План-конспект урока по русскому языку в 4 к лассе " с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Захарова Татьяна Ивановна

Материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Наречие как часть речи"с презентацией. В данном материале представлены карточки для групповой и парной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx37.33 КБ
Файл prezentatsiya_k_zachyotnomu_uroku.pptx103.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наречие как часть речи» (4 класс)

УМК «Школа России»

Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16»

города Новочебоксарска

Захарова Татьяна Ивановна

Цель урока:  

  • создание  условий   обучающимися  для открытия  новой  части  речи  -наречия;

Планируемые результаты:

Предметные:

- находить наречия в тексте;

- задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются;

- выделять в тексте словосочетания, в которые  входит наречие;

- употреблять наречия в письменной и устной речи;

- определять роль наречий в предложении и тексте;

- выполнять морфологический разбор слова;

- классифицировать слова на группы по грамматическим признакам.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- выявлять затруднения, устанавливать причины их возникновения;

- составлять план действий по решению проблемной ситуации;

- самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Личностные:

- находить выход из сложившейся ситуации, адекватно реагировать на возникшие затруднения;

-формировать уважение к иному мнению;

- развивать самостоятельность;

- проводить  самооценку.

Ход урока

1.Организационный момент.

(проверка готовности к уроку)

2. Минутка чистописания.

Сс  Ссс

Скоро наступит снежная зима.

- Что мы знаем о букве С?

- Объясните выбор букв на месте орфограмм.

- Найдите грамматическую основу предложения.

-Мы попозже вернёмся к этому предложению и продолжим над ней работу.

3.Актуализация знаний учеников

1) Словарная работа. (слайд №3)

   На доске написаны слова:

Н_род, завтр_, ч_рный, б_седа, дев_чка, г_товить, р_шение..

У доски – 1 ученик.

-Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

-Вставьте в словах непроверяемую орфограмму, над словами укажите часть речи.

-Назовите имена существительные.

-Что такое имя существительное?

-Назовите глаголы. Что такое глагол?

_Какая часть речи ещё вам встретилась?

-Что такое имя прилагательное?

-По какому плану вы рассказывали о каждой части речи?

(как называется, что обозначает, на какие вопросы отвечает, роль в предложении)

На доске – кластер

Часть речи

Что обозначает

Вопрос

Роль в предложении

Над каким словом стоит вопросительный знак?

-На какой вопрос отвечает это слово?

-А к какой части речи относится слово «завтра», мы можем узнать, если возьмём по одной букве из каждого словарного слова и из них составим слово.

Из 1-го слова возьмите 1-ую букву,  из 2-ого- 2-ую и т.д.

_ Какое слово получилось? (Наречие)

-Значит, к какой части речи относится слово «завтра»?

-Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет )

-Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)

Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?, где?, куда?, когда?, откуда?. В предложении является второстепенным членом. (слайд №4)

Сформулируйте тему и задачи урока. 

(Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

4..Работа по теме урока.

1) (упражнение над предложением из минутки чистописания)

-Укажите над словами  части речи.

-_Выпишите из предложения словосочетания.

- Сколько словосочетаний получилось?

К какому слову относится имя прилагательное?

-Почему? (обозначает признак предмета)

- А какому слову относится наречие «скоро»?

-Почему? (обозначает признак действия)

-Попробуйте прочитать предложение без наречия.

-А для чего в предложениях используют наречия?

Вывод: наречие обозначает признак действия потому, что относится к части речи – глаголу. Наречия делают предложение более  понятным, выразительным.

Наречие как часть речи появилось давно. Древние римляне эту часть речи так и называли: «приглаголие».

2).Работа по учебнику

Упр. 127 (с. 74).

-Сейчас мы поупражняемся ставить вопросы к наречиям.

- Прочитайте слова и подумайте, какие вопросы можно поставить к этим словам?

Когда ? – 1ряд             где?- 2-й ряд             куда? 3 –ряд           откуда?

-Сейчас мы поиграем в игру «Самый внимательный».

Я буду называть слова-наречия, а вы будете поднимать руки. Но руки поднимает только тот ряд, если наречие отвечает на вопрос вашего ряда.

