Конспект урока по русскому языку "Особые случаи спряжения глаголов" . Эльконин- Давыдов 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смирнова Дарья Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobye_sluchai_spryazheniya_svistit_-_svishchet.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.2020 г.                                                                                                                          ФИО учителя Естишина Е. Я..      

Школа: № 148                                                                                                                               ФИ студента: Смирнова  Д., 42 гр.

Класс: З «в»                                                                                                                                                                    ФИО методиста: Батуева Л. И.

              Кабинет: 208                                                                           

          Время занятия: 14:00-14:40

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Особые случаи спряжения (свистит – свищет)»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умения  работать с алгоритмом по определению спряжения у глаголов особого вида.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать алгоритм определения  спряжения глаголов особого вида
  • уметь подбирать слова, для поверки орфограмм при спряжении глаголов особого вида;

        Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проявлять познавательную активность при изучении нового материала;
  • устанавливать связь между  целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: УМК «Э-Д», учебник Русского языка: 3кл. 2 ч., презентация.

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности.

Словесный: беседа.

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Как выше настроение? Не забывайте про нашу систему жетонов. Будьте активны.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Словесный: слово учителя.

Практический: устный счет.  

5 мин.

- Начнем с минутки чистописания. Откройте свои тренажеры. Минута пошла. Следите за осанкой.

-  Молодцы. Ребята, сколько в русском языке спряжений?

- Как определить спряжение глагола?

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

- Какие глаголы относятся к 2 спряжению?

- Как вы уже убедились, ничего особенно трудного в правописании личных окончаний нет.

-А вот загадки, связанные с этими орфограммами, иногда встречаются. Причем такие, что сразу и не поймешь, в чем же тут дело.

- Посмотрите на слайд, прочитайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус», в тексте которого пропущены некоторые орфограммы.

Беле_т парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищ_т он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Игра_т волны — ветер свищ_т,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищ_т
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, прос_т бури,

Как будто в бурях есть покой!

-Наверное, вы все без труда можете проверить почти все пропущенные орфограммы.

- А удалось ли вам проверить орфограмму в слове свищ_ет?

- Верно,  сдлеоать это не так посто. Дело в том, что в русском языке есть два слова-синонима, значение которых абсолютно одинаково – свистеть и свистать.

 Отвечают на вопросы учителя.

Два. 1 и 2 спряжение.

1. Поставить глагол  в неопределенную форму.

2. Определить, какая гласная стоит перед ть, т.е. к какому спряжению глагол относится.

Все глаголы на –ать, -оть, -уть, -еть, -ть  + брить, стелить.

И 11 глаголов исключений.

Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.

+ 11 глаголов исключений.

Дышать, держать, гнать, ненавидеть, слышать, вертеть, смотреть, видеть, обидеть, терпеть, зависеть.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер
свищ_т,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Нет

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Практический: работа с учебником.  

Наглядный: учебник.

7 мин.

- Все их изменения легко заменяют друг друга.

- Какого спряжение слово свистеть?

-  А слово свистать?

- А как же узнать, от какого из них образовано изменение свищ_т?

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Какую цель мы поставим на уроке?


Второго

Первого

Высказывают свои предположения.

Особые случаи спряжения

Научиться спряжать глаголы особого случая.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Открытие нового знания

Наглядный: презентация, учебник.

6 мин.

- Продолжим.

- Определить это не трудно. Если вы учтете, что в изменениях слова свистеть все личные окончания ударные. А в слове свистать?

- Кроме того, в изменениях слова свистать сочетание согласных [ст] чередуется с чем?

- А в слове свистеть сочетание [с’т’]  сохраняется во всех изменениях, кроме 1 лица единственного числа.

- Ну, а почему же все-таки в стихотворении ветер свищет, а не свистит?

- Моряк. Наверное так бы и сказал : «Ишь, как ветер свистит! И волна поднялась!»

- Но и у поэта волны не поднимаются, а играют, и ветер не свистит,  а свищет. То же самое, но зато выразительнее, образнее передает настроение.

