Конспект урока по теме: «Единственное и множественное число имён существительных» (2 класс).УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Голобородько Любовь Николаевна

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «Единственное число имён существительных» и «Множественное число имён существительных», формирование умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; определять число имен существительных.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся учатся определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам.

Личностные: учащиеся учатся воспитывать аккуратность, уважение к другим людям.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 2 класс. Ч 2 / Канакина В.П., Горельский В.Г.. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки с заданиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 20.02.2018                                                                                         Учитель: Ходыкина М. Ю. ______________

Школа: № 152                                                                                         Студент: Голобородько Л.,  35 группа

Класс: 2-В                                                                                                Методист: Зубарева Н. С.______________

Кабинет: 214

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «Единственное число имён существительных» и «Множественное число имён существительных», формирование умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; определять число имен существительных.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся учатся определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам.

Личностные: учащиеся учатся воспитывать аккуратность, уважение к другим людям.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 2 класс. Ч 2 / Канакина В.П., Горельский В.Г.. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014., презентация, карточки с заданиями.

Этап урока

Метод и приём

Хронометраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

17:55-17:56

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Николаевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Посмотрите на соседа улыбнитесь, теперь посмотрите на меня и улыбнитесь.

 -Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствуют

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

17:56-18:01

Запишите сегодняшнее число (20 февраля). Классная работа.

Пишут каллиграфически.

 

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Практический: каллиграфическое упражнение, самоконтроль

18:01-18:04

Минутка чистописания

На доске написана заглавная и строчная буква Кк,  даны слова карусель, кошка, камин, канат, книги, вам нужно прописать букву Кк всю строчку, а на следующей написать слова. Первое слово большой буквы, остальные с маленькой через запятую.

Кто написал, руку на локоток.

Назовите из слов, которые вы написали лишнее и объясните, почему именно это слово.

Пишут каллиграфически. Записывают в тетрадь.

Кошка- одушевлённое, остальные неодушевлённые.

Книги- слово стоит во множественное число, остальные в единственном числе.

Словесный: вопрос- ответ

18:04-18:05

Что вы знаете об имени существительном?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа; в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Практический: списывание в классификацией, самопроверка по образцу

18:05-18:09

Словарная работа

-На слайде вы видите слова, ваша задача записатьв столбик, с маленькой буквы.

Береза, завод, карандаш, девочка, корова, картина.

- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Какие части речи вы записали?

- Эти слова обозначают один предмет или много?

- Измените, слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик, напротив слова единственного числа запишите преобразованное слово.  

Кто может сказать, по какому принципу я разделила слова?

Группируют и записывают слова в столбик.

Читают слова.

Имена существительные

Эти слова обозначают один предмет

береза

завод

карандаш

девочка

корова

картина

березы

заводы

карандаши

девочки

коровы

картины

В первом столбике слова единственного числа, а во втором - множественного.

П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы; строить логическую цепь рассуждений.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

18:09-18:10

Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.

Определим цели урока

"Единственное и множественное число имён существительных".

  • Узнать, какие бывают числа имён существительных;
  • Научиться определять числа имён существительных;
  • Научиться изменять имена существительные по числам.

Л.: самостоятельно определять тему, ставить цели.

IV.Открытие нового знания

Практический:

устное задание

18:10-18:12

Фронтальная работа

Сейчас, мы поработаем устно. Я буду читать вам слова, вы должны будете определить их число и поставить во множественное. Отвечаем по поднятой руке.

Дом-..., яблоко- ..., кровать-..., стул-..., птица-..., дверь-... .

Выполняют задание устно.

Дерево- ед.ч., потому что обозначает один предмет, дома- мн.ч., потому что обозначает два или несколько предметов.

Яблоко- ед.ч., потому что обозначает один предмет, яблоки- мн.ч., потому что обозначает два или несколько предметов.

Кровать- ед.ч., потому что обозначает один предмет, кровати- мн.ч., потому что обозначает два или несколько предметов.