-А теперь выпишите пять слов-наречий, отвечающих на вопросы вашего ряда.

( Самостоятельная работа)

Вывод: наречия отвечают на вопросы Где? Куда? Откуда? Как? Когда?

 5. Физкультминутка.

-Найдите в тексте физкультминутки наречия, задайте к ним вопрос от главного слова.

6.. Работа над закреплением нового материала.

1). наблюдение над частью речи- как неизменяемая часть речи

(работа по группам -6 групп)

-Давайте вернёмся к правилу о наречии и ещё раз прочитаем, что там написано об этой части речи. Учёные пишут, что наречие- неизменяемая часть речи. Так ли это?. Давайте произведём исследование. На ваших листочках- заданиях попробуйте менять часть речи – наречие по команде вопросов.  В конце сделайте вывод.

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.1 карточка- 1 группа.

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

                     ед.ч.                                              мн.ч.

Образец:  прилетел     (когда?)         рано            прилетели      (когда?)       рано;

                 запел            (               ?)                        запели             (______?)                      ;

                 проснулся   (________?)   _______       проснулись     (______?)   __________;  

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 карточка -2 группа.

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

                                           

Образец:  М.р -     пришел   ( когда ?)      рано;

                 Ж.р -     пришла   (_______?)    _________;

                Ср.р. -     пришло   (_______?)    _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 карточка- 3 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец:    прош.время         появились          ( когда ? )          рано;

                   наст.время            цветут            (________?)      ___________;

                   будущ. время       разольются     (________?)      ___________;

                   

   Сделайте вывод!

 Наречия по временам ___________________________________________________.

4 карточка -4 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного  числа?

Образец:   1 л:   я                          встаю            ( когда ? )     рано;

                  2 л:   ты                      встаёшь     (_______?)    _________;

                  3 л:   он (она, оно)     встаёт    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!        

Наречия по лицам ___________________________________________________.

5 карточка – 5 группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?

Образец:   1 л:   мы         встаем      ( когда ? )     рано;

                  2 л:   вы        встаете     (_______?)    _________;

                  3 л:   они       встают    (_______?)    _________;

   Сделайте вывод!

 Наречия по лицам ___________________________________________________.

6 карточка -6  группа

Понаблюдайте!                                                     Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они  отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________________________________________________

Чего? __________________________________________________________________

Чему? __________________________________________________________________

Чем? ___________________________________________________________________

О чем? __________________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________

Проверка исследовательской работы.

-Какое исследование провели?

 Какай вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!              Наречие -  неизменяемая         

Наречие не изменяется по временам!         часть речи.

Наречие не изменяется по лицам!

Наречие не изменяется по падежам!

2).. Работа в парах(по карточкам)

- Замените фразеологизмы на их значение при помощи  наречий, поставьте к ним вопросы.

Замените фразеологические обороты наречиями.

Сломя голову -____________________________

В двух шагах -  ___________________________

Во всё горло - _____________________________

Льёт как из ведра - __________________________

Пальчики оближешь - __________________________

На краю света    -        __________________________

Кот наплакал  -      ___________________________

Черепашьим шагом -   _________________________

Ни свет, ни заря  -         _________________________

В двух словах   -    ___________________________

3).Работа по учебнику Упр. 126 (с. 74).Прочитайте.

  • Назовите наречия.
  • Прочитайте текст с наречиями и без них.
  • Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? 
  • (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)
  • Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

-На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?

-Какую роль играют наречия в предложении?

7. Рефлексия

-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Если на уроке было всё понятно, на полях нарисуйте зелёный кружочек, если не всё было понятно – жёлтый кружочек, а если ничего не поняли – красный кружочек.

8. Подведение итога урока:

-С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы узнали о наречии как части речи?

(выставление отметок)

9.Домашнее задание

Упр. 126 (с. 74)





 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Наречие как часть речи» (4 класс) УМК «Школа России» Урок подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №16» города Новочебоксарска Захарова Татьяна Ивановна

Слайд 3

н _род з а втр_ ч_ р ный б_с е да дев_ ч ка г_тов и ть р_шени е

Слайд 4

н арод з а втра чё р ный бес е да дево ч ка готов и ть решени е

Слайд 5

Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?, где?, куда?, когда?, откуда?. В предложении является второстепенным членом.

