Рабочая программа по предмету "Русский язык", 4 класс, УМК "Перспектива".
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Рабочая программа по предмету "Русский язык", 4 класс, УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_kl.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя общеобразовательная школа №11"

г. Сергиев Посад

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №11

_______________

«30» августа 2019г.

приказ №      от «30» августа 2019г.

Рабочая программа  по русскому языку

для  4 «Г» класса

базовый уровень

2019 / 2020 учебный год

Разработчик программы:  Калинина Елена Вячеславовна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории.

2019г.

          Рабочая программа разработана  в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №11;  
  • авторской программы по русскому языку для 4 класса Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык», Москва, «Просвещение» 2015г.; УМК «Перспектива».

По учебному плану МБОУ СОШ №11 на изучение данного предмета отводится 153 ч (4,5 ч в неделю).

Планируемые результаты изучения предмета

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения раздела «Речевое общение. Речевая культура» выпускники научатся:

  • использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, отбирать соответствующие слова и выражения;
  • определять цели, тему, способы и результаты общения;
  • контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от речевой ситуации;
  • расширять свое представление о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится);
  • составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
  • использовать формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной речи, в различных сферах общения (в школе, дома, в клубе, в театре и т.д.);
  • составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение) с учетом цели общения;
  • писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания;
  • списывать текст аккуратно и без ошибок; писать под диктовку тексты (75-85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные личные окончания глаголов).
  • отличать текст от простого набора предложений;
  • устанавливать связь между предложениями в тексте;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • озаглавливать текст;
  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
  • составлять план текста;
  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Выпускники получат возможность научиться:

  • определять недостатки устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.);
  • развивать диалогическую и связную монологическую речь.
  • различать художественные и научные тексты;
  • составлять тексты разных типов.

В результате изучения раздела «Язык как средство общения» выпускники научатся:

  • проводить звуко-буквенный анализ слов;
  • определять ударение в словах;
  • делить слова на слоги и на части для переноса;
  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
  • правильно писать «не» с глаголами;
  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
  • писать под диктовку тексты, включающие слова с изученными орфограммами.
  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Выпускники получат возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
  • различать мотивированные и немотивированные названия.

В результате изучения раздела «Состав слова. Однокоренные слова.» выпускники научатся:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
  • выделять в слове основу и окончание;
  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Выпускники получат возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река  -  реченька, снег  -  снежок, бег  -  бежать);
  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

В результате изучения раздела «Слово как часть речи» выпускники научатся:

  • определять 1, 2 и 3-е склонение имен существительных;
  • верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на –ия, -ие, -ий);
  • разбирать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж и число.
  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;
  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
  • делать разбор имени прилагательного как части речи, указывая его начальную форму, род, число и падеж.
  • определять лицо, число и падеж личных местоимений;
  • правильно образовывать падежные формы личных местоимений;
  • правильно писать местоимения с предлогами;
  • употреблять местоимения в собственной речи.
  • определять I и II спряжения глагола, применяя алгоритм;
  • грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
  • определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем времени;
  • изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
  • верно ставить глагол в начальную форму;
  • обосновывать написание –ться, -тся в глаголах;
  • писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
  • верно писать окончания –о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени;
  • разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределенную) форму, спряжение, время и лицо в настоящем и будущем времени, род – в прошедшем времени.
  • объяснять различие предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры);
  • без ошибок писать их с другими частями речи.
  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • находить главные члены предложения  -  подлежащее и сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
  • находить в предложении однородные члены;
  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Выпускники получат возможность научиться:

  • употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род.
  • объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
  • употреблять числительные в речи.
  • определять грамматические особенности наречий;
  • находить наречия в предложении;
  • распространять предложения наречиями.
  • находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

Принимать роль в учебном сотрудничестве;

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

На основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные УУД:

Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

Строить сообщение в устной форме;

Находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Воспринимать смысл предъявляемого текста;

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

Осуществлять синтез как составление целого из частей;

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

Выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

Обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Воспринимать другое мнение и позицию;

Использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

Вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

Различать устные и письменные формы общения;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Воспринимать другое мнение и позицию;

Использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

Вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

Различать устные и письменные формы общения;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

Строить понятные для партнера высказывания;

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является формирование следующих умений:

Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

Осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

Относиться с уважением к представителям других народов;

Уважительно относиться к иному мнению;

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

Конструктивно разрешать проблемные ситуации;

Оценивать свои успехи в освоении языка.

Сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

Сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

Сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Содержание курса

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (14ч)

Повторение изученного.

     Язык и речь. (Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

Предложение.

    Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (56ч)

       Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький.Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

     

Имя существительное. (22ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие-ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное. (11ч)

   Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

    Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

   Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

     Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

   Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

   Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение. (6ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол. (17ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается,что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и-ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). 

                               

Повторение изученного. Связная речь (15ч)

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, проектной деятельности  

Повторяем. Узнаем новое.

20

Входной контрольный диктант.

Проверочная работа по теме «Текст».

Язык как средство общения..

37

Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения».

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Состав слова

16

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок»

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Слово как часть речи

73

Контрольный диктант за 1 полугодие

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Контрольный диктант по теме «Имя числительное», «Наречие»

Повторение изученного за год

7

Административный контрольный диктант

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО начальных классов

от  «29» августа 2019г.        

протокол №

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____________      

«30» августа 2019г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,

Рабочая программа  по  английскому языку  класс  3  Enjoy English М.З. Биболетовой,  Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...