Стул - ед.ч., потому что обозначает один предмет, стулья- мн.ч., потому что обозначает два или несколько предметов.

Птица- ед.ч., потому что обозначает один предмет, птицы- мн.ч., потому что обозначает два или несколько предметов.

Дверь - ед.ч., потому что обозначает один предмет, двери- мн.ч., потому что обозначает два или несколько предметов..

Практический:

устное задание

Словесный: эвристическая беседа

18:12-18:15

Откройте учебник на странице 61, упражнение 104 выполним устно.

Прочитайте слова:

конфета

книга

альбом

конфеты

книги

альбомы

Докажите, что это имена существительные?

В чём сходство и различие этих слов?

Прочитайте слова, которые обозначают один предмет. В форме какого числа они стоят?

Какие слова обозначают два или несколько предметов? В форме какого числа они стоят?

- Какое число употребляют для обозначения одного предмета?

- Какое число употребляют для обозначения двух или более предметов?

- Какой можем сделать вывод?

Отвечают на вопрос "что?"

Сходство в том, что обозначают предмет, различие в числе.

Конфета, книга, альбом.

В форме ед.ч.

Конфеты, книги, альбомы.

В форме мн.ч.

Единственное

Множественное

Вывод. Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;

для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

П.:  умение осознанно строить речевые высказывания в устной виде

Практический: чтение учащихся.

18:15-18:17

Кто прочитает правило, которое находится на этой же странице?

Читают правило

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: списывание с орфографическим заданием.

18:17-18:22

Работа по вариантам

Выполним упражнение 105. Делим лист на два столбика, в первом столбике напишите Ед.ч, во втором- Мн.ч. Выполняем по цепочке, читаем слово, определяем число и говорим орфограмму. Остальные у себя в тетради. Поднимите руку, кто не понял задание.

Волга, л.сник, друз.я, м.л.ток, маш.ны, мес.ц, м.сквичи, мал.чики, ур.жай, Ил.я, к.ртины, т.варищи, б.льница, м.ряки, Р.ссия, д.кабрь, л.сята, М.сква.

Кто сможет рассказать правило по таблице, которая находится на доске?

Выполняют задание.

Ед. ч.

Мн. ч.

Волга;

лесник;

молоток;

месяц;

урожай;

Илья;

больница;

Россия;

декабрь;

Москва.

друзья;

машины;

москвичи;

мальчики;

картины;

товарищи;

моряки;

лисята.

Повторяют правило

П.:  умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде

18:22-18:23

Физминутка

Вышли уточки на луг

Кря, кря, кря.

Полетел зеленый жук

Ж - ж - ж.

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли.

Зашумел в пруду камыш

Ш - ш – ш

И опять настала тишь.

Повторяют движения.

Словесный: вопрос- ответ

18:23-18:24

Фронтальная работа

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Да или нет».

Я буду произносить какое – либо высказывание, если вы с ним согласны, то хлопаете в ладоши, если нет, топаете.

Итак, начинаем:

- Имена существительные изменяются по числам.

- В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов.

- Существительное «кошка» употреблено в единственном числе.

- Существительное «цветок» употреблено во множественном числе.

Выполняют задание.

Хлопают

Топают

Хлопают

Топают

П.:  умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

списывание с

грамматическим

заданием, самопроверка.

18:24-18:31

Дифференцированная работа

На странице 62 даны два упражнения 106 и 107, выберите одно, внимательно прочитайте задание и выполните в тетрадях.

Поднимите руку те, кто выполнял 106 упражнение, читаем по цепочке и говорим правило, остальные проверяем у себя в тетради.

Поднимите руку те, кто выполнял 107 упражнение, читаем по цепочке и говорим правило, остальные проверяем у себя в тетради.

Упражнение 106.