Слайд 6

Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Чтоб на травке жил жучок, Бегал быстрый паучок. Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл. Чтоб флажок на доме был, А за домом ёжик жил.

Слайд 7

1 карточка- 1 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано; запел ( ? ) запели (______?) _______ проснулся (_______?) _______ проснулись (______?) __________ Сделайте вывод! Наречия по числам _____________________________________________________.

Слайд 8

1 карточка- 1 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа? ед.ч. мн.ч. Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано; запел ( ? ) рано запели (______?) рано проснулся (_______?) рано проснулись (______?) рано Сделайте вывод! Наречия по числам не изменяются .

Слайд 9

2 карточка -2 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Образец : М.р - пришел ( когда ?) рано Ж.р - пришла (_______?) _________ Ср.р . - пришло (_______?) _________ Сделайте вывод! Наречия по родам ________________________

Слайд 10

2 карточка -2 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода? Образец : М.р - пришел ( когда ?) рано Ж.р - пришла (_______?) рано Ср.р . - пришло (_______?) рано Сделайте вывод! Наречия по родам не изменяются .

Слайд 11

3 карточка -3 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец : прош.время появились ( когда ? ) рано наст.время цветут (________?) ________ будущ . время разольются (________?) _______ Сделайте вывод! Наречия по временам ____________________________________________

Слайд 12

3 карточка -3 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени? Образец : прош.время появились ( когда ? ) рано наст.время цветут (________?) рано будущ . время разольются (________?) рано Сделайте вывод! Наречия по временам не изменяются.

Слайд 13

4 карточка -4 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано 2 л: ты встаёшь (_______?) _________ 3 л : он (она, оно) встаёт (_______?) _________ Сделайте вывод! Наречия по лицам ______________________________________

Слайд 14

4 карточка -4 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа? Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано 2 л: ты встаёшь (_______?) рано 3 л : он (она, оно) встаёт (_______?) рано Сделайте вывод! Наречия по лицам не изменяются .

Слайд 15

5 карточка – 5 группа Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа? Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано 2 л: вы встаете (_______?) _________ 3 л : они встают (_______?) _________ Сделайте вывод! Наречия по лицам ____________________________________

Слайд 16

5 карточка – 5 группа Понаблюдайте ! Обсудите в группе! Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа? Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано 2 л: вы встаете (_______?) рано 3 л : они встают (_______?) рано Сделайте вывод! Наречия по лицам не изменяются .

Слайд 17

6 карточка -6 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе ! Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так , чтобы они отвечали на один из падежных вопросов : Что? ______________ Чего ? _____________ Чему? ____________ Чем? ______________ О чем? ___________ Сделайте вывод ! Наречия по падежам ________________________

Слайд 18

6 карточка -6 группа. Понаблюдайте ! Обсудите в группе ! Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так , чтобы они отвечали на один из падежных вопросов : Что? ______________ Чего ? _____________ Чему? ____________ Чем? ______________ О чем? ___________ Сделайте вывод ! Наречия по падежам не изменяются .

Слайд 19

Наречие не изменяется по числам! Наречие не изменяется по родам! Наречие - неизменяемая Наречие не изменяется по временам! часть речи . Наречие не изменяется по лицам! Наречие не изменяется по падежам!

Слайд 20

Наречие – это неизменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы как?, где?, куда?, когда?, откуда?. В предложении является второстепенным членом.

Слайд 21

Замените фразеологические обороты наречиями, поставьте к ним вопросы Сломя голову -____________________________ В двух шагах - ___________________________ Во всё горло - _____________________________ Льёт как из ведра - __________________________ Пальчики оближешь - __________________________ На краю света - __________________________ Кот наплакал - ___________________________ Черепашьим шагом - _________________________ Ни свет, ни заря - _________________________ В двух словах - ____________________ _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...