- Вот и у другого русского поэта Сергея Есенина читаем. На слайде.

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

- В обычной речи мы учитываем различия в выразительности этих слов синонимов. О болельщиках на футбольном матче, что мы говорим?

- А соловьи в роще?

- Ну а в том, что окончания в этих словах- двойниках пишутся по-разному, большой беды нет.

- Разобраться в этих хитростях не так уж и трудно.

- Есть в русском языке еще несколько слов подобных этому. Но о них вы узнаете в старших классах.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Слушают учителя.

Безударные

[щ’]

Высказывают свои предположения

Читают строки из стихотворения

Они свистят

Свищут

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

4- 5 мин

- Ребята, а теперь вы сможете определить, что мы напишем в слове свищ_ет? От какого слова оно образовано?

- Молодцы! Теперь вы можете записать стихотворение в тетрадь, теперь то вы точно не допустите ошибку.

-Запишите число и «классная работа». Запишите стихотворение и подчеркните все орфограммы.

- На слайде эталон, проверьте себя самостоятельно. Если нет ошибок, поставьте 5 карандашом.

-Молодцы!

Выполняют задание.

Да, свищЕт. От слова свистать.

Выполняют задание.

К: умение полно и точно выражать мысли; планирование учебного сотрудничества, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

Самостоятельная работа

Словесный: беседа.

Наглядный: дневник, учебная презентация

- Вы хорошо разобрались!

-Задание для выполнения самостоятельно. У вас на партах лежат листочки, каждому по одному. Образуйте от слова свистеть новое слово с помощью суффикса –ну- и запишите.

- изменилось ли при этом спряжение слова? Почему?

- Какая новая орфограммы появилась в основе слова свистнуть?

- Как вы думаете, отличаются ли слова  свистеть и свистнуть по своему значению?

Выполняют самостоятельно задание.

Свистнуть

Высказывают свое мнение.

свисТнуть

Да. Свистеть – это полное действие, есть идти и свистеть.

Свистнуть- это позвать кого-то свистом, свистнуть кому-то, неполное действие.

Р: саморегуляция

Этап включения в систему знаний.

Словесный: беседа.

Наглядный: дневник,

учебная презентация

5 мин.

- Прочитайте, как автор называет парус?

- Что это за слово, что оно означает?

- вижу, что затрудняетесь. Возьмите словарь. Прочитайте, что такое мятежный.

 

-Скажите своими словами, что это?

- Почему автор назвал так парус?

- Скорее всего, Лермонтов  ассоциирует парус с человеком. Который не спокоен, ищет себя.

- Молодцы.

Мятежный.

мятежность — бурность, революционность, тревожность, неистовость

Высказывают

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Этап рефлексии

деятельности.

Словесный: беседа.

Наглядный: дневник,

учебная презентация

5 мин.

- Ребята, какова была тема урока?

- Какую мы ставили цель?

 - Встаньте те, что смог выполнить все задания на уроке?

- У кого, что- то не получилось. Будьте внимательнее на следующем уроке и все у вас получилось?

- Покажите мне красную фишку, если вам понравился урок, а кому что- то не понравилось, покажите фишку синего цвета.

- Запишите домашнее задание. Придумайте и запишите по одному высказыванию с этими словами в 3-м лице единственного числа.

- Молодцы! Было приятно с вами поработать. Отдыхайте.

Определение спряжения в глаголах особого случая

 Высказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность на уроке.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол. Зарепление" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Глагол. Закрепление"  Цели деятельности учителя: формировать понятие о глаголе, его отличительных признаках и роли в речи; развивать речь, коммуникативн...

Конспект урока по русскому языку "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс

Конспект урока по русскому языку  "Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения" 4 класс...

Конспект урока "Решение задач с помощью чертежа" (УМК "Эльконин-Давыдов", 1 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Спряжение глаголов".

ТИП УРОКА: Урок применения знаний и умений (урок закрепления). ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Определение спряжения глаголов по неопределённой форме" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения распознавать спряжение глагола по неопределённой форме, правильно писать безударные личные окончания.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающи...