Конспект урока "Согласный звук [ ш] и буквы его обозначающие Ш,ш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бахарева Светлана Анатольевна

Урок обучения грамоте в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvashsh_v_1_klasse.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 1 А классе

ТЕМА:    «Согласный звук [ ш ]  и буква его обозначающая Ш, ш».

Цели: - познакомить учащихся со звуком [ ш ]  и буквой его обозначающей;

           - развивать речь учащихся, память, внимание, фонематический слух;

           - воспитывать любовь к животным и окружающим людям.

Формирование УУД:    

Личностные:

 - обладать мотивационной основой учебной деятельности;

 - использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить  сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- уметь давать характеристику изучаемому звуку;

- уметь читать слоги и слова с изучаемой буквой.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).

Методы обучения:  проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая                                    беседа,  элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Технологии:  здоровьесберегающие,  системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, наглядный материал, презентация.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты.

I. Организацион-

ный момент.

 

II.   Мотивация к       учебной деятельно-сти.

Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности через создания доброжелательной атмосферы в классе;

- создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

III.  Актуализация знаний.

Цель: - организовать актуа-лизацию изученных способов действий достаточных для построения нового знания;

- зафиксировать актуализированные способы в речи.

Физминутка (для глаз)

 IV. Самопределе-ние к деятельности

Цель: 

- организовать пос-тановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог;

- организовать формулировку темы и постановку цели урока.

V. «Открытие» новых знаний детьми

Цель:  - познакомить учащихся со звуком [ ш ]  и буквой его обозначающей;

- уметь давать характеристику изучаемому звуку;

- уметь читать слоги и слова с изучаемой буквой.

Физминутка.

VI.    Первичное закрепление.

Цель:  организовать закрепление нового материала

VII. Самостоятель-ная работа.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

VI. Подведение итога урока.

Рефлексия.  

Цель:  - организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, улыбнитесь, чтобы и у нас и у наших гостей было хорошее настроение.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Проверили, садитесь!

- Что ещё нам пригодиться на уроке?  Какие качества нужны? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность…)

- Молодцы. Все эти качества нам пригодятся на уроке.

     Итак, чтение, друзья.
    На вас надеюсь, как всегда.
    Мы хороший дружный класс.
    Все получится у нас!

 - Ребята, а с чем мы  знакомимся на каждом уроке чтения? (Со звуками, с буквами)

            - Для чего мы изучаем буквы? (Чтобы прочитать интересную книгу, узнать что-то                                                                    новое …).

           - Кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг?

Чтобы книги читать

 Надо буквы повторять

 Буквы сделала рука

 А увидят глазки

 Чтоб потом мы без труда

 Прочитали сказки.

- Ребята, на какие две группы делятся звуки?  

- Почему звуки называются гласные и согласные?

- Назовите  гласные обозначающие  твёрдость согласного звука?

- Назовите  гласные обозначающие  мягкость согласного звука?

- Что вы можете сказать о согласных звуках?

- Как отличить букву от звука?

- А сейчас я предлагаю послушать  музыку из любимого вами мультфильма.

- Кто вспомнил название этого мультфильма?

- Может кто-то знает автора этой сказки?

- Автор сказки «Крокодил Гена и  его друзья» Эдуард Успенский. (слайд)

Э.Н.Успенский (22.12.1937г., город Егорьевск, Московской области) – советский и российский писатель, автор детских книг. Среди его популярных персонажей – Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и др.

- Ребята, назовите героев сказки « Крокодил Гена и его друзья».

- Отгадайте, о ком загадка? (слайд)

- Вот эта героиня сегодня у нас на уроке.  Но безобразничать она не будет, мы объясним ей об одном звуке в её имени и она станет добрее.

- Но сначала скажите, кто из вас знает что обозначает «шапокляк»?

- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи Шапокляк?

- Кто  догадался какая тема нашего  урока?

- Какие задачи поставим?

