции на доске.

- Как вы отличили на картинах сентябрь и октябрь? декабрь и январь?

- Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Запись в тетради:

Одна девоч..ка ушла (из)дома (в)лес. (В)л..су она (за)блудилась и стала искать д..рогу д..мой.

  1. Постановка цели урока.

Н а доске слова: завод, заводить, заводской, ученик, учить, ученый (кот), юг, южный, встреча, встречный, встречать.

- Прочитайте слова. Найдите среди них имена существительные. Докажите правильность выбора, используя специальные термины из прошлого урока.

Что общего у оставшихся слов?

Что могут обозначать имена существительные?

Определите тему урока.

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

- Чтобы подняться на борт корабля мы должны выполнить следующее задание.

3. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 44 упражнение 74.

- Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. Поставьте к каждому слову-названию предмета вопрос. Запишите слова в два столбика: в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй на вопрос что?

Образец записи:

Кто?

Что?

девочка

яблоко

сорока

машина

- Итак, давайте проверим всё ли верно. Какие же слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Давайте проверим правы ли мы. Прочитайте на странице 75 слова тётушки совы. Давайте ещё раз повторим, что же такое имя существительное.

- Чему мы научились выполняя данное упражнение?

- Ребята, как вы считаете, почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?

- По-другому слова делят на одушевленные и неодушевленные.

- У вас у каждого на столе лежат карточки зелёного цвета, на которых записано по одному слову. Ваша задача определить к какой группе относится слово к одушевленным или неодушевленным.

Слова: море, рыба, якорь, моряк, кит, рак, волна, берег, осьминог, акула, мачта, штурвал.

Разделите слова на слоги и поставьте в них ударение.

-Давайте проверим выполнение вашего задания.

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

-Выполним следующее упражнение. Прочитайте слова. Чтообозначает каждоеслово. Поставьте к ним вопросы.

-Давайте сгруппируем слова по их лексическому значению и запишем в тетради.

Образец записи:

Люди: учитель, школьник

Животные: верблюд

Растения: земляника

Одежда: платье

- Давайте составим предложение с любым из данных слов.

  1. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

- Вставь в предложение подходящие по смыслу существительные. Объясни свой выбор.

*Лёва ….. делал домик для ……(скворцов, Скворцов)

Андрей … любит слушать рассказы … (рыбаков, Рыбаков)

Толя … привёз много …. .(рыжиков, Рыжиков)

- Проверьте орфографию.

Задание№2

- По какому грамматическому признаку составлены пары?

стол – ст.лы

з.мля – земли

.кно – окна.

Задание №3.

Измени число. Сделайте вывод.

Сахар, ребята, новости, корм, дуб, сосна.

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенного.

- Что такое имя существительное?

- Какие имена существительные относятся к одушевленным, какие к неодушевленным?

Давайте с вамипоиграем в игру «Хлопки».  Я говорю слова и когда вы слышите имя существительное,то хлопаете: звонок, красный, молоток, спит, книга, Коля, сильный, молодой, кричит, тигр

 -Теперь самостоятельное для вас задание

-Мирный, свет, молчать, гроза, брат, Яша, мабалук.

-Выпиши только существительные.

Самопроверка. Объясняем орфограммы, подчеркивая  их.

  1. Рефлексия деятельности.

Какую часть речи вы научились распознавать?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам было интересно выполнять?

Какое задание вызвало затруднение?

Что вы расскажете дома родителям о сегодняшнем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные". 4 класс (УМК "Школа 2100")

Урок построен  с учётом программных требований с использованием занимательного материала. На уроке используется презентация. Перед уроком класс делится на группы и обучающиеся сразу рассаживаются...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100....