Русский язык
план-конспект урока по русскому языку

Шаповалова Юлия Леонидовна

В разделе  "Русский язык" представлены конспекты уроков, игр, интересных заданий по русскому языку в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Виды работ со словарными словами. Тема «Овощи»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для обобщения и систематизации знаний.

Задачи

Образовательные: Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: Содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм,

запоминания правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: Побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”;
  • работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания;
  • совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем.

Личностные:

  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • понимать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
  • понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Оборудование урока:

-презентация на интерактивной доске;

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся.


Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Давайте поздороваемся и начнём урок.

Проверьте, пожалуйста, наличие на партах: ручек, карандашей, карточки для выполнения заданий, «звуковых линеек», комплекта кружков красного, синего, зелёного цвета.

  1. Минутка чистописания.

Ребята, для того, чтобы узнать, какую букв мы будем прописывать, отгадайте ее. Я дам вам характеристику букве.

Эта буква обозначает согласный звук, может обозначать как мягкий звук, так и твердый, звонкий,  имеет  пару по глухости (п) или (п,).

Б Б Б

Без труда нет и плода.

3. Обобщения и систематизации знаний.
Учитель читает загадки, дети отвечают. Учитель вывешивает картинку, дети подписывают, ставят ударение.

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

(Горох)

Их парят, варят, даже жарят,

Сырыми в пищу потребляют,

Консервируют и солят,

И называю их все …

Ответ: Овощи



Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

 А копать под осень стали

 Не одну нашли, а десять.

— картошка —

Листья собраны в кочан

 В огороде у сельчан.

 Без нее во щах не густо.

 Как зовут ее?

— Капуста —

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

 — морковь —

Под землею подрастала,

 Круглой и бордовой стала.

Под дождем на грядке мокла

И попала в борщ к нам…

 — свекла —

Он бывает, дети, разный

– Желтый, травяной и красный.

 То он жгучий, то он сладкий,

 Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

— перец —

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный…

— помидор —

Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые.

  1. — огурцы —

Учитель: как одним словом мы назовём перечисленные вами продукты?

Ответ детей: Это овощи.

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о пользе многих овощей и о правильном написании словарных слов.

Какие слова мы называем словарными?

Нам будет легче запомнить написание словарного слова, если мы будем знать его значение.

  Трудные учить слова

  Помогает нам игра.

Инсценировка «Овощные истории» .


Выступают дети. «Головной убор» - овощ, от имени которого выступает ребёнок.

По ходу инсценировки на слайдах презентации  с изображением  карты мира появляются изображения овощей и названия стран, откуда  произошли названные овощи.

Учитель

          Заспорили однажды овощи на грядках - кто из них самый полезный? Разговор начала капуста.

 (Выходят «капуста» и «огурец»)

Капуста:

Поглядите – я кочан!
Я кочан капустный! 
Сто одежек и тюрбан
И внутри не пусто.
Хоть варите, хоть солите,
Молодость свою храните!

Учитель

           Человек познакомился с капустой  давным давно.Первыми начали возделывать капусту древние племена Испании.

Огурец

            А почему, капуста, тебя так назвали?

Капуста

            Мое имя – от латинского слова «капут» - «голова». Меня очень любили в Древнем Египте. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Я очень полезна для пищеварения. В течение всей зимы в квашеной капусте сохраняются нужные человеку витамины. Считалось, что капуста помогает при заболеваниях печени и желудка, заживляет раны, нарывы, улучшает зрение.  Так что я очень полезный овощ, не то, что маленький огурец.

Учитель

           Когда маленький зеленый огурец услышал такие слова, то он очень обиделся. Ведь это по вине капусты он стал иметь такой вид. А было так. Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец бросился в воду, а кочан капусты стоял на берегу до вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.

Огурец

Я превосходный огурец,
Зеленый, крупный, сладкий,
Мне надоело, наконец, 
Лежать на черной грядке.

Учитель

            Родина  огурцов –Индия, но огурцы возделывали и в Древнем Египте, и в Греции.

Огурец

             Я не богат питательными веществами. И все-таки, я – любимый овощ. Как и капуста, я стал известен очень давно. В Древнем Египте богатые люди для здоровья пили огуречный сок, моим соком лечились от лихорадки и собачьих укусов, применяли как незаменимое  средство, очищающее и предохраняющее кожу от старения. Огурцы употребляются в пищу уже около 6000 лет!

Капуста

              Расскажи, огурчик, о своем названии.

