Технологическая карта по русскому языку 2 класс "Что такое местоимение?" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Орлова Евгения Олеговна

Цели деятельности учителя: формирование представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты:

         Предметные:

  • знать местоимение как часть речи;
  • уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.
  •          Личностные:
  • осознавать личностный смысл учителя;
  • проводить самооценку своих действий, поступков, а так же других людей на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости;
  • устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Что такое местоимение?»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты:

        Предметные:

  • знать местоимение как часть речи;
  • уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.
  •         Личностные:
  • осознавать личностный смысл учителя;
  • проводить самооценку своих действий, поступков, а так же других людей на основе представлений о нравственных нормах социальной справедливости;
  • устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

  1. Оборудование:  учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 часть (УМК «Школа России»), презентация, раздаточный материал.

  1. Ход урока:

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Этап самоопределения к деятельности

1мин

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка.

-Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.

- Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и мотивация

5 мин

Посмотрите на экран.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Где птиц нет, там и лягушки за соловьев сходят.

Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

— Выпишите словарные слова из пословиц.

— Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

— Запишите пословицу о трудолюбии.

-Хорошо.

Посмотрите, на экране слова.

Обезьянка ..., попугай ..., утка ..., собака ....

— Вспомните, как звали персонажей сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

— Запишите словосочетания. Допишите еще два на это правило.

Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыпленок Пушок,

Корова Буренка,

Коза Найденка,

Поросенок Хрюша

И бычок Гаврюша

Все их клички до одной

Пишут с буквы прописной.

На экране текст.

Сова — хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

— Прочитайте текст.

— Какая ошибка допущена в тексте?

— Как можно исправить эту ошибку?

— Прочитайте новые предложения.

— Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее?

— Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

Мороз, лягушка, урожай.

Морозный день, лягушачья икра, урожайное лето

Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

Чичи, Корудо, Кика, Лева

Повторяется слово сова Заменить слово сова другим словом.

Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.

 Вместо существительного сова.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: аргументирование своего мнения

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Постановка учебной задачи

2 мин

- Определите тему сегодняшнего урока.

-Хорошо. Давайте поставим цель на сегодняшний урок.

Что такое местоимение?

Отвечают на вопрос

П: подведение под понятие

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: целеполагание

Открытие нового знания

30 мин

Упр. 171 с. 100

Разберем упражнение вместе.

— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 101.

— Что такое местоимение?

— Назовите местоимения.

— Какую роль они выполняют в предложении?

Послушайте текст.

Достойная замена

— Будьте любезны, — обратилось как-то Существительное к Местоимению, — займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило...

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей — Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Упр. 172 с. 101

Выполним устно.

Физминутка

Выполняют упражнение вместе.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

П: поиск и выделение необходимой информации

К: учет разных мнений

П: осознание познавательной задачи

П: извлекать необходимую информацию из текстов

К: аргументировать свое мнение.

Первичное закрепление во внешней речи

3

Упр. 173 с. 101

-Прочитайте стихотворение. Скажите, какая главная мысль?

-Спишите стихотворение.

-Какой частью речи являются выделенные слова?

Верно, каких местоимений в стихотворении нет?

Выполняют задание.

П: поиск и определение необходимой информации.

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной д-сти.  

П: преобразование учебного материла, действия; осознавать познавательную задачу. 

Самостоятельная работа с самопроверкой

 Упр. 174 с. 102

Выполните самостоятельно упражнение.

Давайте проверим по цепочке.

 

Выполняют задание.

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной д-сти.

Включение в систему знаний

Посмотрите на экран. Прочитайте.

... нарисую белочку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так вырезать? Какую задачу ... решаете? Куда ... идешь? Почему... улетают?

— Спишите текст, вставляя местоимения. Проверим так же по цепочке.

Домашнее задание

Выполнить упр. 172 с. 101

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной д-сти. 

Рефлексия по продукту деятельности

2 мин

-И так ребята, какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую цель ставили на урок?

— С какой частью речи познакомились?

— Какие части речи заменяет местоимение?

— Назовите местоимения.

— Что особенно понравилось на уроке?

-Хорошо, спасибо вам за урок.

Оценивают себя.

Записывают домашнее задание.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Что такое шипящие согласные звуки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о шипящих согласных звукахЗадачи урокаДидактические:Учить различать шипящие звуки в слове и вне слова,Учить правил...

технологическая карта урока русского языка «Что такое текст-рассуждение?» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о понятии «текст-рассуждение»; ознако...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование определения понятия "имя прилагательное", умения находить имя прилагательное в тексте.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с понятием «имя прилагательное&raq...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое распространенные и нераспространенные предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о понятиях распространенное и нераспространенное предложение.Задачи урока:Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с понятиями распространенн...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Технологическая карта урока русского языка «Что такое местоимение». УМК «Школа России», 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о местоимении как часть речи и его значении в речи, умения отличать местоимение от других частей речи. Задачи...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения, умения определить и создавать текст-рассуждение.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется ...