Конспект урока русского языка + презентация "Написание разделительных Ь и Ъ знаков" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний и умений употребления разделительного ь на письме; проведение работы над ошибками, сделанными в проверочной работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать в каких случаях употребляются ь и ъ;

Уметь употреблять разделительный ь и ъ; анализировать ошибки и находить правильное решение.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок рефлексии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 28.04.2020                                                                                                               ФИО учителя: Богданова В.П.

Школа: № 95                                                                                                                          ФИ студента: Лунькова Дарья

Класс: 2-1                                                                                                                                ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 302                                                                  

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Работа над ошибками. Написание разделительных ь и ъ знаков»

Цели деятельности учителя: систематизация знаний и умений употребления разделительного ь на письме; проведение работы над ошибками, сделанными в проверочной работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать в каких случаях употребляются ь и ъ;

Уметь употреблять разделительный ь и ъ; анализировать ошибки и находить правильное решение.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык» 2 класс (3 часть),  презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Настроимся на рабочий лад, отложим все посторонние дела. Закройте глаза и представьте, какой продуктивной и интересной будет работа на уроке.

Слушают учителя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа над ошибками, выполнение упражнения

Наглядный: учебная презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение заданий

 

Словесный: учебный диалог

15 мин.

- Ребята, на прошлом уроке вы писали проверочную работу.

- Начнём наш урок с работы над ошибками. Сейчас мы рассмотрим задания, в которых было больше всего ошибок.

- 1. Вставьте пропущенные буквы.  Разделите слова на две группы и запишите их. Обозначьте орфограммы.  

- Выполним задание у доски по цепочке.                                                           С…езд, руч…и, в…юга, об…явление, в…езд, дерев…я.

                   

2. Найдите в тексте слова с ошибками и распределите их в группы по орфограммам. Орфограммы подчеркните.

  - Выполним устно.    

 Вюга замела лес. Сучя деревев покрыты снегом. Нет в лесу прежнего звонкого веселя. Лишь взерошенные вороби сидят на ветках, да зайка сёжился под елю.

3.  Замените одним словом.

Метель, пурга-________________________________

Сжался, скорчился-_____________________________

Товарищи, приятели-____________________________

Спуск с горы -__________________________________

4. Подчеркните «лишнее» слово в каждой строчке.
Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.
Сыновья, Сибирь, сеть, сосулька.

- Какие ошибки допустили? Объясните свой выбор.

- Отлично, ребята, мы с вами разобрали ваши ошибки, теперь будьте внимательнее.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

Слушают учителя

съезд

ручьи

объявление

вьюга

въезд

деревья

вьюга

взъерошенные

сучья

съёжился

деревьев

веселья

воробьи

елью

- Вьюга

- Съёжился

- Друзья

- Съезд

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.
Сыновья, Сибирь, сеть, сосулька.

Отвечают на вопросы

 

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа, поводящий диалог

5 мин.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа. Выделите орфограммы.

-  Ребята, вам нужно прописать букву ъ и ь до конца строки.

- На предыдущих уроках мы с вами изучали разделительные знаки.

- Предположите, какова тема нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой на этот урок?

- Верно.

Прописывают буквы

- «Разделительные знаки»

- закрепить знания по употреблению разделительных знаний.

 

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

П:

структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью  

IV. Разрешение проблемы

Словесный: учебный диалог

Практический: игра

5 мин.

- Ребята, для начала повторите все правила, которые известны вам про разделительные знаки.

- Сейчас мы поиграем с вами в игру.

- Я буду называть слова, а вам нужно поднимать правую руку, если в слове пишется разделительный ъ и левую, если разделительный ь.

Ошибки учащихся разбираются по ходу игры.

 

Ъ и Ь - разделительные знаки

Они разделяют согласные и гласные буквы.

 Разделительный ь пишется корне слова или после корня, а разделительный ъ сразу после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.

Перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И пишется разделительный ь, а разделительный ъ перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я.

Съездим
Трёхэтажный (не поднимают руки)
Б
ьющийся
Пред
ъюбилейный
Вороб
ьи
Сэкономить (не поднимают руки)
Об
ъединение
Овеч
ьи
Из
ъявить

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 

П: структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: письменное упражнение

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: письменное упражнение

12 мин.

- Выполним задание в учебнике на странице 127, №136. Дома вы записывали начало стихотворения и первые три объявления. Запишите в тетрадях номер упражнения.

По одному объявлению к доске.

- Молодцы, вы хорошо выполнили это задание.