  1. Познакомиться……..

  2. Наблюдать …………

  3. Научиться …………

- В имени какого героя есть  звук

 [ ш ]  ?

- Дайте характеристику звуку [ ш ]   в этом слове.

- А как вы думаете, есть ли мягкая пара у звука [ ш ]  ?

- Как вы думаете, какой буквой обозначается звук [ ш ]  ?

- Почему звук один, а буквы две: заглавная и строчная?

- Молодцы!

- Шапокляк предлагает  нам прочитать слова и объяснить  их значение.

жар-шар                 кашка- каска

жил-шил                мишка – миска

крыша-крыса       шутки – сутки

- А следующее задание Шапокляк просит вас выполнить самостоятельно.

- Прочитайте текст и посчитайте сколько в нём предложений.

- Прочитайте  в тексте слова, записанные с заглавной буквой.

-  Как звали девочку?

-  Кто у неё была?

- Как звали кошку?

- Кто ещё любил Пушинку?

- Что делала Пушинка?

- Что не разрешала бабушка кошке?

- Ребята, а вы любите животных?

- У вас у каждого есть животные дома, а  как вы ухаживаете за ними?

- Ребята, а как вы думаете наши герои будут дружить со старухой Шапокляк?

- Чебурашка принёс пословицы о дружбе. Он просит вас прочитать их Шапокляк и объяснить ей, как вы их понимаете. Они очень хотят дружить с Шапокляк.

    1гр. -   Друзья познаются в беде.

    2 гр. – Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    3 гр. – Дружба в делах помощница.

- Какая тема урока была?

- Что вы узнали о звуке [ш] ? Дайте ему характеристику.

- Какую задачу ставили? Чему должны были научиться?

- Как вы думаете, справились с этой  задачей?

- Кому было трудно?

- Как оцениваете  работу всех детей на уроке?

-Как вы думаете, Шапокляк понравилось у нас на уроке?

- Я думаю, что в конце урока ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:

Я и красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.

-  Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?

Зелёные – если вам понравился урок и вы активно работали на уроке.

Желтые – если вы не всегда активно работали

Красные -  если вам урок не понравился и вы совершенно не работали на уроке.

Подготовка учащихся к работе.

- высказывания учащихся

- отвечают на вопросы

- Гласные и согласные

- работа с классом, отвечают на вопросы.

- а, о, у, ы

 - и, е, ё, ю, я

 - Они бывают твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные-непарные.

 - слушают музыку

 

- Чебурашка,  старуха Шапокляк.

- слайд смотрят

- звук [ ш ] 

- определяют тему урока

- ставят задачи урока

- Чебурашка

- согласный, твёрдый, глухой, парный.

- высказывания детей

 Ш, ш

- высказывания детей

Танцуют под музыку

- работа в парах

- проверка

-сам. работа

- проверка

- высказывания детей

- работа в группах

- высказывания учащихся

-  воздушный шарик

ЛУУД: формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям.

КУУД: умение слушать и слышать.

РУУД: организация учащимися своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникатив-ные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи;

- слушать и понимать речь других;

РУУД:  

-организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование.

ПУУД:    - умение анализировать, сопоставлять, находить ответы на проблемные вопросы.

КУУД:    -  умение слушать и  вступать в диалог;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: - слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах, гуппах и следовать им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

Личностные УУД:

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Самоанализ урока

                                      Литературное чтение (обучение грамоте), 1 А класс

                               

Тема урока: «Согласный звук [ ш ]  и буква его обозначающая Ш, ш».

Тип урока: Урок  «открытия» новых знаний.

Цели: - познакомить учащихся со звуком [ ш ]  и буквой его обозначающей;

           - развивать речь учащихся, память, внимание, фонематический слух;

           - воспитывать любовь к животным и окружающим людям.

Формирование УУД:    

Личностные:

 - обладать мотивационной основой учебной деятельности;

 - использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить  сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- уметь давать характеристику изучаемому звуку;

- уметь читать слоги и слова с изучаемой буквой.

