Технологическая карта "Звонкие и глухие согласные звуки, обозначения их буквами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Руц Юлия Александровна

Звонкие и глухие согласные звуки, обозначения их буквами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по русскому языку


Школа: МОУ СОШ №3 (филиал)
Класс: 3В
Учитель: Пузанова Ольга Адамовна
Методист: Горобец Тамара Геннадьевна
Студент: Руц Юлия Александровна
Дата проведения: 25.09.19
Тема. Звонкие и глухие согласные звуки, обозначения их буквами
Тип урока: повторение, систематизация знаний
Педагогическая цель: обобщение знаний о согласных звуках, обозначение их на письме
Планируемые результаты:
Предметные УУД
: обучающиеся научаться объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами, группировать слова по типу орфограмм
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формировать учебную задачу , применять установленные правила.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить свои сообщения.
Коммуникативные УУд: уметь просить помощи, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные: формирование внутренних позиций школьника на основе положительного отношения к школе
Ученик научится: 
- распознавать звонкие и глухие согласные звуки

Ученик получит возможность научиться: 
- сравнивать в тексте звуки, которые они обозначают: звонкий звук или глухой


Основные термины: Звонкие/глухие согласные звуки, гласные звуки
Ресурсы: учебник русского языка ( Т.Г. Рамзаева), лента букв, дополнительный материал

Технологическая карта учебного занятия

Структурные компоненты учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.        Орг. момент

1. Организация класса.
-
-Здравствуйте,  ребята. Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Проверьте, все ли готовы к уроку?


- Ребята, теперь я буду хлопать в ладоши, а вы должны повторить за мной. Будьте внимательны. (учитель хлопает в ладоши, каждый раз по разному)

 - Присаживайтесь. 
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя что-то новое. Желаю удачи!

2.Упражнение для рук.
- Сжимаем, разжимаем пальцы 1,2,1,2
- Вращение кулачками, к себе и от себя 1, 2, 3, 4
- Делаем волну, пальцы в замок

3.Оформление тетради.
-  А теперь откроем тетради, сядем правильно, положите её наклонно и записываем сегодняшнее число (25 сентября). На следующей строчке Классная работа


Приветствуют учителя



Проверяют свою готовность к уроку


Повторяют за учителем

Слушают учителя

Выполняют разминку для рук

Записывают число и классную работу.

II. Каллиграфическая минутка

-Сегодня мы с вами вспомним, как правильно пишется прописная буква  А ( записать букву на доске)

1. Анализ типичных ошибок


При письме буквы А у возникают такие ошибки:

а) неправильно изображают петлю

б) очень большое расхождение между первым и вторым элементом
в) тесное сближение этих элементов

Букву А нужно писать не отрывая руку от письма начинаем писать петлю.  Делаем петлю и пересекаем первую часть буквы и ведём на соединение со следующей буквой

При написании строчной буквы а возникают такие ошибки:
а) не замкнутый первый элемент буквы
б) второй элемент пишется слишком близко к первому
   
Овал нужно писать правильно, вытянутый, а не прямой. Второй элемент не должен  писаться слишком близко к овалу.

При написании строчной буквы д возникают ошибки:

а) петля нее пересекается на нижней линии
б) пересекается ниже или выше
в) очень большая петля

Овал у буквы д должен быть ровный, вытянутый, петля должна пересекаться на нижней линии

 
-В чём сходство этих элементов?

Вспомните, что овал у этих букв должен быть одинаковым он имеется во всех буквах, должен быть  вытянутый, а не круглый.

2. Объяснение и показ учителя


3. Письмо в тетради

Тетрадь!

Посадка!

4.Самоанализ. Самооценка.

- Подчеркните правильно написанные буквы

Слушают учителя

Сходство овал

Записывают в тетрадь элементы

Анализируют, подчёркивают правильно написанные буквы

III.        Словарно-орфографическая работа.

 Слайд
—  Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, а чтобы узнать с каким, отгадайте загадку.
     В небе вы не замечали?
     Был он буквой «О» вначале.
     Превратился в букву «С»,
     А к утру совсем исчез.


Работа над лексическим значением слова
- В толковый словарь С.И. Ожегова слово месяц имеет два значения- луна и месяц

Работа над зрительным образом слова
- Открываем словарик, который на столе и открываем с.31 и находим слово месяц
- Произносим слово орфографически, орфоэпически
- Что заметили?

