Урок русского языка в 3 классе "Распознание существительных, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Корабельникова Ирина Сергеевна

Урок русского языка для учащихся 3 класса на тему " Распознание существительных, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"" разработан в соответствии с программой "Школа России".

Цель урока: развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Урок состоит из семи этапов и включает оргмомент, минутку чистописания, этап постановки темы и целей урока, работу с учебником, физминутку, словарную работу и закрепление изученного материала в соответствии с образовательными стандартами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 3 класс

Тема: Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

Цель: развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок,

Слушаем, запоминаем –

Ни минуты не теряем!

Работа в тетради.

19 января.

Классная работа.

  1. Минутка чистописания.

- Ребята, сегодня к нам в гости на урок пришла Умная Сова и принесла с собой корзинку. Но корзинка эта не простая, а волшебная. В неё лежат задания. Сова мне сказала, что если мы с вами выполним все задания, то она нам эту корзинку подарит.

- Постараемся выполнит задания Совы?

1. Первое задание. На доске среди букв потерялись слова. Посмотрите внимательно и найдите их.

– Что это за слова? К какой части речи они относятся? Почему?

лнщсобакаврфдорогахцчворонабчк

- Спишите всю строчку к себе в тетрадь, подчеркните карандашом им. существительные.

2. Задание второе. У доски.

воробей                                собака

весёлый                                красивая

машина                                сапог

хороший                                морозный

ученик                                медведица

- Найдите и подчеркните только им. существительные. Поясните свой ответ, поставив рядом с выбранными словами вопросы.

  1. Постановка темы и цели.

- А что, ребята, общего во всех этих словах? (Всё это – им. сущ.)

_ Чем они отличаются? (Слова собака и ворона отвечают на вопрос кто?, а дорога – на вопрос что?)

- Постарайтесь сформулировать тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые существительные.)

- А задачи? (Уметь находить и различать одушевлённые и неодушевлённые существительные.)

  1. Работа с учебником.

Третье задание.

- Откройте учебник:  упр. 230.

- Прочитайте текст.

- О чём говорится в тексте? (О птицах и о деревьях.)

- К какой части речи относится слово птицы? (Сущ.)

- Почему? (Называет предмет и отвечает на вопрос кто?)

- Одушевлённое или неодушевлённое? Почему?

- К какой части речи относится слово деревья?(Сущ.) Одушевлённое или неодушевлённое? Почему?

- Запишите в два столбика слова, отвечающие на вопрос кто? и что?

- А как вы думаете, почему на окружающем мире мы деревья – растения относим к живой природе, а в русском языке они относятся к неодушевлённым предметам?

- В древности люди считали, что если предмет не двигается (стоит на месте), значит он не живой. Вот отсюда и пошло, что растения в русском языке относятся к неодушевлённым предметам.

- Найдите в тексте слово, которое отвечает на вопрос что?, но предметом не является (холода).

- Назовите синоним к слову холод. (Мороз, стужа.)

 

  1. Физкультминутка.

Четвёртое задание.

Показ картинок. Если предмет одушевлённый – дети ловят, неодушевлённый – отталкивают.

  1. Словарная работа.

Пятое задание. «Загадки».

- Сейчас я вам буду читать загадки, а вы должны отгадать, какие словарные слова загадала Сова. Приготовьтесь отгадывать и записывать их к себе в тетрадь через запятую.

- Записываем, замечаем «опасные» места, ставим ударения, отмечаем орфограммы.

1. Хозяин лесной, Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.

                                                (Медведь)

2. То я в клетку, то в линейку –

Написать во мне сумей-ка.

                                                (Тетрадь)

3. Окраска сероватая, повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Кто она?

                                                (Ворона)

4. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт – там след кладёт.

                                                (Карандаш)

5. Хвост пушистый, Мех золотистый,

В лесу живёт, Кур в деревне крадёт.

                                                (Лисица)

6. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

                                                (Корова)

7. Вместо ног – четыре шины.

Что везёт тебя?

                                                (Машина)

8. Расту я в огороде – Полезна и вкусна.

Зелёных распашонок Много у меня.

                                                (Капуста)

Самостоятельная работа.

Шестое задание.

I вариант – подчеркнуть существительные, отвечающие на вопрос кто?

II вариант – подчеркнуть существительные, отвечающие на вопрос что?

Взаимопроверка.

  1. Итог урока.

- Какие слова отвечают на вопрос кто? и что?

- Что вы сегодня запомнили об имени существительном?

- Приведите примеры.

- А что интересного ещё узнали? (Растения – неодушевлённые сущ.)

Домашнее задание: упр. 232.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова,отвечающие на вопросы какой?какая? какое?какие?" с презентацией

Конспект с использованием элементов ТРИЗ технологии,ИКТ. Разнообразие видов деятельности учащихся с использованием пословиц и поговорок....

Урок русского языка по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»

Урок русского языка  по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»...