Предполагаемый результат:   первоклассники  познакомятся со звуком [ ш ]  и буквой его обозначающей, научатся давать характеристику звуку,  работать в  парах, группах, выполнять задания творческого и поискового характера.

Основным на уроке является этап открытия новых знаний.  Урок проведен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке были использованы элементы следующих технологий: системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, технология учебного диалога, здоровьесберегающие.

Разнообразные методы, приемы обучения отбирались с учетом темы и цели урока, возможностей класса и учебно-материальной базы.

Использованы такие методы обучения: стимулирование учебной деятельности, наглядный метод, учебный диалог, метод контроля и самоконтроля. Использовались следующие формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах, группах.

На I этапе урока – Мотивация к учебной деятельности, были созданы условия для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности, использовался прием – эмоциональное вхождение в урок. У учащихся возникла положительная  эмоциональная направленность. На данном этапе формировались  личностные, коммуникативные учебные действия (УУД).

Личностные – Формирования эмоционального отношения к школе и к учебной деятельности.

Коммуникативные – умение слушать.

II этап урока – актуализация знаний.

На данном этапе использовались такие методы обучения как стимулирование учебной деятельности, наглядный метод, учебный диалог, метод контроля и самоконтроля. Использовались такие формы работы как фронтальная.  Формировались познавательные, коммуникативные, личностные (УУД).

Личностные – включение в учебную деятельность.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные – отличать новое от уже известного с помощью учителя, развитие мыслительных  операций.

На III этапе – самоопределение  к деятельности.

На данном этапе использован проблемный метод, в результате которого учащиеся сами сформулировали тему урока и поставили цель. Формировались личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (УУД).

Личностные – включение в деятельность, участвовать в обсуждениях, работая в паре, быть толерантным  к чужим ошибкам и другому мнению.

Регулятивные – понимание учебной задачи урока, обнаружение и исправление ошибок.

Коммуникативные  -  сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные – добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя опыт предыдущих уроков.

На IV этапе – открытие нового знания использовался прием постановки проблемного вопроса, в результате рассуждений учащиеся смогли дать характеристику звуку, назвать букву его обозначающую, учились читать слова. Я считаю, что на данном этапе все прошло так как было запланировано. Формировались УУД.

Регулятивные – умение в сотрудничестве работать по алгоритму, участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Коммуникативные – умение выражать свои мысли, владение диалогической формой речи, умение договариваться.

Считаю, что этот этап своей цели достиг.

На V этапе –  закрепление изученного. Была организована индивидуальная  работа над текстом. Учащиеся прочитали самостоятельно текст, посчитали количество предложений в данном тексте, ответили на вопросы по тексту. На данном этапе урока я использовала вид контроля: ученик – ученик, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение с образцом). Считаю, что этот этап прошел интересно, обучающиеся все справились с заданием. Формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Заключительный этап – рефлексия учебной деятельности.  Самооценка учениками собственной деятельности.

Л – умение давать верную эмоциональную оценку на уроке;

Р – оценивание собственной деятельности;

К – умение выражать свои  мысли в соответствии с условием коммуникации;

П – анализ деятельности на уроке, структурирование полученной информации.

Я считаю, что выбранные мною педтехнологии,  методы, формы работы – оптимальны. В итоге цель урока была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Звук [Й] и буква Й.

Конспект по обучению грамоте....

Конспект урока. Звук [Ч ] и буква Ч.

Конспект урока русского языка из раздела обучение грамоте....

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели: 1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’]. 2. Развивать фонематический слух учащихся. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект урока " Звуки [п], [п\'], буквы П,п "

Целиь урока : познакомить со звуками [п], [п\'], буквами П, п.Дать характеристику, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышл...

Конспект урока: "Звуки [х], [х\']. Буква Х, х"

Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...