Запись слова в тетрадь один ученик на доске другие в тетради
- Записываем слово на доске и в тетради с большой буквы
Задания:
-поставить ударения  (мес
яц)
-выделить орфограммы
-подобрать однокоренные слова (ежемесячный, месячник)
выделить корень (все однокоренные слова пишутся одинаково)
Вывод: что все однокоренные слова пишутся одинаково



Составить предложение один ученик на доске остальные в тетради

Запись предложения
Ярко сияет месяц за окном
- подчеркнуть главные члены предложения
- о чём говорится в предложении? Задаём вопрос от глагола
- что он делает?
 


Слушают учителя


Отгадывают загадку. Ответ месяц


Произношение и написание слова совпадают

Записывают слово на доске и у себя в тетради, выполняют задания


Делают вывод:
 что все однокоренные слова пишутся одинаково

Ярко сияет месяц за окном
(сияет что?-месяц) месяц подлежащее подчёркиваем одной чертой, выражено сущ.  Месяц что делает? Сияет-это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выражен глаголом.

V.        Целеполагание и мотивация.

Слайд
- Чтобы определить тему нашего урока мы поможем Незнайке

 составить пары согласных по звонкости/ глухости. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание.

[б], [3], [К], [п], [Ж], [ф], [Ш], [Д], [Г], [В], [С], [М], [Т]


Какая карточка оказалась «лишней»? Почему?


 Как вы думаете, для чего нужно уметь проверять буквы, обозначающие парные согласные по звонкости/глухости?
Слайд
- Так кто же скажет, какая тема нашего урока?
- Что будем отрабатывать?



- Сегодня мы повторим пары согласных по глухости/звонкости и будем учиться проверять написание слов с такими согласными.


Составляют пары согласных по
 звонкости/ глухости.  


Лишняя карточка
[М]. Потому что звук м не имеет пары по звонкости и глухости

Для того, чтобы правильно писать слова


Повторять пары согласных и учиться проверять написание слов с такими согласными.

VI.        Формирование  знаний, умений и способов действий

  1. Работа с лентой букв 
    - А теперь обратите внимание на ленту букв
    -Что вы можете о ней сказать?

Лента букв разделена на три поля разного цвета.

На красном полотне расположены буквы, обозначающие…

На полотне синего цвета расположены буквы, которые обозначают…
в верхнем ряду – буквы, обозначающие…
в нижнем – …

Две буквы звука не обозначают, какие это буквы?


- А теперь давайте перечислим те согласные звуки, которые
не имеют пары по звонкости и глухости (н-нь, м-мь, л-ль, р-рь, й), (х-хь, ц, ч, щ)

- А теперь назовём те звуки, которые
имеют пару по звонкости и глухости (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с)
- Почему эти звуки в конце слова надо проверять?
что происходит с этими звуками?
- Как их проверять?
- А почему буквы непарных согласных звуков проверять не надо? (всегда в сильной позиции, нет пары)


2) Работа над правилом
- А теперь прочитаем в учебнике правило на с. 28-29. Кто прочитает?
 хором



3) Задания по учебнику

- А теперь давайте наши знания покажем в упражнение 60,  мы сделаем его устно все вместе.
- Сколько пар звонких-глухих согласных звуков в русском языке?
слово бобы-боб (бобы это много, а один боб. Мы слышим звук п, а пишем б, почему?)

- Слайд

Читаем по цепочке слова. Давайте разберёмся, что обозначают эти слова. (бобы- это плоды бобовых, посевы-посадка семян разными способами)



- Значит, как нужно проверять парные согласные звуки?

Слайд

Физминутка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз

-Приступаем к следующему заданию 61. Кто прочитает задание?
- Кто пойдёт к доске и запишет проверочное и проверяемое слово?
(пиро
ги-пирог, арбузы-арбуз, гвозди-гвоздь, мосты-мост, карандаши-карандаш, багажи-багаж, морозы-мороз, холода-холод, ледяной-лёд, сугробы-сугроб, чижи-чиж, сиропы-сироп)
обобщение
- Чему учились?
(применять правила, применять проверочные слова)
- Что для этого вы делали со словом?
( изменяли по числам)

Выполним упражнение 63. самостоятельно
- сейчас вы должны сделать наоборот из формы множественного числа нужно образовать форму единственного. Записываем только слово единственного числа.

