«Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шатковская Елена Владимировна

Урок русского языка 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

на тему: «Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема урока

Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами

Дидактическая цель

Создание условий для закрепления и систематизации знаний о звуках и буквах.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. регулировать своё поведение при работе в микрогруппе, брать ответственность на себя;

Л2. положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения (потребности).

МПознавательные

МП1. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

МП2. находить ответы на вопросы

МРегулятивные

МР1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

МР2. работать по предложенному учителем плану.

МКоммуникативные

МК1. слушать и понимать речь других;

МК2. строить речевые высказывания;

МК3. работать в паре и в группах.

П1. Знать разницу между звуком и буквой

П2. Знать, чем гласные отличаются от согласных 

П3. Уметь определять количество слогов в слове 

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Гласная буква, гласный звук, согласный звук, мягкий знак, слог.

Образовательные технологии, используемые на уроке

Диалоговая технология, рефлексивная

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Литературное чтение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Организационное начало урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Работать сегодня будем в группах!

За быстрое и правильное выполнение вы будете получать баллы, победившая группа получит призы.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

С помощью учителя делятся на группы по 5-6 человек.

ΙΙ. Актуализация знаний

Ребята, на слайде вы видите два слова.

«Звуки»  и «буквы»

Что мы знаем о звуках?

А что мы знаем о буквах?

Можем ли мы изобразить звуки на письме? С помощью чего?

А какие бывают звуки?

 Что мы знаем о гласных звуках? Как они произносятся?

Что мы знаем о произношении согласных звуков?

Минутка чистописания

(на слайде)

Выпиши из ряда букв только гласные. Каждую по 3 раза.

 

Один ученик читает их вслух.

Звук мы слышим и произносим.

Мы их видим и записываем.

Да. С помощью букв.

Гласные и согласные.

Поются, тянутся, произносятся с голосом без преграды

Произносятся с шумом, встречая преграду, мешает язык, зубы, губы.

Л3

МП1

МР1

МР2

МК1

МК2

П1

П3

ΙΙΙ. Целеполагание.

 Ребята, как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать на уроке?

А вы их разве не знаете?

Тогда какова цель нашего урока?

С гласными и согласными буквами и звуками

Знаем.

Закрепить знания о звуках и буквах

Л3

МП1

МР1

МР2

IV. Основной этап. Закрепление  умений.

 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране букв и звуков!

Но, чтобы путешествовать, нам же нужен транспорт. Чтобы узнать, на чем мы отправимся в путь, отгадайте загадку.

«В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит.»

Правильно, мы отправимся на поезде!

Но, перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним правила работы в группе!

  1. Работаем дружно!
  2. Важно мнение каждого.
  3. Уважаем мнение всех членов группы.
  4. Работаем тихо, чтобы не мешать другим.

Итак, первая наша остановка в деревеньке «Слогово»

Ребята, местные жители никак не могут расшифровать слово, нам нужно им помочь! Команда, которая справится быстрее всех, получит балл.

- первый слог, как в слове окно (ок)

- второй слог, как второй слог в слове утята (тя)

-дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку П  (б)

-непарный звонкий согласный из слова жираф (р)

-в конце слова буква не гласная и не согласная (ь)

Назовите все слово. (Октябрь)

Молодцы. Ребята, а что мы знаем об этом месяце?

Следующая остановка в  городе  под названием Звукоград.

Мэр этого города хочет проверить ваши знания. Для этого он приготовил для вас задание!

Подчеркните слова, в которых есть звуки [ йа ],

[ йо ], [ йэ ], [ йу ].

 Мышка, юбка,  ирис,  яблоко,  персик, каюта, майка, перо,  ружьё, тюльпан, ёрш.

Проверка. Если ваша команда подчеркнула первое/второе/третье… слово, поднимите руки вверх. За каждое правильно подчеркнутое  слово начисляется по баллу.

Молодцы! Отправляемся  путь!

 Мы оказались в уютном городке Буквобурге

Давайте узнаем, какое заданием нам подготовили жители этого городка.

