2 | Мотивирование к учебной деятельности Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности. (2 мин.) | - Прозвенел звонок и смолк – начинается урок. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы. Садитесь. - Какие качества помогут вам добиться успеха? (трудолюбие, внимание, усидчивость, взаимопомощь...) - Я уверена, что вы все на уроке будете внимательными, усидчивыми, трудолюбивыми и будете помогать друг другу. Чтобы быть успешным на уроке, отгадайте формулу успеха. Добавьте нужные слова в формулу. Старание + внимание +сообразительность = успех. Воспользуйтесь этой формулой.
| Приветствуют учителя, активизируют внимание, проверяют готовность к уроку.
Показывают настроение на начало урока.
| Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества Личностные: самоопределение |
3 | Актуализация знаний (5 мин) Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения | Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Правильно, это имя прилагательное.
Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске. Минутка чистописания - Проведём минутку чистописания На доске: ( жи па де ) - Что вы можете сказать об этих соединениях? - Сколько слогов мягкого созвучия? - Запишите эти соединения, повторяя до конца строки. - Какое слово можно составить из этих слогов? (падежи) - Это слово встретится в теме сегодняшнего урока. |
Отвечают на вопрос учителя
(Имя прилагательное)
Записывают число, классная работа.
Проверяют, исправляют ошибки.
Один ученик записывает соединения на доске, остальные в тетради.
(падежи)
| Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего. Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других |
4 | Целеполагание (5 мин) Цель: формулирование темы и задач урока | Вспоминаем то, что знаем. 1.Имя прилагательное часть слова. (Нет) 2.Имена прилагательные отвечают на вопросы кто? что? (Нет) 3.Имена прил. обозначают признак предмета. (Да) 4.Имена прил. изменяются по родам. (Да) 5.Имена прил. бывают только муж., и жен., рода. (Нет) 6.Имена прил. не изменяются по числам. (Нет) 7.Имена прил. являются второстепенными членами предложения. (Да) 8.Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ. (Да) 9.Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий (Да) 10.Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя. (Да) |
Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей. Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока. |
5 | «Открытие» учащимися нового знания (10 мин) Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог
Игра «Кто быстрее и мудрее»
| -Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка. Давайте вспомним как изменяется прилагательное: - по числам
- по родам
- по ? (падежам)
Значит, что мы должны сегодня выяснить?
Посмотрите, что общего в этих словах: новая, смешной, весеннее, зимняя, длинный, зелёное, готовая, гибкий.?
Распределите имена прилагательные по родам.
Составьте словосочетания с каждым прилагательным
Просклонять 1 имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Выделить окончание им. прил. (Словосочетания выбираются детьми)
-Сделайте вывод. Читаем словосочетание; - Смотрим на имя существительное; - Определяем падеж имени существительного; - Имя прилагательное находится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится. Определите, какая сегодня тема урока?
Правильно, тема урока: Изменение прилагательных по падежам. Работа по учебнику. -Подтвердите свои наблюдения. Таблица (с. 104–105) показывает, как имена прилагательные разного рода с основами на твердый или мягкий согласный изменяются по падежам.
Ребята , давайте познакомимся с правилом на странице 105
Давайте прочитаем, что сказала Маша? Например: ≪В Р.п. у прилагательных м.р. (какого?) красного, голубого окончание - ого совпадает с окончанием вопроса, а окончание прилагательного синего не совпадает с окончанием вопроса. Эти варианты окончаний существуют, потому что основы прилагательных красного, голубого оканчиваются на твердый согласный, а основа прилагательного синего – на мягкий согласный, поэтому его окончание не совпадает с падежным окончанием вопроса≫. А теперь прочитаем высказывание Мишы. Продолжите высказывание.. Подтвердите его примерами из таблицы
Ребята, давайте проведем небольшую игру. Я называю прилагательные, а вы дополните их подходящими по смыслу существительными. Если они мужского рода –хлопаем в ладоши, женского –пожимаем руки друг другу, среднего – дарим друг другу улыбки добрая душа, нежный взгляд, ласковое слово, крепкая дружба, надёжный друг, мирное небо, красивая улыбка, заботливый товарищ, весёлое настроение Молодцы ! Ещё раз улыбнулись друг другу .
Прочитаем вопрос на стр 106. А чтобы мы смогли на него ответить, выполним упр. 116
Упражнение 116.
Таким образом, делаем вывод, что у прилагательных м.р. в В. п. удвоенный набор падежных окончаний, так как в В.п. они могут отвечать на два вопроса: КАКОЙ?, если имя прилагательное относится к неодушевленным существительным, и КАКОГО? – если к одушевленному существительному.
|
-по числам -по родам ?
(изменяется ли прилагательное по падежам)
Все слова им. прилагательные в ед. числе
Ж.р.- новая, зимняя, готовая Ср.р.- весеннее, смешной М.р. - длинный, гибкий.
Ученик составляет словосочетания с каждым прилагательным. Склоняет имя прилагательное вместе с существительным
Имена прилагательные склоняются по падежам.
Изменение прилагательных по падежам.
Дети знакомятся с таблицей: сначала И.п. м.р. (какой?) красный, голубой, синий, затем Р.п. и т. д. Называют выделенные окончания.
Прочитав всю таблицу, читают текст после нее и знакомятся с правилом на с. 105. II Затем читают замечание Маши и обсуждают его, приводя примеры из таблицы.
Дети читают высказывание Миши на с. 106 и пытаются его самостоятельно продолжить: ≪...после мягкой основы прилагательных часто пишется буква Е≫. Это наблюдение ученики подтверждают примерами из таблицы.
Выполняют задание
Дети читают вопрос Анишит Йокоповны Учащиеся ставят данные словосочетания в форму В.п. ед.ч.: вижу (что?) голубой цветок (неодушевленное существительное); вижу (что?) синий цветок (неодушевленное существительное); вижу (кого?) голубого щенка (одушевленное существительное); вижу (кого?) синего щенка (одушевленное существительное). Затем по таблице на с. 104–105 рассматривают изменения имен прилагательных м.р. и отвечают, что прилагательные м.р. в В.п. могут отвечать на вопрос (какой?) или на вопрос (какого?). На вопрос (какой?) отвечают также прилагательные м.р. в И .п., а на вопрос (какого?) – в Р.п.
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез. Коммуникативные:прислушиваться к высказыванию других. |