Заглавная буква в словах 2
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon user_file_54c93d02ea255.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква в словах»

(УМК «Школа России»)

Тема урока: «Заглавная буква в словах». (1-ый урок)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных.

Предметные задачи урока: развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы, отличать имена собственные от нарицательных; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

Метапредметные задачи урока: 

Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.

Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», электронное приложение к учебнику (1CD), карточки для работы в группах, аудиозапись «Звуки моря», иллюстрации о Москве, офтальмотренажер.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при решении нестандартных заданий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Пусть каждый лучик согреет вашу душу и придаст вам силы и уверенности в познавании нового. А теперь вперед – за дело.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Подготовка к работе на основном этапе.

1.Минутки чистописания.

Пальчиковая разминка «Зайка».

 -А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

Для чего нужно выполнить это задание? (ответы детей).

- Повторим правила при письме.

(ответы детей)

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись:

Октябрь – осень

Январь – зима

Март - ?

Август - лето

( март – весна, пишем букву «в»)

- Верно, но буква обычная выросла вдруг. Выросла выше букв – подруг. Какая это буква? (заглавная)

- Какие звуки обозначает эта буква? Охарактеризуйте эти звуки.

- Какое задание можно предложить, используя эту букву? (составить слоги, слова)

- Пишем букву «В» в соединении с гласными «е», «и», «у».

        

III. Усвоение новых знаний и способов действий

(на доске записаны слова)

кошка, собака, корова, Буренка

человек, Виктория, учитель, строитель

- Найдите лишнее слово в каждой строке. (Буренка, Виктория)

- Почему они лишние? Что у них общего? (написаны с большой буквы)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Назовите тему урока.

- Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?

- Я предлагаю план работы, а ваше мнение?

(на доске выстраивается план урока символами)

IV. Реализация построенного проекта.

1. Работа по учебнику.

Упр. 1 (с. 122)

- С какой целью мы будем знакомиться с этим упражнением?

(чтобы узнать, какие слова пишутся с заглавной буквы)

- Прочитайте группы слов.

- Что обозначают слова, написанные с заглавной буквы?  

- Попробуйте вывести правило, какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Проверим, верно ли вы сформулировали правило.

(видеоматериал по теме урока, слайд «Анимация»)

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

(ученики, выполнившие задание, читают страничку для любознательных о происхождении названий городов)

- Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?

- Нужна ли нам эта информация и для чего?

- Какие слова написаны с заглавной буквы и почему?

(дети называют слова и эти слова появляются на доске)

2. Словарная работа.

- Назовите главный город нашей страны.

- Что вы знаете о Москве? Расскажите.

(ответы детей)

Ученик (рассказ с показом иллюстраций). Москва – не простой город, это столица нашей Родины. Столица – это значит главный город нашей страны. Нашему городу  много лет. В самом центре города Красная площадь. Издавна слово «красная» означало – красивая. На Красной площади находится Кремль. В Кремле работает Президент нашей страны. На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Через весь город протекает река, которая называется Москва-река.

(Видеоматериал по теме урока, слайд «Словарное слово»)

- Почему это слово написано с заглавной буквы?

- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите опасное место.

- Придумайте предложение с этим словом.

3.Физкультминутка. Минутка релаксации.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись плеска волн и крика чаек.)

- Вы на лодке, ярко светит солнышко. Плещут волны, слышны тихие крики чаек. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Упр. 2 (стр. 123). Работа в паре.

- Прочитайте. Обсудите задание в парах.

- Как одним словом назвать все, что записано?   (имена)

- Почему иногда называют Катя, а иногда – Екатерина?

- Когда можно употреблять сокращенное имя? А когда только полное?

- Назовите пары слов, какие у вас получились. 

2. Работа в тетради.

Упр. 75 (стр. 60). Самостоятельная работа.

-Выполните задание в тетради.

(один ученик выполняет упражнение из рабочей тетради на компьютере)        

- Напишите свое полное и сокращенное имя.

- Пригодиться ли вам в жизни знакомство с этим упражнением?

- Когда вы будете взрослыми, как вас будут называть?

3. Продолжение работы по учебнику.

Упр. 4 (стр. 124)

- Между живущих людей безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя своё от родителей в сладостный дар получает. (Гомер)

(беседа о значимости и уважительном отношении к своему имени)

- А задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя?

- Многие имена пришли к нам из других языков: греческого, латинского, еврейского, скандинавского и других. Каждому из вас я дарю карточку, на которой написано ваше имя и что оно означает.

- Итак, у каждого из вас есть имя. Мы его уже записали в тетради, а сейчас назовем  ещё раз. Но не торопитесь. Прочитайте задание к упражнению 4.

- Что должны помнить, чтобы правильно выполнить упражнение?

- Назовите ласковую форму своего имени. Кто вас так называет? А как вы ласково называете своих близких?

- Как вы думаете, почему человек использует в своей речи разную форму имен?

VI. Самостоятельная работа.

1. Соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

- У нас в классе есть ребята с одинаковыми именами. А что кроме имени есть у человека, чтобы его можно было отличить от других? (фамилия, отчество)

- Напишите свое имя, отчество и фамилию.

Проверка.

- Назовите фамилию, имя, отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.

- В учебнике на странице 124 прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

- К кому нужно обращаться по имени и отчеству и почему?

2. Физкультминутка

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1. Работа в группах.        

1 группа. Учебник – упр. 6, стр. 125

                                                                     Ира                    Миша

2 группа. Татьяна            Юрий                Ирина                Михаил

                Ивановна          Васильевич      Юрьевна           Юрьевич

                Румянцева        Румянцев          Румянцева        Румянцев

Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

………………….Аня                   Витя

3 группа. Лариса              Алексей            Анна                  Виктор  

                Николаевна      Андреевич        Алексеевна       Алексеевич

                Захарова           Захаров             Захарова            Захаров

Задание в учебнике – упр. 6, стр. 125

Проверка.

- Выполнив это задание, сформулируйте вывод.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На уроке я работал…

Материал урока мне был…

Мое настроение…

- Как вы думаете, знания, полученные на уроке русского языка, пригодятся вам в жизни?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».

УМК  «Школа  России»           Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч...

Урок русского языка 1 класс. Тема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу». Презентация

УМК  «Школа  России»   Предмет:  «Русский язык»Класс:  первыйТема: Письмо строчной и заглавной букв «Чч», слов с буквой «ч» и сочетаниями «ча-чу».Цели: повторить с учащим...

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения. Развитие умения писать заглавную букву в словах и предложениях.

Формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; умение списывать с печатного образца;умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные тв...