Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Предмет: русский язык

Класс: 2е

Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цели урока: учить определять число имен существительных, упо­треблять в речи формы единственного и множественного числа.

Планируемые результаты:

·        Предметные: – учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число;
                        – использовать специальную терминологию при определении части речи;

                        – изме­нять имена существительные по числам.

·        Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                        – развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                        – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                      

Тип урока: комбинированный 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2е

Тема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»

Цели урока: учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число;
                            – использовать специальную терминологию при определении части речи;

                        – изменять имена существительные по числам.

  • Личностные:  воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                           –
    развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                            – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                       

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

- Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Практич.: словарный диктант

4 мин

Словарный диктант
- Откройте тетрадки для словарного диктанта. Запишите число. 
Отец, грядка, фамилия, улица, город, Россия, Москва, товарищ, чаща, морковь.

Выполнять словарный диктант

Личностные  воспринимать нашу речь.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: изменение числа имени существительного

Словес.: определение темы урока

7 мин

- Запишите словарные слова в столбик.

Береза, сахар, заяц, карандаш, девочка, тарелка, мебель.

- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Какие части речи вы записали? (Имена существительные).

- Эти слова обозначают один предмет или много? (Эти слова обозначают один предмет).

- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, запишите их во второй столбик.

- У какого существительного вы не смогли образовать такую форму? (Сахар)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?(Изменять имена существительные по числам).
- Какую цель мы поставим перед собой? (Научиться изменять имена существительные по числам. И находить слова, которые употребляются только в единственном и множественном числе).

Изменять существительные по числам

Определять тему и цель урока

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Словес.: сравнение правила

Слов.: устно определять число существительного


Практич.: выполнение

Физкультминутки
Словес.: повторение правила

Словес.: объяснение орфограмм
Практич.: выполнение упражнения

Практич.: осуществление проверки

Словес.: обобщение

Словес.: повторение правила

Словес.: обобщение

Словес.: разбор упражнения

Практич.: выполнение упражнения

Словес.: осуществление проверки
Словес.: обобщение

24 мин

- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет). Во множественном числе? (Два предмета и больше).
- Прочитайте правило совы на странице 61. Что правило в учебнике дополняет нашему выводу?
- Давайте сыграем в игру «Один-много». Если я называю существительное единственного числа, то вы поднимаете одну руку, а если множественного, то обе руки:
дом, картофель, заяц, ножницы, часы, стрела, стрелы, кровать, сахар, дерево, сани, яблоки.
- Вижу, вы научились определять число имён существительных устно, а после физкультминутки я посмотрю, как ваши знания на письме.

Физкультминутка

- Расскажите мне правило, с которым мы сегодня познакомились.
- Прочитайте задание в упр. 105. Объясните пропущенные  орфограммы. (Учащиеся по цепочке объясняют орфограммы).
- Запишите в тетрадках число. Классная работа. Упражнение 105. Разделите страницу на 2 колонки. Первая колонка ед.ч. и мн.ч. В первую колонку мы будем записывать имена существительные в ед. числе, а во вторую во мн. числе. (Работа с комментарием учащихся по цепочке). Каждый работает у себя в тетрадке. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.
- В какие группы мы можем объединить эти слова? (Нарицательные и собственные, одушевлённые и неодушевлённые).
- Повторение правила.
- Ребята, а как вы думаете, есть ли существительные, которые стоят либо в ед. числе, либо в мн. числе? Приведите примеры. (Сахар, ножницы, сани).
- Прочитайте информацию, которая дана на стр. 64. Какой вывод мы можем сделать? (Бывают имена существительные, которые употребляются только в ед.числе или во мн. числе).
- Прочитайте задание в упр. 111 на стр. 64.
- Егор, прочитай слова, которые даны в упражнении.  
- Изменяются ли данные слова по числам? (Изменяются, но не все). Какие из них употребляются только в ед. числе? (сахар, молоко, творог, метро). А какие только во мн. числе? (Санки, ножницы, очки, весы).
- Сейчас первый ряд выписывает те слова, которые изменяются по числам. Второй вариант – в ед. числе, третий вариант – во мн. числе. (Вызвать трёх учащихся к доске).
- Посмотрите на работу одноклассников. Проверьте, всё ли у вас так, как у доски
- Какой мы можем сделать вывод?

Сравнивать правила

Определять устно число имени существительного

Выполнять физкультминутку


Рассказывать правило
Объяснять пропущенные орфограммы

Выполнять письменно упражнение с комментарием

Повторять правило

Делать вывод

Разбирать упражнение

Выполнять упражнение письменно

Осуществлять фронтальную проверку и взаимопроверку

Делать вывод

Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- О каком признаке имени существительного вы узнали?

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?
- Запишите д/з: упр. 106 стр. 62

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта урока русского языка во 2 классе по теме"Единственное и множественное число имён существительных" УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных"...

Тема: Единственное и множественное число имён существительных. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных»Цели урока: проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные...

Тема: Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Работа над ошибками. Единственное и множественное число глаголов»Цели урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными пр...

Тема: Единственное и множественное число глаголов. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Единственное и множественное число глаголов»Цели урока: познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в...

Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС....

3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

Конспект урока по теме: «Единственное и множественное число имён существительных» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «Единственное число имён существительных» и «Множественное число имён существительных», формирование умение употреблять в реч...