1) Туфля (ед.ч.)- туфли (мн.ч.), ягода (ед.ч.) - ягоды (мн.ч.), море (ед.ч.)- моря (мн.ч.), облако (ед.ч.)- облака (мн.ч.).

2) Простыни (мн.ч.)- простыня (ед.ч.), улицы (мн.ч.)- улица (ед.ч.), блюдца (мн.ч.)- блюдце (ед.ч.), одеяла (мн.ч.)- одеяло (ед.ч.).

Упражнение 107.

  1. Воробей (ед.ч.)- воробьи (мн.ч.), дерево (ед.ч.) - деревья (мн.ч.), крыло (ед.ч.) - крылья (мн.ч.), стул (ед.ч.) - стулья (мн.ч.), ручей (ед.ч.) - ручьи (мн.ч.).

Мягкий разделительный знак.

  1. Чиж (ед.ч.) - чижи (мн.ч.), малыш (ед.ч.) - малыши (мн.ч.), ёрш (ед.ч.) - ерши (мн.ч.), стриж (ед.ч.) - стрижи (мн.ч.).

-жи, -ши – пиши с буквой и

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение действовать по плану

К.: построение речевого высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Практический: чтение

18:31-18:32

Кто запомнил правило и может рассказать его? Приведите примеры изменения имён существительных по числам.

Повторяют правило.

Приводят примеры.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: вопрос- ответ; слово учителя.

18:32-18:35

Ребята, какая тема у нас сегодня была на уроке?

Какие цели мы ставили?

Достигли  мы их?

Ребята, поднимите руку, кто усвоил тему и все задания решал с легкостью. Поднимите руку, кто не уверен в своих силах и ему было сегодня трудно..

Молодцы! Урок окончен!

Подводят итог урока.

"Единственное и множественное число имён существительных".

  • Узнать, какие бывают числа имён существительных;
  • Научиться определять числа имён существительных;
  • Научиться изменять имена существительные по числам.

Р.: анализировать собственную работу.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Дополнительное задание: Ягоды, силач, берёза, ёжик.

Мальчики выписывают слова, которые стоят в единственном числе, а девочке- во множественном. Нужно сделать звукобуквенный анализ, выписанных слов.

Я/го/ды- 3 сл., 6 зв., 5 б.

я - [й]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.

     [а]- гласный, ударный.

г- [г]- согласный, парный, звонкий, твёрдый

о-[о]- гласный, безударный

д-[д]- согласный, парный, звонкий, твёрдый

а-[а]-  гласный, безударный

Си/лач- 2сл., 5 зв., 5б.

с — [с’] — согласный, парный глухой, мягкий
и — [и] — гласный, безударный
л — [л] — согласный, непарный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
ч — [ч’] — согласный, непарный, глухой, мягкий, шипящий.

Бе/рё/за- 3 сл., 6 зв., 6б.

б — [б’] — согласный, парный, звонкий, мягкий
е — [и] — гласный, безударный
р — [р’] — согласный, непарный, звонкий, мягкий
ё — [о] — гласный, ударный
з — [з] — согласный, парный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный

Ё/жик- 2 сл., 5 зв., 4 б.

ё — [й’] — согласный, непарный, звонкий, мягкий
        [о] — гласный, ударный
ж — [ж] — согласный, парный, звонкий, твёрдый, шипящий
и — [ы] — гласный, безударный
к — [к] — согласный, парный глухой, твёрдый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и мн...

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные...

3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числеЗадачи урокаДидактические:Знать понятие прилагательного как части речи; вопросы,...

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числеЗадачи урокаДидактические:Знать понятие прилагательного как части речи; вопросы, на которые отвечает ...

Технологическая карта урока русского языка: "Единственное и множественное число имён прилагательных" (2 класс) УМК Школа России

Цель урока: Формирование понятия о единственном и множественном числе имени прилагательного, умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Задачи урока:Дидактические...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число имён существительных" ( 2 класс), УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия об изменении имён существительных по числам, умения определять число имен существительных.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак...