Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников
статья по русскому языку

Казанцева Ирина Петровна

В данной статье обоснована необходимость обучения школьников связной речи. Рассмотрены методы и приемы развития связной речи младших школьников, группы речевых упражнений. Учитель раскрывает свои способы подготовки к урокам развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников

И. П. Казанцева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,  г. Исилькуль

В данной статье обоснована необходимость обучения школьников связной речи. Рассмотрены методы и приемы развития связной речи младших школьников, группы речевых упражнений. Учитель раскрывает свои способы подготовки к урокам развития речи.

Ключевые слова: русский язык, связная речь, словарная работа, средства обучения, микротемы, методика.

В современных концепциях начального образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности младших школьников. Воспитание духовно-нравственного и интеллектуально развитого подрастающего поколения во многом зависит от правильной постановки образовательного процесса в начальной школе, в особенности от того, насколько сформированы у учащихся навыки самостоятельного мышления и развита их речь. 

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определённой системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом. Уместно в связи с этим привести слова французского философа М. Монтеня «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им.

Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами. [1]

К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова.

Программа по изучению русского языка в школе предусматривает пять взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курсов: 1) обучение грамоте, 2) фонетика, грамматика, правописание, 3) произношение, 4) развитие речи, 5) чтение

Работу по развитию речи детей начинаю с первых уроков обучения грамоте. Большое внимание уделяю звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работу над устной речью начинаю с расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей со словами, готовлю их для последующей работы над предложением.

Далее по программе водится понятие "текст". Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям повысить уровень их умственного и речевого развития.

Группы приемов и типов речевых упражнений:

Словарная работа:

  • толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;
  • работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения;
  • работа со словарями - толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;
  • исправление ошибок словоупотребления в устной речи;
  • в письменных сочинениях.

Работа над словосочетанием (словосочетание - это момент в процессе создания текста, момент творческого процесса):

  • составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетаний заданного типа;
  • выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
  • введение, включение словосочетаний в предложение и текст;
  • обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.

Работа над предложением:

  • составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов - по теме сочинения;
  • составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
  • распространение предложений, перестройка их структуры;
  • интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
  • свободное составление предложений, фраз;
  • редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Логическая работа:

  • работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
  • построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
  • исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мысли, восполнение пропусков чего-то важного, и т. д.

Упражнения, опирающиеся на теории текста:

  • моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т. е. редактирование своего текста;
  • составление различных типов текстов: описание, повествование и рассуждение. А также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо;
  • передача сюжета в диалогической форме.[2]

Как я готовлюсь к уроку развития речи? Составляю план проведения урока по развитию речи. Определяюсь с типом урока. К примеру, урок-написание сочинения по картине какого-либо известного художника.

Готовлю необходимые средства обучения. Это репродукции картин, записи  музыки, например, «Времена года» (если на картине изображено одно из них).

Как правило, написание сочинения по картине занимает два урока.

Начинаю  урок с вводного рассказа о художнике, знакомлю учащихся с историческими фактами, личностями, которые имели отношение к картине. Создаю компьютерную презентацию, таким образом, чтобы учебный материал был запоминающимся для детей.

Далее составляю вопросы по содержанию сочинения, которые затем будут представлены учащимся для написания их собственного рассказа. Они  направлены на раскрытие сюжетной композиции картины, всех ее основных и второстепенных персонажей. При составлении вопросов беру во внимание возможности учащихся, в частности, их словарный запас, кругозор.

Использую словарную работу на уроке. Написание рассказа по картине – достаточно сложное задание для школьников. Поэтому отдельное внимание уделяю словарной работе. В процессе работы над картиной уточняю лексическое значение некоторых слов.

Далее на уроке провожу  непосредственно написание сочинения. Важно, чтобы это была самостоятельная работа каждого учащегося. Иногда включаю тихую музыку.

В конце урока собираю работы учащихся, подвожу итог, спросив детей о том, что они узнали нового, что им особенно понравилось.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их.

Во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Наибольшие трудности представляют умения раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте. Основные недочеты в раскрытии темы сочинения связаны с неумением раскрыть микротемы текста. В сочинениях учащихся микротемы только называются, отчего сочинение представляет собой перечень фактов, имеющих отношение к теме. Когда речь идет о передаче своего отношения к увиденному, то учащиеся записывают в текст предложения,  передающие настроение автора.

Также наименее сформированными оказываются умения делить текст на части, составлять план текста, полно отражающий его содержание, умение выделять части в собственном тексте.

В изложениях и сочинениях учащихся допускается большое количество речевых ошибок и недочетов. Самыми распространенными из них являются: повторение одних и тех же слов и неудачный выбор слова или употребление слова в несвойственном ему значении.  Анализ изложений показал, что при передаче содержания у учащихся наблюдается тенденция к замене эмоционально  окрашенных слов нейтральной лексикой. Собственные попытки использовать языковые средства выразительности встречаются у одного-двух учеников.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

- развернутые ответы на вопросы;

- анализ прочитанного;

- устные рассказы по теме, по картине, по наблюдениям;

- записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

- диалоги;

- импровизация сказок; словесное рисование;

- письменное изложение; письменное сочинение.

Если подходить с творческой точки зрения, то существуют различные типы творческих речевых заданий: «полет фантазии», сочинение – миниатюра, сочинение – восхищение, сочинение – рассуждение, сочинение – исследование, «Погружение в образ», «Толстые и тонкие вопросы», «Неожиданные свойства предметов, героев» , и т. п.[2]

Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2 - 4-й классы).

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Пусть общение с детьми приносит радость!

Библиографический список

1. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. -С.35-39.

2. Печкурова  О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2003. – 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...

Работа над изложением в начальной школе как компонент развития связной речи младших школьников

Моя работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения школьниковсвязной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценномуобщению, созданию коммуникативного комфорта человека...