- Итак, посмотрите на экран. Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова с орфограммами. Выпишите эти слова в тетрадь, потом проверим.

1. Саша ___________ пирог. 2. К дому ______________  машина. 3. Весной по дорожкам потекли _______________. 4. Илья любит пенки с ______________. 5. Птицы _____________ . гнезда на ______________ и кустарниках. 6. Дожди часто _____________ осенью.

- Верно, ребята, мало знать какую букву нужно вставить в то или иное слово, ещё нужно уметь вспоминать слова с орфограммами, что вы сейчас и делали.

4. «Измерить талии объём

В медпункте можно только днём!»

5.Въезд машинам запрещён,

Чтоб не портили газон!»

6. «Около подъезда

Песни петь не место!»

7. «Кто хочет здесь кот держать –

Тот может сразу отъезжать!»

1. Съел

2. Подъехала

3. Ручьи

4. Варенья

5. Вьют, деревьях

6. Льют

 

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста, структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VI. Включение в систему знаний

Словесный: учебный диалог

Практический: запись домашнего задания

1 мин.

- Мы с вами уже хорошо изучили и закрепили правила и думаю, что следующее задание не составит труда.

- Придумайте и назовите по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: выписать 2-3 пословицы с разделительными знаками.

- Съезд, съели, съежился, подъезд, подъехали, объелся, объемный, разъезд, разъем, въезд, отъезд, объём.

Записывают домашнее задание

Р: контроль

VII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный: беседа

1 мин.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какую тему изучали?  

- Какие цели ставили в начале урока? Чему научились? Нам удалось и достигнуть?

- Что вам больше всего понравилось? Что вызвало трудности? Спасибо за урок.

- Изучали тему «Написание разделительных Ь и Ъ»

- Да, удалось.

Отвечают на вопросы, рефлексируют.

Р: самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Разделительный ь и ъ знаки»

Слайд 3

Сегодня мы: Повторим: к огда пишется разделительный ь; к огда пишется разделительный ъ.

Слайд 4

Миша получил задание – сравнить слова и разделить их на 2 группы: разделительный ь ; ь – показатель мягкости. Слова: а) печен ь е, б) зор ь ка, в) вороб ь и, г) жил ь ё, д) мал ь чик, е) в ь юга; ж) портфел ь .

Слайд 5

Миша выполнил задание так! Р азделительный ь: а) печен ь е, в) вороб ь и, г) жил ь ё, е) в ь юга. Ь – показатель мягкости: б) зор ь ка, д) мал ь чик, ж ) портфел ь . Какие знания помогли Мише справиться с заданием?

Слайд 6

Если убрать ь-показатель мягкости, то предшествующий согласный читается твёрдо . Если убрать разделительный ь , то предшествующий согласный читается всё равно мягко, но пропадает звук [ й ’] .

Слайд 7

Маша получила такое задание – сравнить, в какой части слова находится разделительный знак, и определить, в каких словах будет писаться разделительный ь , а в каких разделительный ъ ? Слова: а) мурав?и , б) под?езд , в) обез?яна , г) плат?е , д) под?юбник , е) хлоп?я , ж) пред?явить , з) друз?я , и) под?ехать , к) в?ехал . Что должна знать Маша, чтобы выполнить это задание?

Слайд 8

Разделительный ь пишется в корне. Разделительный ъ пишется после приставки, оканчивающейся буквой согласного.

Слайд 9

Помоги Маше определить, в каких словах будет писаться разделительный ь , а в каких разделительный ъ ? Слова: а) мурав?и , б) под?езд , в) обез?яна , г) плат?е , д) под?юбник , е) хлоп?я , ж) пред?явить , з) друз?я , и) под?ехать , к) в?ехал .

Слайд 10

Проверь себя! Разделительный ь : а) мурав ь и, в) обез ь яна, г) плат ь е, е) хлоп ь я, з) друз ь я. Разделительный ъ : б) под ъ езд, д) под ъ юбник , ж) пред ъ явить, и) под ъ ехать, к) в ъ ехал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

План - конспект урока русского языка. Тема: "Описание внешности. Повторение слоговых схем". УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока русского языка в 1 "а" классе. Программа "Начальная школа 21 века"....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка "Приставка.Разделительный Ъ"

Конспект урока русского языка "Приставка.Разделительный Ъ" Перспектива...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала». УМК "Школа России".

Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».Цели деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделите...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Где используются однородные члены" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об использовании однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания; формирование умений находить в предложении однородные и неоднородные опр...