Главные вкладки

    Русский язык. Тема урока "Имя существительное как часть речи"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Потапова Наталья Викторовна

    Цели урока:

    1. дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
    2. отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
    3. формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
    4. развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Имя существительное как часть речи" (введение).


    Цели:

    1. дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
    2. отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
    3. формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
    4. развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

    1. Орг. класса:

    Будем отвечать активно,
    Хорошо себя вести.
    Чтобы гости дорогие
    Захотели вновь прийти!

    2. Ход урока:

    - Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.

     (запись числа и классной работы)

    Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    В гости к нам идёт сама
    Волшебница … зима.

    2. Минутка чистописания З з

    - Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?

    3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

    - А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?

    Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы, записать и объяснить. (проверка устно).https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img1.gif

    - А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?

    - На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

    - Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

    - Правильно, это имена существительные. 

    Всему название дано, - и зверю и предмету
    Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
    И все, что может видеть глаз –
    Над нами и под нами,
    И все, что в памяти у нас, -
    Означено словами.

    - У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи –действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.

    Каждый дом имеет фундамент. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img2.gif

    4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.

    -А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые.

    Это первый этаж нашего дома.https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img3.gifСтр. 9, упр. 9

     Физминутка:

    - Игра на внимание “Хлопок – молчок”

    (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

    5. Классификация существительных.

    - А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

    Поиграем в группы слов

    Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

    Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

    Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

    Лук, редиска, огурцы - … овощи.

    Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

    Платье, юбка и рубашка - … одежда.

    Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

    Василек, ромашка, роза -… цветы.

    Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

    - Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

     

    фрукты -…

    ткани - …

    реки - …

    https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img4.gif

    мебель - …

    профессии - …

    города - …

     

    Итак, что же могут обозначать имена существительные?

    Это еще один этаж нашего дома.

    Физминутка.

    Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

    - Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

    - Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

    - Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

    - Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

    - У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

    - Сели (минутка отдыха).

    Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.

    Продолжаем работу.

    6. Роль существительных в речи и предложении.

    Прочитайте текст (на доске):

    Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

    - Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

    Разбор каждого предложения:

    - Почему в первом предложении вставили слово снег?

    Найдите основу предложения, подчеркните.

    На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает?

     Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1, 2, 4 предложении.

    - Какой вывод можно сделать?

    Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

    - Какое слово вы вставили в третьем предложении?

    На какой вопрос оно отвечает?

    Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения.

    Они служат для смысловой окраски предложения.

    Третий этаж нашего дома (роль в предложении)

    7. Обобщение – по этажам “дома”.

    https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img5.gif

    Так что же такое имя существительное?

    https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410247/img6.gif

    Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.

    8. Рефлексия “Сегодня на уроке я…”

    - узнал новое…

    - научился …

    - было трудно …

    - всё понял, могу помочь другим …

    - Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).

    Пёс, петух, корова, кошка - …

    животные.

    Кукла, мячик и гармошка –

    … игрушки.

    Лук, редиска, огурцы - …

    овощи.

    Молоток, топор, щипцы - …

    инструменты.

    Платье, юбка и рубашка –

    … одежда.

    Бак, стакан, кастрюля, чашка -…

    посуда.

    Василек, ромашка, роза -…

    цветы.

    Ветер, дождик и морозы - …

    явления природы.

               

                                                     

                Имя существительное

    Кто? одушевлённые

    Что? неодушевлённые

    Предметы, названия рек, городов, профессии, явления природы, события,…

    З-ма,

    мор-з,

    з-метает,

    к-ньки,

    сев-р.

    В предложении является подлежащим или второстепенным членом.

    Род, число, падеж.

    Прочитайте текст :

    Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

    Прочитайте текст :

    Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

    Прочитайте текст :

    Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

    Прочитайте текст :

    Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

    Прочитайте текст :

    Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

    ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...

    Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

    Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

    2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

    2 класс Русский язык  Тема:Имя существительное как часть речи...

    Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."

    Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...

    Технологическая карта урока по русскому языку. Тема урока " Числительное как часть речи "

    к концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;уметь различать количественные и порядковые числительные                ...