Огурец

              В переводе с древнегреческого языка «огурец» значит «неспелый, несозревший». И в самом деле, мои плоды идут на стол незрелыми, а спелые желтые огурцы идут на семена.

(Появляется «помидор»)

Помидор

              Ну, что вы его обижаете? Меня тоже едят зеленым.

Капуста

              И этим ты решил похвалиться?

Помидор

Помидором все довольны:
В помидорах витамин.
Я хорош соленый, свежий,
Я в салатах господин.
Я на кухне вам товарищ –
Без меня борща не сваришь!

Учитель

                 Родина  помидора– Италия.

Помидор

                 В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко». В Россию меня завез из Франции богач и меня долгое время выращивали для красоты, как цветы на клумбе. В конце концов, нашелся смелый человек, отведал плоды – и остался жив. В России впервые меня стали выращивать на огородах Одессы в 1850 году.

 (Появляется картофель.)

Картофель

Хоть хвалиться неприлично,
Но я должен вам сказать,
Без картошки на «отлично»
Ни поесть, ни поплясать …
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец!
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт,
И недаром же картошку
Вторым хлебом все зовут

Учитель

              Родина картофеля –Южная Америка.. В Россию первый мешок картофеля был прислан из Голландии Петром I.

Картофель

                  Квртофель в России уже давно все называют вторым хлебом. Привез его Петр I. Картофель долго не приживался в нашей стране. Этот овощ раньше называли «земляным яблоком» , а  в некоторых районах России картофельное пюре и сейчас называют яблочницей.   На придворных балах меня подавали как редкое и лакомое блюдо и посыпали  сахаром.

                  Да, витаминами мы все богаты. А что интересного может рассказать о себе морковка?

Морковь

Про меня рассказ недлинный –
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

Капуста

             Я - овощ «счастья». Меня сажали на Руси в специальных огорода – «капустниках», приговаривая : «на счастье». На Руси этот «здоровый» овощ ели и сырым, и сквашенным.  Я - царский овощ. Щи очень любил Иван Грозный.

Морковь

                В средние века меня считали лакомством гномов. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром в ней найдешь слиток золота; ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Картофель

                И что же, получали люди золото?

Морковь

                 Доверчивые люди носили в лес миски, но золота, увы, в них не находили.

Учитель

И долго еще спорили овощи,
Кто из них, из овощей,
И вкуснее, и нужней,
Кто при всех болезнях
Будет всем полезен!

Но пришла хозяйка в огород и стала собирать овощи в корзину.

Задание 1.

Фонетический разбор.

Загадка.

Здесь мы овощи сажаем,

Грядки полем, поливаем.

Не ленись и не зевай, чтобы вырос урожай!

Транскрипция слова: [агарот]

о — [а] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, звонкий парный, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый
о — [о] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый

В слове 6 букв и 6 звуков.

Цветовая схема: огород

Задание 2.

Загадка.

…огородные плоды и зелень. Древнерусское слово. Буквально – «то, что растёт».

(овощи)

Собери пословицы и запиши.

  1. Всякому овощу своё время.
  2. Не вырастишь овощей – не сваришь щей.

Задание 3.

Перед выполнением следующего задания   вспомните, чем отличаются буквы от звуков.

 Задание: записать слова,  посчитать количество букв и звуков в словарных словах, указать в карточке  

В-1

       

________________   ___________  _________________

_______________  ______________  _______________

В-2

  _______________  ______________  _______________

________________   ___________  _________________  

Проверка: слайд

Задание 4.

Найди в буквенной цепочке словарные слова

Вариант-1

Овощиаеагпшогурецрреангорохенпгрсвёклалтлькартофельложо

Задание 4.

Найди в буквенной цепочке словарные слова

Вариант-2

Ллрчпомидорнркморковьзщаакапустазшгариперецщомвогорода

  1. Физминутка.

Мы устали, засиделись

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(одна рука вверх, другая вниз, руками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

Задание 5. Кроссворд.

        https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/124e/0002352d-4b32e202/hello_html_1f999dab.jpg

1. В средние века меня считали лакомством гномов

2. Голова на ножке, в голове горошки.

3. Над землей трава,
Под землей бордовая голова.

4. Этот овощ раньше называли «земляным яблоком»

5. В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко».

6.В переводе с древнегреческого языка «…» значит «неспелый, несозревший».

  1. Подведение итогов урока. + сигнальные карты.


Подведём итоги урока. 

Какие слова мы сегодня изучали на уроке?

Почему они называются словарными словами?

Где в жизни нам могут пригодиться полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...