Нам нужно отгадать кроссворд и из выделенных букв составить слово!

Вопросы кроссворда:

  1. Черные птички на каждой страничке

Молчат, ожидают, кто их отгадает. (буквы)

  1. Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называют все… (Алфавит)

  1. Какое слово спряталось в слове «угроза»? (роза)
  2. Буквы бывают гласные, а бывают… (согласные)
  3. Убери букву из слова «краска»,  и получи новое слово. (Каска)

Проверка. Какое слово вы составили?

Отправляемся в путь!  

Физминутка

Наш поезд прибыл на станцию «Спортивная»

Посмотрим, какая команда у нас самая внимательная.

Делаем то, что я говорю, а не то, что показываю.

Молодцы! Все хорошо постарались!

Остановка в поселке «Ребусово»!

Расшифруйте слова. Запишите их. Определите количество слогов в этих словах. Сложите кол-во слогов.

100 л (стол), с З ж (стриж), 7 я (семья), ак 3 са (актриса).

 1+1+2+3=7

У кого сколько получилось?

Ребята, а как определить, сколько слогов в слове?

Следующая остановка в деревне «Мягково»!

Ребята, скажите,  мягкий знак обозначает  гласный или согласный звук?

Тогда для чего нужен мягкий знак?

Наше следующее задание связано как раз с мягким знаком. Давайте узнаем, что нам нужно сделать.

Перед вами клеточки слов, в них вставлен мягкий знак и буква перед ним. Ваша задача отгадать эти слова целиком.

Команда, которая справится первой, получит балл.

Часть суток. (День.)

Дикое животное с ветвистыми рогами. (Олень.)

Одежда. (Пальто.)

Время года. (Осень.)

Часть руки. (Ладонь.)

Летний месяц. (Июнь.)

*Доп.станция.  Если останется время.  

Мы прибыли на станцию «Словесная»

Сейчас мы проверим ваш словарный запас!

Итак, я назову букву и каждая команда по очереди  должна назвать слово, которое начинается с этой буквы.

Например, я назову букву «Б» и каждая команда говорит по слову.

Балет- баскетбол – билет – банка и т.д.

Если команда не называет слово, она вылетает. Если команда выкрикивает с места – вылетает.  

Команда, которая продержится дольше всех, получит балл.

Начали!

 

Отгадывают загадку

Правила работы в группе

Выполняют задание в группах

Ответы детей. 

Выполняют задание в группах. 

Проверка задания

Выполняют задание.

Проверка кроссворда.

Физминутка

Разгадывают ребусы

Ответы команд.

Столько же, сколько гласных.

Мягкий знак звука не обозначает.

Он используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука.

Выполняют задание

Играют в игру.

Л1

Л2

Л3

МП1

МП2

МП3

МР1

МР2

МК1

МК2

МК3

П1

П2

П3

V. Подведение итогов. Рефлексия

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Какая у нас была цель? Удалось ли ее достичь?

Какие трудности возникли?  Что удалось легко?

Рефлексия

Оцени от 1 до 3

1-плохо

2- хорошо

3- отлично

Моя работа на уроке -

Работа членов группы -

Работа класса -

Л3

МП1

МР2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Гласные и согласные звуки и их буквы"

Презентация служит сопровождением урока №2 русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Дистанционное обучение. Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Помощник по русскому языку.1 класс. Дистанционое обучение для болеющих и отстающих учеников....

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквамиКласс: 2 Тип урока: закрепление...

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.

План-конспект урока по теме: Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами.Алфавит.Класс: 2 Тип урока: закрепление...

Согласные звуки. Обозначение их буквами

Конспект урока русского языка в 1 классе по УМК "Перспектива"....

Технологическая карта "Звонкие и глухие согласные звуки, обозначения их буквами"

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначения их буквами...

Технологическая карта по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива" по теме:«Согласные звуки. Обозначение их буквами»

Тип урока:  Урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование представлений о согласных звуках, развивать умение отличать парные звонкие и глухие согласные звуки.Задачи урока...