- А теперь проверяем по цепочке

- Переходим к следующему заданию на с.29 упражнение 62. 
- Кто же прочитает нам загадку?
первая загадка (ответ-сахар), вторая загадка (ответ- месяцы).

- Прочитайте внизу упражнения задание к нему.
- Кто же нашёл слова, написание которых нужно проверить? Какие это слова? (снег-снега, мёд- мёду- мёдом, вперёд-впереди, год-года, друг-другу)

- А теперь вам нужно написать первую загадку вместе с отгадкой по памяти. Закрываем учебник и записываем. А в конце посмотрим, кто же у нас внимательный и смог запомнить всю загадку.

- Так, а теперь открываем учебник и записываем вторую загадку, будьте внимательны и не допускайте ошибок.
- А теперь выполним взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и если вы нашли ошибку, то ставим -.

- У кого нет ни одной ошибки? А у кого есть одна ошибка?

Работают с лентой букв

 

Отвечают на вопрос

Гласные звуки

Согласные звуки

Звонкий согласный звук

Глухой согласный звук


ъ, ь знаки

Эти звуки в конце слов оглушаются

Читают правило: Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парным согласными на конце нужно проверять. Для проверки измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный

слово бобы-боб (бобы это много, а один боб. Мы слышим звук п, а пишем б

Слышим  звук [п], потому что парный согласный оглушается. Писать нужно боб, потому что проверочное слово бобы.


Нужно изменить слова так, чтобы после согласного стоял гласный.

Выполняют физминутку

Побери к данным словам проверочное слова. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое слово. Вставь пропущенные буквы.


В слове пироги слышу звук г значит и в слове пирог надо писать букву г

Один ученик выходит к доске и выполняют задания, выделяя парные согласные на конце слова. Сверху парных согласных пишут звук, который слышит на конце слова.

выполняют задание  

Самостоятельно выполняют и  записывают в рабочую тетрадь слова. Затем после выполнения бъясняют почему так написали.

Проверка: Круги-круг (слышим кру[к], а пишем круг, потому что на конце слова эти звуки оглушаются, проверочное слово круги, значит надо писать круг).

Читают загадку и отгадывают.

Читают слова, которые нужно проверить

Записывают загадку по памяти

Списывают вторую загадку с учебника

Взаимопроверка

Отвечают

VIII.        Подведение итогов.

- Над какой темой работали?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Назовите парные звонкие и глухие согласные?
- Как нужно проверять парные согласные звуки?

- Узнали, как нужно проверять слова, на конце которых парные согласные звуки
- Эти звуки в конце слова оглушаются
- Нужно изменить слова так, чтобы после согласного стоял гласный.

IX.        Рефлексия

«Фразеологизм»
- Ребята, у вас на листочках написаны фразы. Вам нужно подчеркнуть ту фразу, которая подходит вам и описывает вас на этом уроке.

На листочках, которые выданы детям написано:

- краем уха
- шевелить мозг
- хлопать ушами

- Поднимите руку те, кто сегодня слушал краем уха. Поднимите те, кто шевелил мозгами, а теперь, кто хлопал ушами.


Анализируют. Подчёркивают фразу

Поднимают руку

X.        Домашнее задание

С. 30, № 64
- Что будете делать прежде? (подбирать слово)
- Ребята, вам нужно в тетрадь списать словосочетания и вставить пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания.

 

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Технологическая карта урока русского языка во 2м классе с необычной подачей материала. УМК "Перспектива". К конспекту прилагаются презентация и дидактический материал....

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ НА ПИСЬМЕ.

Цель: Развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки слова, правильно писать слова с парными согласными звуками, правильно выбирать способ проверки.Прогнозируемые результат...

Звонкие и глухие согласные звуки.Обозначение их на письме.

Тест по теме помогает проверить усвоение учащимися правописание звонких и глухих согласных, а также закрепить изученный материал....

Звонкие и глухие согласные звуки.Обозначение их на письме.

Умение определять парный согласный  в слове и проверять его....

Технологическая карта по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива" по теме:«Согласные звуки. Обозначение их буквами»

Тип урока:  Урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование представлений о согласных звуках, развивать умение отличать парные звонкие и глухие согласные звуки.Задачи урока...